Войти
Персона
04.06.2013 16:40
Актриса театра «Колесо» Ольга Самарцева: «Творческие корни прорастают из  Воронежа»

Актриса театра «Колесо» Ольга Самарцева: «Творческие корни прорастают из Воронежа»

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото: teatr-koleso.ru

В Воронеже на гастролях побывал Тольяттинский театр «Колесо» имени Глеба Дроздова. Ведущей актрисой этого коллектива является выпускница театрального факультета Воронежского института искусств, заслуженная артистка РФ Ольга Самарцева. С ней встретился культурный обозреватель Павел Лепендин.

- Ольга Ивановна, приятно возвращаться в город своей юности на гастроли с таким известным театром, каким является «Колесо»?

- И не спрашивайте. От радости такого визита у меня наворачиваются слезы на глазах. Конечно, я с большим трепетом в очередной раз приехала в Воронеж, имела счастье встретиться с некоторыми моими педагогами. Меня переполняют эмоции.

- Каким образом путь уроженки Волгограда вдруг пересекся с Воронежем?

- С детства я мечтала быть актрисой. Казалось, что стать ею можно только в Москве. Год провела в столице в Щукинском театральном училище, где работала на кафедре лаборанткой. Постоянно ходила на различные занятия, спасибо педагоги всегда пускали меня. Познакомилась там с Ольгой Ивановной Старостиной и Борисом Григорьевичем Кульневым – легендарными педагогами, которые стояли у истоков открытия в Воронеже института искусств. После того как меня в «Щуке» отсеяли, я шла вся в слезах от обиды. Вдруг навстречу Борис Григорьевич. Выслушал мои всхлипы и причитания, а потом сказал: «Детка, хватит проводить здесь время. Отправляйся лучше в Воронеж». Признаться, ехать сюда не хотела. Но моя мама, прибегнув к небольшому обману, окольными путями доставила-таки меня в Воронеж.

- Чем вас привлекала актерская профессия в детстве?

- У меня было две дороги: либо спорт, либо театр. С детства принимала участие в художественной самодеятельности. Позже в Волгограде на телевидении вела сначала пионерскую программу «Орлята», затем комсомольскую «Ровесник», была занята в телеспектаклях. И с упоением занималась спортом. Была, между прочим, кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике. Помню, в детстве приезжала в Воронеж на соревнования, по итогам которых вошла в десятку сильнейших гимнасток России среди юниоров. Но многое в моей жизни определил другой момент. Наш класс повели в Волгоградский драмтеатр. Когда проводили по фойе, я увидела копию знаменитого портрета Ермоловой работы Серова и подумала: «Я тоже так хочу!» Спорт я бросила, поскольку поправилась на 16 кг, но и в театральной ипостаси приходилось нелегко. Чувствовала, что нутро у меня одно, а фактура совершенно другая. Такое несоответствие и помешало мне поступить в Москву. Доходила до третьих туров, но в итоге меня постоянно отсеивали. Однако времени даром не теряла. Год поучилась в знаменитом Саратовском театральном училище имени Слонова. Везде я накапливала опыт, но воронежский институт дал мне больше всего. Меня принимали на первый курс Старостина и Кульнев. Потом они не смогли уже работать в силу возраста и личных обстоятельств. И нас принял под свое крыло Глеб Дроздов. Со второго курса начал вводить нас в массовки Кольцовского театра, стал брать на гастроли.

- Но после окончания института вы вернулись в Волгоград…

- Совершенно верно. Родной город и родные стены мне очень помогали. Девять лет я отдала Волгоградской драме. Примерно через полтора года стала ведущей артисткой. Там очень хорошо складывалась моя творческая судьба. Мне было около 30 лет, когда я удостоилась ордена «Знак Почета».

- Ничего себе! Редкая история.

- Все дело в том, что меня назначили на роль Софьи в горьковской пьесе «Зыковы». Но вскоре я ушла в декрет. А актриса, работавшая в паре со мной, пока меня не было, проштрафилась. В результате ее отстранили от работы. Но надо было ехать с постановкой на фестиваль. Ко мне пришел режиссер и сказал: «Ольга Ивановна, выручайте!». За две недели я ввелась в спектакль и поехала с театром на гастроли в Горький. Там за свою работу была отмечена как победитель в номинации «Лучшая женская роль». До того у меня уже были и волгоградские творческие награды за участие во всевозможных конкурсах. По возвращении на родину местным начальством от культуры было сказано: «Если подадим на звание, документы будут ходить по инстанциям лет пять, потому что вы слишком молодая. А если выдвинем вас на получение ордена, то получится гораздо проще». Орден я получила, а от звания удалилась на долгие годы, поскольку меня позвал к себе Глеб Борисович, и я уехала к нему. Даже, несмотря на то, что в Волгограде к тому времени уже был подписан приказ о моем назначении директором местной Драмы. Но и такое заманчивое предложение отвергла, отправившись к Дроздову в Ярославль, где у него была всего лишь студия, а не театр.

- Авантюрный у вас характер...

- Что есть, то есть. С Глебом Борисовичем мы встретились на съезде СТД в то время, когда он фактически был не у дел, находился в Ярославле. Поскольку со мной в Москву приехали представители департамента культуры Волгограда, мы пригласили Дроздова к нам на постановку. Тогда возобновились мои с ним творческие взаимоотношения. Он сделал хороший спектакль, мы стали больше общаться. Когда сказала ему, что меня прочат на должность директора, Дроздов ответил: «Ты хорошая артистка и твое место на сцене. Я тут организовываю студию, так что приезжай». Мало того, что я сама сорвалась из Волгограда, так еще и увезла одного из ведущих актеров героического амплуа родной Драмы.

- Когда вы оканчивали воронежский институт, Глеб Дроздов не предлагал вам остаться в Кольцовском театре, которым в ту пору он руководил?

- Мне не предлагал.

- Почему, если не секрет?

- Слишком сильна была! А в те годы молодой героиней в театре считалась Наталья – жена Глеба Борисовича. Даже когда мы все втроем уже работали в Тольятти, Дроздов никогда не сводил нас на одной сцене. Это случилось только в его последнем спектакле «Мария Стюарт», где я сыграла роль Елизаветы, за которую получила премии и позитивные отклики.

- Вы были одной из основательниц театра «Колесо»?

- Да. Вместе с Глебом Дроздовым и всей нашей большой группой, которая тогда приехала в Тольятти, открывала театр. Но, проработав там четыре года, вернулась в Волгоград. Были сложные годы: умер папа, тяжело заболела мама, надо было поднимать семью. И я ушла в бизнес. Шесть лет не выходила на сцену и хотела уже поставить крест на театре, как вдруг в один из прекрасных дней ко мне домой (куда я редко кого пускаю) пришли друзья по бизнесу и увидели стенды с моими театральными фотографиями. Последовал вопрос: «Ты правда актриса?» «Правда», - отвечаю. И вдруг я вспомнила, что 15 декабря юбилей театра «Колесо». Отослала поздравительную телеграмму Глебу Борисовичу, который в то время лежал в больнице. Потом мне рассказывали, что он плакал, читая ее. Сумела найти особые слова. Вскоре мне последовало предложение приехать на Новый год в Тольятти. Приехала. Дроздов мне сказал: «Даю тебе 20 дней, чтобы ты закрыла свой бизнес и вернулась в театр. Ты мне нужна сейчас».

- Очередная авантюра?

- Да, я вернулась. Видимо, еще что-то надо было отдать театру в то время. Тем более Глеб Борисович всегда знал, что нужно актрисе в творчестве, какие советы должны исходить от него, как сделать спектакль, дабы выявить индивидуальность исполнителей во всей красе.

- Сейчас вы одна из ведущих актрис своего театра. Как вам представляется, что сегодня ведет ваш знаменитый коллектив к новым достижениям, особенно после ухода из жизни лидера?

- Когда не стало Дроздова, было трудное время. Но вскоре к нам пришел замечательный режиссер Анатолий Морозов – старший из представителей знаменитой режиссерской династии. Его младший брат - народный артист РФ Борис Морозов - возглавляет московский Центральный академический театр Российской армии, а сын Анатолия Афанасьевича Сергей - Ульяновский театр. Морозова-старшего я также считаю своим учителем, поскольку он сумел открыть во мне то потаенное, чего раньше я не ощущала. Анатолий Афанасьевич смог организовать ту самую группу, которая до сих пор, несмотря на определенные трудности, которые мы сейчас переживаем, является костяком театра. Я и мои коллеги думаем, что у нас все наладится. Театр – живой организм. Через 5-7 лет существования он должен меняться. Это естественный процесс. Сейчас в Тольятти такое время. У нас хорошая, сильная труппа. Мы надеемся на пополнение, в том числе, в лице ребят, которые выпустились с курса Сергея Надточиева на театральном факультете ВГАИ. В «Колесе» намечается интересный репертуар, на пост главного режиссера претендует Владимир Хрущев, осуществивший у нас ряд достойных работ. Есть и другие претенденты. Но посмотрим на спектакли, на то, как их воспримет публика. У нас есть возможность выбора. Сейчас в здании идет ремонт. Надеюсь, за это время «подремонтируем» и внутреннее состояние самого театра.

- Есть еще одна прочная связь Самарской области и Тольятти с Воронежем. У вас ставил спектакли человек, несколько раз возглавлявший наш Кольцовский театр – народный артист СССР Петр Монастырский. Какие отношения у вас сложились с ним и как сейчас живет Петр Львович, которому почти 100 лет?

- Мне посчастливилось с ним поработать. Он бравый мужчина. Когда недавно я поехала к нему в Самару подписать характеристику на присуждение мне звания «Народная артистка России», пришла к нему домой, поцеловала и сказала: «Ой! Петр Львович, дорогой!» На что он ответил: «Ольга Ивановна, если еще раз вы ко мне так прижметесь, я вынужден буду поступить как мужчина». Он производит невероятно позитивное впечатление. В то время, когда Монастырский у нас работал, он поставил «Зыковых», «Варшавскую мелодию», «Старомодную комедию». В некоторых спектаклях мне посчастливилось с ним поработать. Петр Львович - уникальный мастер! Он всегда точно знает, что и зачем делает. Его спектакли шли долго и с большим успехом. Он находится в здравом уме и трезвой памяти, периодически мы видимся по сей день.


Ольга Самарцева в спектакле "Жозефина и Наполеон"

- Ольга Ивановна, вы кроме всего прочего преподаете в Тольяттинском институте искусств.

- Я пошла по стопам своих учителей практически сразу. Где-то на второй год пребывания в Волгоградском театре начала преподавать сценическую речь. Актриса, занимавшаяся этим, ушла и меня попросили подхватить эстафету. Понемногу начала входить в курс событий. Тогда это казалось мне не таким уж серьезным делом. Что я могла тогда преподать? А вот когда уже в Тольятти набрал курс Глеб Дроздов, стала относиться к педагогической работе совсем по-иному. Ездила учиться в ГИТИС, последние годы посещаю лабораторию Школы-студии МХТ у профессора Марины Брусникиной. Теперь в институте искусств Тольятти на меня возложено преподавание не только сценической речи, но и мастерства актера, грим. А еще поручили читать историю театра. В этом году мы собираемся набирать свой курс для пополнения труппы театра (я не буду его возглавлять, этим займется народный артист Виктор Дмитриев). Тем не менее, мне придется поработать и с этими ребятами.

- При такой занятости в театре, на педагогическом поприще у вас есть время для отдыха?

- Стараюсь как можно чаще выезжать в лес, к водоемам. Кроме того, люблю собирать бусы из бисера, а в последнее время что-нибудь писать. Начала работать над мемуарами о своей маме, у которой удивительная судьба.

- Насколько мне известно, ваша театральная династия продолжается?

- Моя дочь, тоже Ольга Самарцева стала актрисой. А мой муж так же как и я, выпускник Воронежского института искусств. Поэтому все творческие корни все равно ведут в Воронеж.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев

На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

МузыкаОбъявлен состав участников опен-эйра «Музыка мира в Белом колодце» 29 июня

На концерте выступят артисты из Ганы, Индонезии и Армении.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеМэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»

Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.