Персона
Виктор Косаковский: «Культурное пространство сейчас очень замусорено…»
- Текст: Инна Ефремова
- Фото: Инна Ефремова
Известный режиссер-документалист Виктор Косаковский представил в Воронеже своих «Антиподов». Режиссер рассказал, почему прокат фильма в России пока невозможен. За пределами нашей страны картина получила более 90 наград и даже открывала Венецианский кинофестиваль.
Один из таких фильмов - «Да здравствуют антиподы!» режиссёра Виктора Косаковского. Пятого марта его показали в воронежском кинотеатре «Спартак». Это картина о том, что у любой точки есть противоположная - на другом конце нашей планеты. Эти-то точки и снимал режиссёр. И не просто точки, а жизнь, кипящую на них - и как одна жизнь от другой отличается. Да словами и не опишешь - смотреть нужно. Удивительная идея и удивительная реализация. За границей фильм имеет огромный успех, он собрал более чем 90 наград и даже открывал Венецианский кинофестиваль. В Амстердаме «Антиподов» крутили в кинотеатрах на протяжении четырёх месяцев, а в России фильма в прокате вообще нет. Поэтому в Воронеж картину привёз сам Косаковский. И рассказал о ней и многом другом на встрече в книжном клубе «Петровский».
- Как родилась идея фильма?
- Она пришла просто. 30 лет назад меня вместе с учёными отправили на Северный полюс. Один из членов экспедиции постоянно рассказывал всякие забавные истории, а я их записывал. Больше всего он любил говорить о своей подружке - она тоже занималась наукой, и в то время находилась на Южном полюсе. И мне захотелось проткнуть землю насквозь. Чтобы придумать фильм, мне нужен кадр, картинка - идея рождается потом.
-Как снять фильм, который откроет Венецианский кинофестиваль?
- Я пытался научиться этому 30 лет. Понимаете, кино снимают лет сто, но ещё никто не додумался перевернуть камеру вверх ногами.
- Картина повлияла на вашу жизнь?
- Она её перевернула. Знаете, начинал я снимать фильм про людей. Потом в нём появился камень, похожий на кита. А когда я снимал африканских женщин, ко мне подошли слоны, и я понял, что кожа слонов похожа на лаву. Потом я снял чилийца, который здоровается с каждой своей овцой, называя её по имени: «Здравствуй, Мария, Здравствуй, Анна». После - российская девочка, которая разговаривает с гусями и мечтает в следующей жизни быть водой… Я понял: люди, конечно, важная вещь, но не самая важная. Мне показалось, что мы переоцениваем значение человека. И теперь я не думаю, что мы самые главные. И ещё… Помните, у нас говорят «чем дальше от Москвы, тем лучше люди»? Этот закон работает не только в России, но и в любой стране. Встретить необыкновенного человека вне столицы проще. Как идея человек - прекрасная вещь. И я теперь не хочу снимать плохое в людях, хотя раньше снимал. Я научился плохое не видеть.
- Как удаётся организовать процесс съёмки так, чтобы люди не стеснялись камеры и не обращали на неё внимания?
- Я использую два основных метода: снимая человека, нельзя дать понять ему, что я его снимаю. Я делаю вид, что меня интересуют другие предметы. Я никогда не прошу героя ничего сделать и сказать. А когда человек понимает, что он мне не особо-то и важен, он расслабляется и ведёт себя естественно. Тут ещё такой момент: телевидение снимает, когда человек говорит, а я снимаю, когда человек молчит. Телевизионщики вырезают из кадра моменты, когда человек задумывается - а ведь этот момент самый интересный.
- Сложно ли делать самому работу оператора и монтажёра?
- Я не умею работать по-другому. Одно дело, когда писатель диктует кому-то свой текст, а другое , когда пишет сам. В процессе движения руки может родиться новое слово. Для меня рука - кисть, я постоянно импровизирую. Тоже самое - монтаж. Это такое чудо и счастье: при соединении двух кадров появляется что-то, чего не было никогда…
Режиссёр должен уметь делать всё. Проблема современного мирового кинематографа - в отсутствии второго звена. Прежде, чем учиться в киношколе, я был ассистентом оператора, потом ассистентом режиссёра, потом монтажёром... Сейчас любой может считать себя режиссёром. «Камера есть? Есть. Хороший я человек? Хороший. Хочу спасти мир? Хочу. Вижу несправедливость - снимаю. Я режиссёр». И поверьте мне, на самый плохой фильм всегда найдётся зритель, который скажет: «Какой хороший фильм!» К сожалению, культурное пространство сейчас очень замусорено. В моё время студент, заканчивающий ВГИК, получал только первую категорию ассистента. Нужно было отработать два полнометражных фильма, и только потом он получал право быть оператором. На тот момент ему исполнялось тридцать! А сейчас любой пацан может взять камеру и снимать.
- Во время Советской власти мы были лидерами в мире документального кино. Почему же оно сейчас не востребовано в России?
- В СССР киноязык был нашей фишкой - как шампанское во Франции. Были киношколы: петербургская, рижская, киргизская. Несколько десятилетий мы стояли на первой ступени. Отчасти, потому что мы снимали только на широкую киноплёнку, а за рубежом снимали на узкую. Мы сразу рассчитывали на экран. Во-вторых, тогда приоритетом шла хроника - чёрно-белая съёмка о жизни людей. Если не слушать, а просто смотреть, то понимаешь, чем жили люди. Почему же мы погибли? По очень многим причинам. Мы повторили ошибку Европы- стали думать, что кино не может существовать без телевидения. И постепенно киноязык превратился в телевизионный.
Появился закадровый текст, доминирование содержания над изображением, и ценность художественной картинки исчезла. Министерство культуры сейчас совершает колоссальную ошибку - они финансируют фильмы хронометражем 26 минут, 44 минуты, 52 минуты. Это формат телевидения, а не кино. Они категорически уничтожают документалистику, и если их не остановить, то она умрёт.
- Как приняли идею «Антиподов» в России?
- Министерство культуры не отреагировало на мой проект вообще - для них он показался слишком большим. Отреагировал только Роднянский, тогда он был генеральным директором СТС, но пока шла работа над фильмом, его должность занял другой человек. Всё же, я надеюсь, что «Антиподов» покажут по телевидению… Но я был бы счастлив, если бы прошёл показ в кинотеатрах. Во многих странах этот фильм вышел в прокат, но в России я имею право показывать его только в рамках самопрезентации.
Видимо, пока «Антиподов» не покажут во всех странах мира, в российский прокат он не просочится. Да и нет уже смысла - фильм легко можно найти в Интернете и посмотреть онлайн. Только не все, к сожалению, знают о его существовании.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Мэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП
При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.
В России — Над Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?
Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — В Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»
Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.