Войти
Персона
17.03.2013 17:20
Иван Максимов рассказал о том, как придумать мультфильм «без химии»

Иван Максимов рассказал о том, как придумать мультфильм «без химии»

  • Текст: Ирина Туркулец
  • Фото: Ирина Туркулец

16 марта в Воронеже, в книжном клубе «Петровский» прошел мастер-класс известного анимационного режиссера Ивана Максимова. Встреча с самого начала обещала быть долгой и интересной, ведь у воронежских зрителей появилась возможность не только посмотреть лучшие мультфильмы режиссера, обсудить их с самим автором, но и в форме живого диалога узнать о секретах мультипликации.

Иван Максимов - автор удивительных мультфильмов, которые всегда лишены слов, но полны музыки, гармонично соединяют в себе сентиментальность, юмор, абсурд и обаяние. Это мультфильмы, с одной стороны, очень простые, но в то же время понятные немногим. Сам автор утверждает, что и 10% аудитории его всегда устраивало. Мультики не ради смысла, а ради мультиков, как вида искусства.


- Почему зритель не знает Ивана Максимова как мастера полного метра?

- Полнометражный фильм равносилен тому, что живописец рисует картину сто на сто метров. А я занимаюсь короткометражной анимацией. Все, что длится больше десяти минут, начинает утомлять. Удержать внимание человека сложно. Я не чувствую, что вторые десять минут моего фильма будут так же хороши, как и первые. Где гарантия, что не выйдет халтуры? А за первые десять минут фильма я ручаюсь!

- Для Бродского вода являлась символом времени, а что она означает в ваших работах?

- В общем, ничего… Я бы мог сказать, как приятно шевелятся ветки, как завывает ветер в кронах сосен. Хочется этим делиться. Все забыли, а я вам сейчас напомню. Поэтому вода в этом смысле не отличается от других элементов природы, которые я использую. Я терпеть не могу знаки и символы.

- Но, тем не менее, у вас их много…

- Их много везде, и не только в моих работах. Можете сейчас посчитать, сколько здесь людей в синем, и сделать вывод, что это означает. Но это не означает ничего. Не смотря на то, что я физик по образованию, у меня больше работает левое полушарие. А все эти знаки, числа… Я могу это делать, но мне не интересно.

- Как возникают сюжеты мультфильмов?

- Сначала мы совершенно не знали, как это делать. Единственное, что нам могли предложить наши преподаватели на Высших курсах сценаристов и режиссеров – это «возьмите книжки и пишите сценарий». Так, например, делал Саша Петров, когда снимал «Корову» по Платонову. Он снимал ее до самого диплома, и никто его не трогал, потому что он гений. А я больше полагаюсь на случайность. Нельзя точно запланировать, что ты найдешь корягу, похожую на лапу медведя, но случайно найти можно.

- Существуют ли способы, помогающие стимулировать свое воображение?

- Можно слушать музыку и представлять себе что-то. Обычно, появляются ассоциации, а если не появляются – значит, не повезло либо с музыкой, либо с головой. Второе – придумать смешного персонажа и передвигать его в воображении, появится какая-то история. А можно, наоборот, сначала выдумать фон, картинку, в которой кто-то живет, из нее и возникнет персонаж. Есть еще способ, который я называю «бусы». Это когда в голову приходит всякая ерунда, ее нужно объединить в бусы. Напоминает такой сборный концерт на день милиции: вышел чтец, потом певец и так они выходят на сцену один за другим. Эти самые бусины можно поменять местами или выкинуть лишние.


- Получается, что вы снимаете мультики не ради смысла, а ради мультиков?

- У меня несколько творческих мотивов. Первый – это своеобразная графомания, когда просто не можешь не делать. Второй – деньги. Третий – внутренние расстройства, стремление перенести свои страхи и раздражения в кадр. Попросту исторжение авторского невроза. И еще одна мотивация – сделать подарок, но не формальный «лишь бы подарить», а такой, чтобы запомнился надолго. Это и есть главная мотивация: чтобы передать свою любовь любимым людям.

-Есть ли приемы для удержания внимания зрителя во время всей картины?

- А о каких приемах вы говорите? Я использую только классические приемы. Никаких запахов, электрических разрядов, 25-ого кадра не использую – шутит мультипликатор. – Только картинка, зрители ценят красоту, либо интерес «чем же меня удивят дальше?» Человек с первых кадров должен оторваться от спинки стула и вернуться к ней только после титров. Современный зритель, к сожалению, привык скучать.

- Расскажите, как Вы озвучиваете свои мультфильмы?

- Главный герой мультфильма «Вне игры» – Хохотун. Я искал в интернете в аудиозаписях всевозможные звуки смеха. Нашел несколько передач, например, спортивные новости. Ведущий не мог удержаться от смеха, когда выговаривал фразу: «воскресная схватка двух якодзунов». Я вырезал самые зажигательные части его смеха, но потом в процессе работы понял, что для толстого кота подходит более низкое звучание.

- Ваша последняя по времени работа «длинный мост в нужном направлении» сильно отличается от предыдущих, с чем это связанно?

- По-моему, это случайность. Довольно старый проект на тему «пожертвуй мечтой ради спасения другого человека». На тот момент у меня был только такой сюжет. В этом нет тенденции или закономерности. Следующая работа станет обычной сказкой без всякой морали. Хочу сделать фильм, близкий к «Пяти четвертям», холодный и странный.


Совершенно незаметно беседа об анимации и особенных творческих приемах переросла в разговор о музыке, религии, цензуре и даже о том, что самому мультипликатору радостнее жить в иллюзиях, нежели в реальности.

Иван Максимов рассказал, что настоящая музыка, по его мнению, закончилась на Джиме Моррисоне и Фредди Меркьюри, что приход постмодернизма означает одно: « Мы будем питаться за счет предков и топтаться на их плечах», а наличие цензуры могло бы превратить искусство в интересную игру с поиском лазеек, чтобы эту самую цензуры обойти.


Объявление

Дорогие посетители, торопитесь. На сайте cuposha.ru предоставлена распродажа обуви и одежды. Для того, чтобы покупка была по минимальным ценам, Вашему вниманию представлен промокод wildberries. Заходите на сайт и делайте свой выбор, приобретайте вещи по выгодным ценам и даже не одну. Удачных покупок.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВыставка «В стране берёзового ситца» по итогам пленэра на родине Сергея Есенина открылась в воронежской школе № 102

Представлены картины, созданные во время Академического пленэра, организованного известным воронежским меценатом Владимиром Бубновым.

В РоссииВ Воронеже стартовал VII Академический пленэр «На родине И.Н. Крамского»

По традиции, пленэр открылся пресс-конференцией организаторов и участников в областном художественном музее имени И.Н. Крамского.

В миреБрэд Питт видится с детьми почти каждый день, Анджелина Джоли ничего не может с этим поделать

Развод двух суперзвёзд до сих пор гремит на всю планету, но это не мешает отцу проводить много времени с детьми.

ОбществоВ Воронеже появилось «Ранчо»

В Воронежском зоопарке состоялось торжественное открытие нового комплекса для содержания копытных животных «Ранчо».

ТеатрВ Камерном театре станцевали премьерный спектакль «Безмолвная весна» по книге «Обезьяна и сущность»

Для того, чтобы зрители понимали происходящее, были предусмотрены титры.

Кино и телевидениеКритики не смогли прийти к консенсусу по поводу фильма «Агент Джонни Инглиш 3.0»

Нечасто бывает, чтобы мнения рецензентов отличались столь диаметрально.

ПерсонаПервый лунный турист Юсаку Маэдзава возьмёт с собой на Луну несколько художников и артистов

Японец готов оплатить полёт деятелей искусств, чтобы их новый опыт помог им создать нечто невиданное и неслыханное.

ЛитератураВыходит подарочное издание «Тим Бёртон. Культовый режиссёр и его работы»

В конце сентября 2018 года в продажу поступит книга Айана Натана «Тим Бёртон. Культовый режиссёр и его работы».

МузыкаПианист Андрей Коробейников и дирижёр Владимир Вербицкий показали воронежцам русский характер

Третий — один из самых трудных и многонотных фортепианных концертов в мировой литературе.

Изобразительное искусствоВ Воронеже открылась областная выставка молодых художников

На этот раз в выставочном зале на Кирова, 8 эпатажных и спорных работ меньше, чем два года назад.

Зал ожиданияНе стареющие душой ветераны готовят гала-концерт в зале филармонии

Участие в концерте примут победители отборочных этапов, которые прошли в апреле – сентябре 2018 года.

ГлавноеВоронежский дом актёра открыл сезон премьерой спектакля «Притяжение женщины», отметив 20-летие «Антрепризы»

Зрители тепло приняли лёгкую комедию, подарившую им два часа добротного театрального развлечения.