Войти
Персона
17.03.2013 17:20
Иван Максимов рассказал о том, как придумать мультфильм «без химии»

Иван Максимов рассказал о том, как придумать мультфильм «без химии»

  • Текст: Ирина Туркулец
  • Фото: Ирина Туркулец

16 марта в Воронеже, в книжном клубе «Петровский» прошел мастер-класс известного анимационного режиссера Ивана Максимова. Встреча с самого начала обещала быть долгой и интересной, ведь у воронежских зрителей появилась возможность не только посмотреть лучшие мультфильмы режиссера, обсудить их с самим автором, но и в форме живого диалога узнать о секретах мультипликации.

Иван Максимов - автор удивительных мультфильмов, которые всегда лишены слов, но полны музыки, гармонично соединяют в себе сентиментальность, юмор, абсурд и обаяние. Это мультфильмы, с одной стороны, очень простые, но в то же время понятные немногим. Сам автор утверждает, что и 10% аудитории его всегда устраивало. Мультики не ради смысла, а ради мультиков, как вида искусства.


- Почему зритель не знает Ивана Максимова как мастера полного метра?

- Полнометражный фильм равносилен тому, что живописец рисует картину сто на сто метров. А я занимаюсь короткометражной анимацией. Все, что длится больше десяти минут, начинает утомлять. Удержать внимание человека сложно. Я не чувствую, что вторые десять минут моего фильма будут так же хороши, как и первые. Где гарантия, что не выйдет халтуры? А за первые десять минут фильма я ручаюсь!

- Для Бродского вода являлась символом времени, а что она означает в ваших работах?

- В общем, ничего… Я бы мог сказать, как приятно шевелятся ветки, как завывает ветер в кронах сосен. Хочется этим делиться. Все забыли, а я вам сейчас напомню. Поэтому вода в этом смысле не отличается от других элементов природы, которые я использую. Я терпеть не могу знаки и символы.

- Но, тем не менее, у вас их много…

- Их много везде, и не только в моих работах. Можете сейчас посчитать, сколько здесь людей в синем, и сделать вывод, что это означает. Но это не означает ничего. Не смотря на то, что я физик по образованию, у меня больше работает левое полушарие. А все эти знаки, числа… Я могу это делать, но мне не интересно.

- Как возникают сюжеты мультфильмов?

- Сначала мы совершенно не знали, как это делать. Единственное, что нам могли предложить наши преподаватели на Высших курсах сценаристов и режиссеров – это «возьмите книжки и пишите сценарий». Так, например, делал Саша Петров, когда снимал «Корову» по Платонову. Он снимал ее до самого диплома, и никто его не трогал, потому что он гений. А я больше полагаюсь на случайность. Нельзя точно запланировать, что ты найдешь корягу, похожую на лапу медведя, но случайно найти можно.

- Существуют ли способы, помогающие стимулировать свое воображение?

- Можно слушать музыку и представлять себе что-то. Обычно, появляются ассоциации, а если не появляются – значит, не повезло либо с музыкой, либо с головой. Второе – придумать смешного персонажа и передвигать его в воображении, появится какая-то история. А можно, наоборот, сначала выдумать фон, картинку, в которой кто-то живет, из нее и возникнет персонаж. Есть еще способ, который я называю «бусы». Это когда в голову приходит всякая ерунда, ее нужно объединить в бусы. Напоминает такой сборный концерт на день милиции: вышел чтец, потом певец и так они выходят на сцену один за другим. Эти самые бусины можно поменять местами или выкинуть лишние.


- Получается, что вы снимаете мультики не ради смысла, а ради мультиков?

- У меня несколько творческих мотивов. Первый – это своеобразная графомания, когда просто не можешь не делать. Второй – деньги. Третий – внутренние расстройства, стремление перенести свои страхи и раздражения в кадр. Попросту исторжение авторского невроза. И еще одна мотивация – сделать подарок, но не формальный «лишь бы подарить», а такой, чтобы запомнился надолго. Это и есть главная мотивация: чтобы передать свою любовь любимым людям.

-Есть ли приемы для удержания внимания зрителя во время всей картины?

- А о каких приемах вы говорите? Я использую только классические приемы. Никаких запахов, электрических разрядов, 25-ого кадра не использую – шутит мультипликатор. – Только картинка, зрители ценят красоту, либо интерес «чем же меня удивят дальше?» Человек с первых кадров должен оторваться от спинки стула и вернуться к ней только после титров. Современный зритель, к сожалению, привык скучать.

- Расскажите, как Вы озвучиваете свои мультфильмы?

- Главный герой мультфильма «Вне игры» – Хохотун. Я искал в интернете в аудиозаписях всевозможные звуки смеха. Нашел несколько передач, например, спортивные новости. Ведущий не мог удержаться от смеха, когда выговаривал фразу: «воскресная схватка двух якодзунов». Я вырезал самые зажигательные части его смеха, но потом в процессе работы понял, что для толстого кота подходит более низкое звучание.

- Ваша последняя по времени работа «длинный мост в нужном направлении» сильно отличается от предыдущих, с чем это связанно?

- По-моему, это случайность. Довольно старый проект на тему «пожертвуй мечтой ради спасения другого человека». На тот момент у меня был только такой сюжет. В этом нет тенденции или закономерности. Следующая работа станет обычной сказкой без всякой морали. Хочу сделать фильм, близкий к «Пяти четвертям», холодный и странный.


Совершенно незаметно беседа об анимации и особенных творческих приемах переросла в разговор о музыке, религии, цензуре и даже о том, что самому мультипликатору радостнее жить в иллюзиях, нежели в реальности.

Иван Максимов рассказал, что настоящая музыка, по его мнению, закончилась на Джиме Моррисоне и Фредди Меркьюри, что приход постмодернизма означает одно: « Мы будем питаться за счет предков и топтаться на их плечах», а наличие цензуры могло бы превратить искусство в интересную игру с поиском лазеек, чтобы эту самую цензуры обойти.


Объявление

Дорогие посетители, торопитесь. На сайте cuposha.ru предоставлена распродажа обуви и одежды. Для того, чтобы покупка была по минимальным ценам, Вашему вниманию представлен промокод wildberries. Заходите на сайт и делайте свой выбор, приобретайте вещи по выгодным ценам и даже не одну. Удачных покупок.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеСамая холодная ночь этой зимы позади?

Как предполагают синоптики, кратковременное возвращение морозов в Воронеже возможно только во второй декаде февраля.

В РоссииСумма ущерба по делу Кирилла Серебренникова возросла до 133 миллионов рублей, следствие завершено

Обвиняемым предстоит ознакомиться с томами уголовного дела, которое затем будет направлено в суд.

В миреPыжая женщина – уникальна

Эксклюзивный материал канадского учёного-антрополога о феномене рыжеволосых женщин.

ОбществоВ Центральном парке Воронежа решили ограничить доступ к пруду и обнести его металлическим ограждением

Эту новость распространила сегодня пресс-служба администрации городского округа.

Кино и телевидениеКассовые сборы в США за 12-14 января:«Джуманджи» выигрывает четвёртый уик-энд

Только один день смог продержаться на равных с лидером фильм Стивена Спилберга «Секретное досье».

ПерсонаЭдуард Лимонов представит свою новую книгу в Воронеже

Известный писатель, поэт, публицист, политический деятель вновь посетит столицу Черноземья.

Литература«Королева тьмы» Си-Джей Редвайн – первая книга серии «Рэйвенспир» – выходит в русском переводе

Книга нацелена на свою адресную аудиторию – любителей сказок для взрослых. Ну, или для взрослеющих.

МузыкаМаэстро Александр Анисимов подарил воронежцам эффектную программу

Это был удивительный вечер в филармонии, лейтмотивом которого стала музыка Петра Чайковского.

Изобразительное искусствоТвой двойник в музее: приложение ищет и находит сходство современных людей с портретами мастеров

Для этого используется технология распознавания лица пользователя, предложенная Google.

Зал ожиданияВоронежцев приглашают на выставку одного из ведущих художников-живописцев Владимира Щедрина

Выставка посвящена 75-летию мастера, пользующегося большим уважением коллег.

Главное«Рождественские встречи» установили рекорд, собрав 99 миллионов рублей, Алексей Гордеев поблагодарил участников

Алексей Васильевич выразил благодарность всем, кто участвовал и в первом благотворительном вечере, и в последующих.