Персона
Андрей Кураев: «Трудно только с равнодушными»
- Текст: Валерия Боброва
- Фото: Илья Куколев
15 мая в ВГУ в рамках проекта «Открытая лекция» в Воронеже выступил Андрей Кураев – протодиакон РПЦ, профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
- Нередко сегодня приходится слышать: богословие – это что-то мракобесное, средневековое, антинаучное и так далее. Это неправда. Это область присутствия логики в иррациональном мире религии. Если убрать теологию, то остается иррациональная стихия. Бескультурье, отсутствие культуры и традиции мысли на религиозные сюжеты. И такой человек оказывается беззащитен. В прошлом году блогосфера обсуждала якобы скандальную новость: в МИФИ создана кафедра богословия. Зачем? Казалось бы, совсем немыслимая вещь. Я же этому радуюсь. Я знаю этих студентов, не раз читал им лекции. Я люблю эту аудиторию, потому что она колючая, она требовательная, ей лапшу на уши не навешаешь. И я убежден, что лекции будут читать интересные люди. Ведь неважно, о чем говорит человек, важно, кто говорит.
Кураев посоветовал студентам-филологам посещать лекции на других факультетах, чтобы понять «красоту доказательности мысли».
Беседа, в целом, получилась ироничная, живая и вскрывающая глубинную суть вещей. И нестереотипная, потому отец Андрей сыпал шутками и поговорками, говоря о достаточно серьезных вещах. В первой половине встречи он рассказал об «энтеобразных» - новом церковном движении, которое, например, трактует слова Иоанна Златоуста как призыв к насилию, и об оправдании терроризма религией. О супружеском долге и о святости. В красках отец Андрей рассказал о том, как 17 лет назад во время прогулки по Воронежу он случайно наткнулся на баптистскую семинарию и решил зайти. В итоге, он доказал ее ректору, что молитва иконам – это естественно.
Во второй части встречи слушатели, студенты и преподаватели, задавали отцу Андрею вопросы о различиях между католицизмом и православием, о законе защиты прав верующих, о торговле свечами в храмах:
- Как человек совершенно не зависимый от церковно-приходской экономики, я могу сказать, что я как раз считаю такую позицию наших настоятелей правильной. Молиться должен человек, а не его свечка. Свечка – это не более, чем напоминание для особо тупых. Ты должен быть похож на твою свечу. Желательно, таким же тоненьким и стройным, сказал я. Что такое свеча? Огонек тянется вверх, а освещает и согревает все окружающее. Тянись к Богу и свети окружающим! Такая же вертикальная упертость должна быть и в твоем характере, какие бы мысли не отвлекали тебя от молитвы. Свечка твоей молитвы не заменяет, это не магическое средство. Когда я прихожу в храм молиться, я отчего-то отказываюсь в пользу церковной общины, в пользу моей веры. Теперь подумайте сами. Если я иду в храм, а кто-то продает свечки в метро дешевле, чем в храме. Моя жертвенность здесь уже становится сомнительной. И что приношу в храм? Копоть. Свечка – это будущая копоть. А значит, будущие расходы этой общины на отмывку росписи. Радикальный выход: древнерусский и современный греческий. Второй вариант – во всех школах 10 лет изучают закон Божий, и все знают, что такое свеча. Поэтому в греческих храмах ничего не продается. У входа в храм лежат свечи совершенно бесплатно, рядом – ящичек. Какую хочешь монетку, такую и брось. У нас пробовали это делать, но слово «халява» пока сильнее. Единственное исключение – Троице-Сергиева Лавра. Но чтобы доехать до нее – нужно уже решиться. Если у нас будут факультеты богословия, тогда можно будет поставить этот эксперимент. Древнерусский вариант – у каждого был свой пчельник. Человек приносит свою свечку с прикрепленной к ней монеткой. И так образуется общецерковная казна. Но готовы ли вы сами заниматься разведением пчел?
Были вопросы про филологию и поэзию:
- Я сам стихи не пишу, и в моей жизни, в моем приходе к вере, к церкви поэзия значила многое…(цитирует отрывок из «Поэмы горы» Цветаевой). Григорий Богослов в 14 веке сказал, что каждый христианин обязан быть филологом. Наличие Писания означает, что Бог вверяет себя в человеческую культуру. И поэтому научиться грамотно этой культурой владеть - христианский долг. Тот же Иоанн Златоуст так начинает свои размышления о Евангелии от Матфея: «То, что у вас эта книга есть, - это ужасно. Потому что Евангелие не должно быть в книге. Заповеди Божьи должны быть в сердце, в совести. Но, поскольку они стерлись из нашей совести, то нужна вот такая внешняя запись. И давайте хотя бы ее изучим внимательно, для того, чтобы восстановить внутреннее внимание». Нужно четко понимать: путь религиозного человека лежит за пределами культуры. За пределы культурных условностей и знаков. У Иоанна Богослова в «Апокалипсисе» подчеркивается: там нет храмов. Там этого не надо. Культура – это вообще знак болезни. Как очки у меня на носу, потому что мое зрение несовершенно. Но это не повод, чтобы растоптать мои очки. Культура – это жемчужина. Для моллюска – это болезнь. Точно так же мы потеряем эту интуитивную способность постижения самих себя, Бога, Вселенной. Поэтому нам нужен тяжкий труд систематического познания, самопознания мира. Все это и есть культура. Поэтому отношение к поэзии и филологии тоже двойственное. Потому что надо выйти по ту сторону слов. У Рильке были дивные строки: «Святой поднялся, обронив куски Молитв, разбившихся о созерцанье». Вот это судьба культуры. И филологии, и поэзии.
Напоследок, отец Андрей предложил посмотреть его книги, которые он специально привез с собой. Увидев среди зрителей подростка, он спросил, когда и куда он хочет поступать, и вновь пошутил, что есть три года на то, чтобы открыть богословский факультет в ВГУ. И сказал, что не прочь бы приглашенным ВГУ еще. Значит, зачитанная ректором перед началом вопросно-ответной формы цитата из одного интервью «Трудно только с равнодушными» подтверждает, что воронежская аудитория в их число не вошла.
Реклама
Вы можете совершить экскурсионные туры по Финляндии и не только на сайте http://e-finland.ru/tour/type/excursion/. Выбирайте туры на любой вкус. Заходите к нам, мы поможем вам с выбором!
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» не смог набрать очки в матче с «Дизелем»
В итоге в первой домашней серии года ураганные набрали 3 очка из 6 возможных.
В России — Прокуратура проводит проверку по факту размещения железного рыцаря на дне Байкала
Арт-объект установлен на склоне дна у береговой линии посёлка Листвянка близ юго-западной оконечности озера.
В мире — «Барса» не оставила «Реалу» ни единого шанса в финале Суперкубка Испании
Итоговые цифры на табло отражают оценки, которые поставили за эту игру командам эксперты.
Общество — Объявлено, сколько воронежцев посетили каток на Адмиралтейке и площадь Ленина
Как показала практика, каток должен быть больше, а на главной площади города необходимо увеличить число активностей.
Театр — В Камерном театре начались репетиции «Шутников» Островского
Это одна из самых острых и горьких пьес великого русского драматурга.
Кино и телевидение — Стало известно, какой канал выиграл новогодний эфир
Если рассматривать последние дни 2024 года и первые дни наступившего, то общая победа осталась за «Россией 1».
Персона — «Милан» выбирает между Рэшфордом и Уокером этой зимой
Один молод и перспективен, другой – ветеран, и может достаться клубу совершенно бесплатно.
Литература — Вышел декабрьский (2024) номер журнала «Подъём»
Двенадцатый выпуск можно купить в киосках Роспечати.
Музыка — Американцев попросили назвать любимых композиторов-классиков – узнайте, какое место занял Чайковский
Великий русский композитор идёт сразу за бессменной тройкой гениев – Бетховена, Моцарта, Баха.
Изобразительное искусство — Полиция изъяла фотографии из музея современного искусства, обвинив площадку в детской порнографии
Автор снимков Салли Манн утверждала, что её малолетние дети дали согласие на съёмку обнажёнными.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона рассказали, как приятно и пользой провести выходные дни 11-12 января
Синоптики обещают тёплую погоду, поэтому отдыхать под открытым небом будет комфортно.
Главное — Стало известно расписание богослужений в воронежских храмах на праздник Крещения Господня
Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе начнётся 18 января в 16:45.