Войти
Персона
28.11.2012 17:25
Художника-сценографа театральных постановок в Воронеже вспомнили в Москве

Юрий Гальперин

Художника-сценографа театральных постановок в Воронеже вспомнили в Москве

  • Текст: Наталья Верзилина
  • Фото: cultobzor.ru

В Москве в Театральном музее имени А.А. Бахрушина открылась выставка известного художника-сценографа Юрия Гальперина. Вместе с режиссером Михаилом Бычковым он поставил несколько спектаклей в Воронежском ТЮЗе и Камерном театре. «Пространства и образы Юрия Гальперина» – первая персональная выставка художника в России. Жаль, что она проходит уже после его смерти.

Юрия Гальперина не стало в августе прошлого года. Его уход - потеря для российского театра, поскольку Гальперина справедливо считали талантливым и самобытным мастером. Дарование его многогранно, а география творчества – велика. Он оформлял спектакли в Москве, Воронеже, Ярославле, Иркутске и многих других российских городах, а также за рубежом – в Норвегии, Германии, Южной Корее. Сотрудничал с такими известными режиссерами, как Леонид Хейфец, Михаил Бычков, Сергей Женовач, Адольф Шапиро. Как отметила театральный критик Екатерина Дмитриевская: «Где бы ни работал Юрий, у него не было проходных постановок. В каждом спектакле – его душа, его нерв».

Чаще всего художник-постановщик и художник по костюмам – два разных человека. Однако Гальперин любил отвечать за спектакль в целом. Сам он говорил: «Для меня декорация не самоцельна, важна суть пространства». И организаторы выставки постарались показать дарование художника наиболее полно. В экспозиции представлены костюмы, макеты и аппликационные композиции спектаклей, эскизы декораций и костюмов, выполненные в разных техниках. Гальперин блистательно рисовал. Некоторые его работы – настоящие картины, цельные художественные произведения. Например, эскизы декораций к спектаклям «Мельник – колдун, обманщик и сват» (режиссер С. Женовач) и «Русалочка» (режиссер М. Бычков).

Но главное – на выставке мы имеем возможность увидеть, как художник выстраивал образы, по сути, мы становимся свидетелями того, как рождался спектакль. Погружаться в это действо необычайно интересно. Образы, придуманные Гальпериным, динамичны. Мы наблюдаем, как из зарисовок манжет, воротов, каких-то оборок появляются костюмы, а потом и персонажи «Ромео и Джульетты». Мы подглядываем, как меняется настроение у героев спектакля «Кьеджинские перепалки». Даже походку персонажей можно увидеть в эскизах Гальперина. Пространство раздвигается - небольшой Шаляпинский зал музея вместил в себя целые миры. И неслучайно в названии выставки присутствует слово «пространство». Гальперин тонко чувствовал его сценическое воплощение и дух. Он никогда не повторялся. Например, спектакль «Дядюшкин сон» ставил четырежды, но каждый раз придумывал новые костюмы и декорации, открывал иные возможности драматургии, потому что пространство камерного зала отличается от большой сцены.

Союз с Михаилом Бычковым – один из самых важных в творчестве Гальперина. Куратор выставки искусствовед Анаит Оганесян вспомнила на ее открытии, как в 2000 году она приехала в Воронеж в качестве эксперта «Золотой маски» и впервые увидела постановку Камерного театра «Дядюшкин сон»: «Это был один из тех редких спектаклей, который я запомнила на всю жизнь». Анаит Вачеевна отметила, что внешне Юрий Григорьевич казался человеком, погруженным в себя, но глубина его размышлений была вовсе не частного свойства. Он размышлял не о своей роли в искусстве, а о путях развития театра.


Организаторы выставки: Т. Гальперина (Цыганова), А. Оганесян. Д. Родионов, Е. Дмитриевская

Идея выставки родилась, когда Анаит Оганесян и критик Екатерина Дмитриевская пришли домой к вдове художника, актрисе театра и кино Тамаре Цыгановой и увидели наследие мастера. В мебельной стенке лежали обыкновенные конторские папки. «И из этих папок на нас хлынули образы в виде эскизов, зарисовок, каких-то почеркушек. Оказалось, что их такое количество и они такого высочайшего качества, что будет несправедливо, если их никто не увидит», говорят организаторы. Директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов идею выставки поддержал. И бережно хранимые Тамарой Цыгановой эскизы перекочевали в музейный зал. Экспонаты для выставки также предоставили театры, в которых работал Гальперин.

«Большая беда, когда в России уходит художник, потому что это самое большое, что у нас есть», - сказал Станислав Бенедиктов, коллега Юрия по цеху, художник-постановщик, народный художник России. На открытие выставки также пришли режиссеры-соавторы Гальперина, искусствоведы и просто почитатели его таланта.

Было много искренних слов и теплых воспоминаний. Народный артист Леонид Хейфец вспоминал, например, какое сильное впечатление на него произвела первая встреча с художником, точнее со спектаклем, который он оформлял. Это была постановка Михаила Бычкова по роману Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в Воронежском ТЮЗе. Годы спустя Леонид Ефимович, задумывая спектакль «Полонез Огинского», пригласил Юрия Григорьевича в соавторы. А Сергей Женовач назвал годы работы с Гальпериным замечательным временем. «Мы тогда не думали о гонорарах, о сроках, мы радовались друг другу, были влюблены в театр», - признается Женовач. Полушутя режиссеры говорили, что Гальперин терпеть не мог директоров театров, зато очень тепло относился к актерам. И актеры его тоже любили и понимали.

Забавный случай вспомнил режиссер Александр Кузин. Они с Гальпериным ставили спектакль в Южной Корее. Для премьеры спектакля сшили костюмы, но они не понравились художнику, потому что не соответствовали его сложным эскизам. Времени не было, и пришлось проблему решить по-русски: корейских актеров попросили принести из дома свою одежду. И из этих вещей художник и актеры придумывали, творили костюмы. Переводчик был не нужен, они понимали друг друга без слов.

Художественный руководитель Воронежского Камерного театра Михаил Бычков поблагодарил музей за уникальную возможность «концентрированно» увидеть творчество Гальперина. Режиссер поддержал озвученную идею по поводу создания сайта, который позволил бы запечатлеть наследие мастера. В свою очередь, Дмитрий Родионов сказал, что у музея имени Бахрушина есть практика виртуальных выставок. И онлайн-экспозицию работ Юрия Гальперина после закрытия выставки, скорее всего, можно будет посмотреть всем желающим на сайте музея.


Государственный Центральный музей театрального искусства им. А.А. Бахрушина.

Адрес: улица Бахрушина, дом 31/12 (ближайшая станция метро «Павелецкая»).

Часы работы: понедельник, среда – воскресенье с 12:00 до 19:00, выходной день – вторник и последний понедельник каждого месяца.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.