Войти
Персона
07.07.2013 12:21
Кто Вы, господин Бояков?

Эдуард Бояков

Кто Вы, господин Бояков?

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: radiuscity.ru, culturavrn.ru

Имя Эдуарда Боякова все чаще мелькает в медиа-пространстве. Москва, Воронеж, Пермь и другие точки на карте отмечают сферу его активности. Он дает интервью, выступает с заявлениями. Является субъектом многочисленных материалов в СМИ, комментирует происходящее в своем блоге в одной из социальных сетей.

На днях Эдуард Владиславович высказал предположение, что фестиваль «Текстура», который он проводит в Перми с 2010 года, может переехать в другой город. Причиной этого могут быть задержки с выделением финансирования (необходимо 15 миллионов рублей) - устроители смотра до последнего времени не получали ни денег от властей, ни известий о дальнейшей судьбе форума.

Подобная волокита уже привела к срыву последнего фестиваля «Большая перемена», а также к переносу сроков литературного фестиваля «Слово/Nova». Как и в случае с «Текстурой», их идеологом и основателем является Эдуард Бояков. «Вместе с режиссером Борисом Мильграмом, галеристом Маратом Гельманом, экс-губернатором Олегом Чиркуновым и сенатором Гордеевым он был одним из инициаторов пермского культурного проекта. В его рамках Бояков открыл в Перми новую театральную площадку «Сцена-молот», напоминает gazeta.ru.

Куда может худрук «Текстуры» перевести этот фестиваль актуального театра, драматургии и кино, легко догадаться. В тот город и регион, где он сегодня определяет вектор культурного развития, выступает главным экспертом в области современного и прочего искусства, воспитывает будущих артистов, музыкантов, художников и пр.

Каким будет это будущее? Во многом это зависит от личности идеолога "культурной революции". Между тем, эстетические и политические воззрения Эдуарда Боякова, на мой взгляд, не поддаются систематизации. То он предстает либералом, то консерватором, то сетует на слишком свободные нравы, то заявляет, что показанный в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля эстонский спектакль с матом и обнаженкой – вполне вегетарианский.


Кое-что о мировоззрении, вкусах нового ректора ВГАИ и создателя концепции развития воронежской культуры на десятилетия вперед можно узнать из недавно опубликованного в «Петербургском театральном журнале» обширного интервью.

Говоря о периоде с начала девяностых годов по сегодняшний день, Бояков заявляет: «Революция недопроизошла. И театр завис, как и вся страна, между капитализмом и совком… А надо идти дальше. Сегодня сильно не хватает развития».

В каком же направлении должен двигаться российский театр? «Для меня это необходимость поместить театр в широкий контекст языка современного искусства. Театр не может быть закрытой эстетической системой, как раньше. Сегодня этот язык универсален. На открытии фестиваля «Территория» в особняке были выставки, посвященные Гутову и Кулику, во дворе — перформанс Филиппа Григорьяна, а на сцене — спектакль из Австралии, сделанный «хореографами и инженерами», как написано в пресс-релизе. Это не плохо и не хорошо, современный театр существует в таком растворе, сетовать бесполезно. Интернет, пересечение технологий и так далее. Этой актуальности дико не хватает российскому театру», - убежден Эдуард Бояков. Но буквально через несколько строк он произносит: «Дико не хватает консервативных ценностей».
По его мнению, театр должен апеллировать к новому зрителю, «человеку цифровой эпохи, который гораздо менее сведущ в театральной специфике, но он подготовлен междисциплинарно. Важнее знать современное кино и искусство, чем историю театра, Кулика, чем Фабра, Ханеке, чем Штайна, Миядзаки, чем Брука».


Что же отмечает Бояков как самое значимое?

«Театр. doc Угарова—Греминой. Предъявление технологии документального театра как важного творческого ресурса, метода. «Большая жрачка», «Преступление страсти», «Война молдаван за картонную коробку» — события, которые дали факту художественное измерение. Иван Вырыпаев. «Кислород», «Бытие № 2», «Июль» и «Иллюзии» — это вехи и в современной драматургии, и в современном театре, и в современной литературе.

Владимир Мартынов, сочинивший «Плач Иеремии», который поставил Анатолий Васильев. Важнейший спектакль нашего времени. Мартынов еще написал музыку для многих спектаклей Любимова, «Практики», Политеатра, сочинил оперу, которую исполнил Владимир Юровский с Лондонским филармоническим оркестром в Ройал Фестивал Холл в Лондоне и Линкольн-центре в Нью-Йорке. Еще Мартынов сыграл себя в «Человек. doc». И написал важнейшие книги про то, где мы сейчас находимся.

Антон Адасинский, создавший театр «Дерево». Настоящий рыцарь. Настоящий художник и учитель. Вообще феномен театра «Дерево» — это пощечина и диагноз всей существующей театральной системе и особенно Санкт-Петербургу.

Если про современный танец — то Евгений Панфилов и Татьяна Баганова. Они заставили расти в наших негостеприимных широтах дерево современного танца».

Всем, кто хотел бы ближе узнать и понять Эдуарда Боякова – продюсера, ректора, человека – рекомендуем это интервью в ПТЖ. Марина Дмитревская брала его в ноябре 2012 года, но опубликовала только сейчас – видимо, считает этот текст актуальным именно сегодня.

Между тем, ответить на вопрос «Кто вы, господин Бояков?» даже после ознакомления с этим текстом будет все так же непросто. Почему в Воронеж он привозит спектакль «Практики» «Бабушки», а не, скажем, «Театр-ху…тр на славянский бл…ь манер» того же театра?

Кто скажет, что Эдуарду Владиславовичу ближе, интереснее, роднее? Не знаю, есть ли смысл задавать вопрос, вынесенный в заголовок этих заметок, самому Боякову. Такое впечатление, что, переходя из одного кабинета в другой, он меняет не только выражение лица, но и мысли.

Так что пришло на нашу землю – великая благодать или чума? У меня нет ответа. Судить о намерениях по артикулированным нашим протагонистом тезисам, не представляется возможным. Слишком уж много переменных и неизвестных величин в этих формулах.

P.S. Вопреки обещанной полной открытости, преобразования в воронежской культуре начались без огласки. Эмиссары приходят в различные учреждения и озвучивают изумленным руководителям планы по их модернизации…

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоВ Воронеже стартует сезон работы фонтанов

Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеСпасут ли «Маску» две гостевые маски

Организаторы обещают, что на сцену выйдут специальные гости – Барби и Кот-2.

ПерсонаУволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова

Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеМэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»

Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.