Войти
Персона
22.12.2012 19:30
Мария Артеева: «Когда я на сцене, за меня волнуются мама и педагог»

Мария Артеева

Мария Артеева: «Когда я на сцене, за меня волнуются мама и педагог»

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото: Юрий Данилов

Победа юной скрипачки из Воронежа Марии Артеевой на ХIII Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» в Москве, который является единственным творческим состязанием для детей в области академической музыки, стала одним из ярких событий в культурной жизни города. С Марией встретился культурный обозреватель Павел Лепендин.

Сначала я направился в музыкальный колледж на Никитинской, где учится Мария.

- Маша, расскажи, как ты оказалась в числе участников знаменитого конкурса?

- Я давно мечтала попасть на этот конкурс и в прошлом году уже пробовала там свои силы. Но дошла только до второго тура, оказавшись четвертой по набранным баллам. В третий проходили лишь три участника. Однако сейчас мне повезло – я прошла в заветную финальную часть, где и победила в отделении струнных инструментов. Отбор проходил следующим образом: сначала все желающие присылали видеозаписи своих выступлений. Из них именитое жюри выбирало по 16 человек для первого тура по каждой специальности: фортепиано, ударные, духовые и струнные инструменты.

- Столь сложная в техническом исполнении программа, которую ты представила на конкурсе, являлась твоим личным выбором или же совместным с педагогом решением?

- Мы всегда стараемся прислушиваться друг к другу. Татьяна Николаевна (Тимошенко) на первом туре предложила сыграть мне белое адажио из балета «Лебединое озеро» Чайковского и «Румынские танцы» Бартока. После моего знакомства с произведениями она поинтересовалась: «Тебе нравится твоя программа?» Я ответила, что очень. «Хорошо, что у нас одинаковые вкусы», - сказала Татьяна Николаевна.

- Испытывала волнение, выходя на знаменитую сцену столичного Концертного зала имени Чайковского?

- Если честно, я никогда не волнуюсь. За меня это делают мама и педагог.

- Совсем-совсем не волнуешься?

- Конечно, я чувствую, что, выходя на сцену, должна полностью выкладываться, ощущать там себя комфортно, чтобы максимально раскрыть суть исполняемого произведения. А когда ты волнуешься, ты не сможешь хорошо представить свои навыки. Тем более, когда я узнала, что такие маститые музыканты, как Лиана Исакадзе, Владимир Спиваков и другие, будут нас судить, специально настраивала себя, чтобы все сделать на «отлично» и понравиться им.

- Довелось пообщаться со знаменитыми музыкантами в процессе творческого соревнования?

- Не считаю, что сыграла в третьем туре на все 100%. Но после выступлений в первом и втором турах жюри обсуждало каждого участника. И мне было очень приятно, когда известная скрипачка Лиана Исакадзе сказала, что ей понравилось мое исполнение. С Лианой Александровной мне и до этого доводилось общаться: она приезжала с концертами в Воронеж. Не меньшим счастьем было общение с Владимиром Спиваковым. Даже когда по Интернету я слушала выступление самого маэстро и оркестра под его руководством, то просто восхищалась их мастерством и манерой исполнения каждого произведения.

- У тебя есть кумиры в скрипичном искусстве?

- Мне очень нравятся Лиана Исакадзе и Алена Баева, которая в прошлом году присутствовала на «Щелкунчике», но сейчас она уехала жить и работать в Люксембург. Концерт Мендельсона в исполнении Алены Михайловны просто шикарный!

- Для тебя неожиданным стал подарок за победу?

- Когда сказали, что стану обладательницей скрипки из Кремоны, у меня было столько эмоций, что их невозможно передать словами. Я уже пробовала играть на ней – замечательный инструмент! Но его еще надо разыгрывать и разыгрывать, чтобы он еще лучше звучал. Пока мне эта скрипка немного великовата, поэтому какое-то время поиграю на своей, которой уже больше века. Создал ее немецкий мастер, а купили мы ее в Санкт-Петербурге у одного музыканта. После зимних каникул, возможно, начну осваивать такой дорогой подарок итальянских мастеров. Очень важно сродниться с инструментом, почувствовать его. И добиться того, что на сцене скрипка не просто отдельный элемент, а как бы продолжение меня, мое второе «я».

- Как появилось увлечение классической музыкой и почему свое предпочтение ты отдала именно скрипке?

- Профессиональных музыкантов в нашей семье нет. Моя мама, как и многие другие дети, занималась в музыкальной школе по классу скрипки. Музыкантом она не собиралась быть, поскольку у нее лучше получается решать задачки. Но в кругу семьи вместе с моей старшей сестрой, которая тоже училась музыке, они иногда устраивали домашние концерты. Помню, мне было три годика, я танцевала, бегала вокруг них и кричала так, что у всех уши закладывало: «Мам, купи мне маленькую скрипочку!» Позже родители привели меня в наш колледж. Начинала учиться на отделении фортепиано, а потом мне предложили попробовать заняться скрипкой. Так я оказалась у Татьяны Николаевны Тимошенко – удивительного педагога, который очень помогает мне в жизни.

- Сколько лет ты занимаешься и сколько, в среднем, времени приходится ежедневно тратить на совершенствование исполнительского мастерства?

- Занимаюсь я уже восьмой год. Перед конкурсами каждый день работаю с инструментом по 4-5 часов. В те дни, когда существенные нагрузки в школе – занимаюсь по 2-3 часа.

- Первый концерт и выход на большую публику остался в памяти?

- Конечно. Это было в нашем колледже. Мне – 6 лет. Я участвовала в школьном конкурсе «Путь к совершенству». Тогда получила специальный приз как самая юная исполнительница. Что забавно, после выступления ко мне подошел папа и сказал: «Почему ты все время смотришь в зал? На публику что ли поглазеть вышла?». Но меня захлестывали эмоции, я чувствовала себя в тот момент настоящей артисткой.

- Кроме музыки какие у тебя есть увлечения в жизни?

- Мне кажется, что музыка – мое самое главное увлечение. У меня много друзей, которые учатся со мной в классе. Кое-кто из них хочет стать то музыкантом, то поваром. Я же хочу связать свою жизнь только с музыкой. Может, в этом помогают мои бойцовские навыки. Раньше я занималась ушу и бросила совсем недавно, потому что не успеваю. А так, в свободное время, которого немного, люблю покататься на скейтборде, почитать книгу, посмотреть хороший фильм.

- Насколько мне известно, ты еще и поешь?

- Да, в церковном хоре при Никольском храме. Мне очень нравится там петь, потому что именно Господь мне и помогает совершенствоваться во всем, добиваться определенных успехов.

- Прости, а есть время поиграть с подружками в куклы, в дочки-матери?

- Если честно, когда я была совсем маленькой, то и тогда в куклы играть не любила. Мне больше нравилось возиться с мягкими игрушками. Я не могу сидеть без дела и праздно проводить время. Непременно нужно чем-то заниматься.

- Скоро Новый год. Что ты ждешь от этого праздника?

- Я с нетерпением жду новогоднюю ночь и хочу, чтобы она стала для меня незабываемой. Мечтаю поиграть в снежки с сестрой и братом, посмотреть новогодний фильм. Например, «Рождественскую историю», или «Один дома». Может, впервые посмотрю в этом году «Иронию судьбы…». Многие друзья мне говорили, что интересно.

- Есть мечты, которые ты будешь загадывать под бой курантов?

- Я хочу, когда подрасту и лучше научусь владеть инструментом, сыграть дуэтом с Аленой Баевой. Это моя мечта с семи лет.

- Ты веришь в сказки?

- Нет, особо не верю.

- А в Деда Мороза и Снегурочку?

- (Маша впервые задумывается над вопросом, а потом на лице появляется хитренькая улыбка. – П.Л.). Очень сложно ответить на этот вопрос.

В класс входит Татьяна Тимошенко. «Так, начинаем работать», - говорит педагог. На пюпитре появляются ноты, Маша берет в руки скрипку и из игривого ребенка превращается в серьезного человека. Ощущение, будто окружающая ее реальность перестает существовать - только музыка и советы преподавателя. Татьяна Николаевна позже призналась, что практически при первой встрече с ученицей поняла, насколько не по годам развита девочка. «Если маленьких детей, зачастую, нужно уговаривать, чтобы они позанимались дома с инструментом хотя бы несколько минут, то в случае с Машей речь могла вестись только о часах занятий», - не без гордости рассказывает о своей воспитаннице Татьяна Николаевна.

Тимошенко педагог опытный, ее имя хорошо известно в музыкальном сообществе. Тем интереснее было услышать ее мнение на счет того, что должно быть заложено в ребенке, дабы в столь юном возрасте он обратил свой интерес на такой серьезный инструмент, как скрипка. «Здесь все должно быть в комплексе, - говорит Татьяна Николаевна. – С одной стороны, желание самого ребенка учиться. С другой, безусловно, способности и дарование, заложенные природой. С третьей – организация всего учебного процесса. На уроках, начиная с первого, с Машей постоянно присутствует ее мама». Свою ученицу педагог считает легко обучаемой, готовой к поискам и экспериментам.

Правда, добавляет, что у Маши непростой характер. «Все способные дети, наделенные определенным талантом, не бывают покладистыми, - со знанием дела ответствует Тимошенко. – Машенька может и поспорить со мной, предложить для работы одно произведение, а я – другое. Тогда начинаем искать точки соприкосновения, подбирать оптимальный вариант. Что меня подкупает в ней, так это умение осмыслить каждое творение композитора, вложить в него собственное отношение и видение. Такое отношение к музыкальному искусству ценят и все ее слушатели. Ради таких учеников, как Маша, стоит работать».
12 лет Маше Артеевой исполнится только в мае 2013 года. По сути, она еще совсем ребенок. А детям, как известно, порой свойственны неординарные поступки. Вот и спрашиваю у учителя, бывают ли у юного дарования слезы на занятиях, капризы? «И слезы, и неудовольствие – все бывает. Но не из-за того, что болят пальцы на руках, поскольку при такой большой технической подготовке, как у Маши, болевых ощущений уже нет, - рассказывает Татьяна Николаевна. – А слезы бывают, наверное, от злости на саму себя, когда что-то не получилось, когда уточнять и повторять отдельные фрагменты приходится по несколько раз. Не бывает такого, что пришел на занятие, раз сыграл и – ах! – все получилось. Чтобы освоить и почувствовать каждое произведение нужно много времени. Я тоже живой человек. Находясь в процессе репетиций, могу и голос повысить, выразить свое неудовольствие. Машуля в ответ может со мной не согласиться, топнуть ножкой. Но все это учебно-творческий процесс, который, в итоге, приводит к таким значительным результатам».

Помимо феерического успеха на «Щелкунчике» в этом году за плечами у Артеевой немало и других знаковых побед на музыкальных конкурсах. На фестивалях в Белгороде и Рязани она уже смогла познать вкус успеха. Но он никоим образом не отбил в ней желание развиваться дальше. Сама Маша это прекрасно понимает и стремится к дальнейшему совершенству. Среди любимых композиторов девочка отмечает Баха, Мендельсона, Рахманинова, Чайковского.

По мнению Татьяны Тимошенко, такая яркая победа в Москве тем ценнее, что у Маши были весьма серьезные конкуренты. Около 70 человек подали предварительные заявки на участие в конкурсе. В первый тур из их числа отобрали только 16. Педагог и воспитанница, благодаря интернету прослушали исполнение всех конкурентов. «При том отборе, который бывает на «Щелкунчике», случайные дети там не могут оказаться, - рассказывает Татьяна Николаевна. – Среди участников много тех, кто, как правило, уже является лауреатом многих конкурсов. Но могу вам сказать, что «Щелкунчик» - самый сложный из детских музыкальных конкурсов. Поэтому, там такие серьезные призы и награды».

В итоге их у Маши немало. Кроме диплома лауреата и статуэтки «Золотой Щелкунчик» работы Михаила Шемякина она получила предложения сыграть несколько концертов и сделать записи с прославленными коллективами. В марте следующего года Артеева будет работать на записи диска с оркестром Юрия Башмета. С середины мая по середину июня 2013-го в столице будет проходить фестиваль «Москва встречает друзей», который проводит Владимир Спиваков. И наше юное дарование вновь будет среди участников. Не забывает она и родной город. 13 декабря Мария Артеева удостоилась номинации «Прорыв года» в региональном конкурсе «Лидер года-2012». Перед именитой публикой она сыграла.



16 декабря Маша выступила с сольным исполнением в сопровождении оркестра в филармонии. А 23 декабря ее ждет концерт в Москве в Доме музыки. Не менее насыщенная творческая программа ждет скрипачку и в первом полугодии наступающего года.
По-хорошему, учиться в колледже на Никитинской Маше нужно еще семь лет. Однако в ее голове уже зреют планы раньше покинуть родные пенаты и совершенствовать свое мастерство на более высоком уровне. Ей уже поступило предложение перевестись в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но Маша весьма рационально подходит к решению этого вопроса. «Считаю, что детям рано уезжать в другой город не стоит, хотя очень хочется, - говорит она. – Когда доучусь здесь до 8-го класса, тогда, может, и буду пробовать свои силы в другом учебном заведении. Раньше не нужно. В Воронеже у меня замечательный педагог, которая сможет заложить в меня ту профессиональную платформу, с которой я смогу двигаться дальше. Нужно приезжать в столицу с определенными навыками и с желанием познавать что-то новое».
Очередное занятие заканчивается. Мы направляемся с Машей к ней домой, где нас уже ждет ее мама. Предлагаю Маше свою помощь в доставке скрипки на дом. «Вы что? – удивляется она. – Я даже маме редко доверяю нести инструмент!».
По дороге узнаю, что дома кроме мамы нас ждут любимец семьи рыжий кот, который, правда, очень не любит гостей, и аквариум с рыбками. Получаю информацию о том, что старшей сестре Маши 16 лет, а брату – 14. Интересуюсь, успела ли она после победы в Москве привыкнуть к вниманию журналистов. «После третьего тура был случай, - говорит Маша. - Остается 10 минут до объявления победителей, как вдруг ко мне подходят телевизионщики и просят дать интервью. Я, в ожидании результатов, пытаюсь объяснить им, что волнуюсь. Они говорят, что пяти минут им вполне хватит. Пришлось согласиться».

Обаяние Маши, ее непосредственность, открытость, милая улыбка буквально подкупают. Время в дороге прошло незаметно. И вот мы с нашей героиней у нее дома. Нас приветливо встречает мама юной скрипачки. Гостеприимные хозяйки предлагают нам располагаться в уютном зале с камином.

Маша демонстрирует не только кремонскую скрипку и весьма странную, на мой взгляд, статуэтку Щелкунчика, который больше похож либо на солдата «времен очаковских и покоренья Крыма», либо на Йагупопа 77-го из фильма «Королевство кривых зеркал», но и внушительную папку с дипломами, грамотами, сертификатами. Чего в ней только нет! Маша имеет второй юношеский разряд по фигурному катанию, победы на соревнованиях по ушу, в конкурсах по художественному чтению, не говоря уже об успехах на фортепианных и скрипичных фестивалях. Кроме того, она сама пишет музыку. Специально для нас она сыграла на фортепиано свое проникновенное сочинение, посвященное памяти недавно ушедшей из жизни бабушки. В общем, перечислить все таланты вундеркинда Артеевой просто невозможно!


Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.