Персона
Фредерик Кемпф
Выступая в Москве, Фредерик Кемпф не забывает о Воронеже
- Текст: Елена Фомина
- Фото: afisha.ru, platonovfest.com
В Большом зале Московской консерватории публика аплодировала Фредерику Кемпфу стоя. Музыкальный обозреватель Елена Фомина не только побывала на этом концерте, но и взяла интервью у выдающегося пианиста.
Жюри своего решения не изменило, но Кемпф не обиделся. Третья премия конкурса Чайковского сделала его всемирно известным. С тех пор пианист часто выступает в России, считая нас самыми благодарными и отзывчивыми слушателями. В этом сезоне в конце ноября он уже сыграл в Москве в зале имени Чайковского сольную программу: Бетховена, Брамса, Шопена, Шумана.
И вот 9 марта 2013 года – Второй концерт для фортепиано с оркестром Бетховена в Большом зале консерватории с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана.
Поклонники Фредерика Кемпфа, конечно, знают его биографию. Напомню, пианист родился в Лондоне в 1977-м году, родители у него не музыканты: мама – японка, папа – немец. За рояль Фредерик сел в четыре года, а в восемь уже дал первый сольный концерт. Сегодня Кемпф – один из самых востребованных музыкантов в мире. Его гастрольный график расписан на три года вперед. Он играет с лучшими оркестрами, выступает с сольными программами в разных странах, занимается камерным музицированием, дирижирует. Одним словом, ведет активную творческую жизнь.
Воронежцам Фредерик Кемпф тоже не чужой. Он покорил нас на Первом международном платоновском фестивале, когда играл в зале филармонии с Молодежным симфоническим оркестром. Ну а мне повезло вдвойне: я не только услышала Кемпфа в Большом зале Московской консерватории, но и пообщалась с этим талантливым и потрясающе обаятельным пианистом после концерта. Фредерик говорит по-русски. Изучение иностранных языков – его хобби. Помимо родного английского, он знает французский, немецкий, японский. И свободно беседует на языке Пушкина, Толстого и Чехова.
Фредерик Кемпф в Воронеже, 2011 г.
- Фредерик, в Воронеже Вас помнят, Ваше выступление до сих пор в наших сердцах.
- Спасибо.
- Сегодня был Бетховен. Это, бесспорно, Ваш композитор. Как его нужно играть, чтобы он звучал современно?
- Надо просто честно играть. И понять, чего хотел сам Бетховен. По-моему, мы немного забыли о его юморе. Может быть, мы его слишком серьезно играем.
- То есть, воспринимаем его как композитора с портрета?
- Он очень серьезен. Но в его музыке есть моменты юмора. И надо понять, когда случаются эти моменты. Например, как в этом концерте.
- Вы сегодня очень явно это продемонстрировали в третьей части…
- А я всегда так играю. На Западе я это даже больше подчеркиваю. Просто там есть такая традиция. Западная публика ждет этого юмора. И потом – просто надо понравиться (смеется)…
- Какие сюрпризы для пианиста скрываются в музыке Бетховена?
- Он сам был пианист. Иногда это помогает, иногда мешает. Потому что он хорошо знал, что нужно делать. И очень хорошо писал для фортепиано. Правда, иногда физически трудно его играть.
- Судя по Вашим программам, Вы предпочитаете романтическую музыку: Шуман, Лист, Шопен, Брамс. Не хотели бы расширить круг авторов?
- Играть современных композиторов? Да, они есть. Но в больших залах надо играть что-то популярное. Конечно, есть желание исполнить что-нибудь необычное, но организаторы концертов просят что-то узнаваемое. В принципе это мой выбор. Например, в Лондоне много концертных залов, я мог бы играть в тех, что поменьше. Но мне нравится играть в больших, там, где больше публики.
- Сольная программа и концерт с оркестром – как они различаются по эмоциям?
- Когда ты играешь один, ты чувствуешь себя свободнее. Можешь делать всё, что хочешь. Но играть с оркестром тоже хорошо, потому что музыкантам очень важно играть вместе. Это просто разные вещи.
- Кто Вам близок из русских композиторов?
- Чайковский. Я его обожаю.
- Не планируете привезти в Россию монографическую программу с его сочинениями?
- Я буду играть и записывать его Большую сонату соль мажор. И «Времена года». На Западе они совсем не звучат. Там, конечно, знают фамилию «Чайковский», но мне бы хотелось, чтобы о нем знали больше, и я буду стараться как можно чаще играть его произведения.
- Фредерик, то, о чем Вы мечтали десять – пятнадцать лет назад, сбылось?
- И да и нет (смеется). Например, я говорил, что никогда не буду дирижировать. Но в прошлом сезоне я дирижировал одиннадцать концертов. И меня уже пригласили дирижировать двумя новыми программами. Я буду играть и дирижировать все концерты Бетховена в Санкт-Петербурге, в филармонии. А также с Национальным оркестром Новой Зеландии. Есть планы дирижировать в Австралии, Японии, Америке…
- Вы так об этом говорите, как будто делаете это по необходимости…
- Я просто хочу всегда оставаться пианистом. Не хочу останавливаться. Я очень люблю играть.
На концертах Фредерика Кемпфа в России аплодисменты длятся долго. В этот раз слушатели тоже никак не хотели отпускать любимого пианиста. На бис Кемпф исполнил вторую часть Патетической сонаты Бетховена. С присущими его игре обаянием и недосказанностью, хрупкостью и силой. Это как самурайский меч, покоящийся в ножнах. Красивое грозное оружие может и не появиться на свет, но это не значит, что его нет.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — В Воронеже стартует сезон работы фонтанов
Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Спасут ли «Маску» две гостевые маски
Организаторы обещают, что на сцену выйдут специальные гости – Барби и Кот-2.
Персона — Уволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова
Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.