Персона
Евгений Пойманов оставил след в сердцах воронежцев
- Текст: Тамара Лазарева
- Фото:
- Правка
Говорить о творчестве Евгения Ивановича и легко и трудно. Легко – потому что знала его много лет, ходила на спектакли с его участием. А с 1971 года, работая зав.литературной частью театра, я уже по долгу службы многократно слушала все его спектакли.
По этим же причинам говорить трудно, так как хочется вспомнить каждую его работу, а их на воронежской сцене было много.
Евгений Иванович родился 12 февраля 1930 года в Краснодаре. В те годы город был хоть и краевым центром, но небольшим, уютым, зеленым – типичным южным городом. Пойманов рос в простой семье, очень далекой от искусства. И хотя мальчик любил петь, о том, что в семье растет будущая знаменитость, ведущий солист оперного театра, народный артист России – об этом даже мыслей ни у кого не было, в том числе и у самого Евгения Ивановича.
Война нарушила мирную жизнь. Город был оккупирован. Началось голодное детство. В 1943 году, когда Краснодар был освобожден, Евгений пошел работать учеником на станкостроительный завод - надо было помогать семье. С завода его призвали в армию и направили в авиацию – в Вольское авиационное училище, что в Саратовской области. А после окончания училища была служба в Ленинакане Закавказского военного округа.
После одного выступления на смотре окружной самодеятельности один из руководителей политуправления округа сказал Пойманову: «Тебе, парень, надо серьезно учиться». Так в Тбилисском музыкальном училище появился студент, который приходил на занятия в военной форме, так как продолжал службу в армии.
У Пойманова с молодости было правило «Если быть, то быть первым». А это достигается только упорным трудом. Училище было закончено с отличием за 2 года, и Евгений Иванович, к тому времени уже демобилизованный, поступил в Тбилисскую консерваторию, Надо сказать, что это учебное заведение было в числе лучших музыкальных вузов Советского Союза. Из его стен вышли сотни отличных музыкантов – певцов и инструменталистов. Среди них был и Пойманов.
В 1960 году газета «Советская культура» опубликовала объявление об открытии в Воронеже на базе театра музыкальной комедии Воронежского музыкального театра.
Так Пойманов оказался в Воронеже. И хотя он уже имел приглашение из Тбилисского театра оперы и балета, рассудил, что в новом молодом театре у него более интересные творческие перспективы.
Надо отдать должное тем, кто принимал участие в комплектовании нового коллектива. Из многих претендентов они отобрали самых лучших, тех, кто составил крепкую основу будущей оперной труппы. В Пойманове они увидели большой творческий потенциал и не ошиблись.
Голос очень красивого тембра, музыкальность, прекрасные данные драматического актера и необыкновенное сценическое обаяние проявились уже в первых работах молодого певца. А первые шаги в Воронеже он сделал еще на сцене театра музыкальной комедии, где с успехом исполнил партию Раджами в «Баядере». Недаром в 1974 году на одной из творческих встреч зрительница с восторгом вспоминала, как Пойманов исполнял эту партию.
25 февраля 1961 года открылся новый театр. И началась интересная напряженная творческая жизнь. И в это же время – весной 1961 года Пойманов едет в Тбилиси, сдает госэкзамены в консерватории, получает красный диплом и возвращается в Воронеж.
В 1962 году в театр приходит прекрасный музыкант и педагог – народный артист РСФСР, Лауреат Государственных премий Анатолий Алексеевич Людмилин. Все, кому посчастливилось с ним работать, до сих пор с чувством огромной благодарности вспоминают тот период.
Людмилин ставит «Аиду», «Пиковую даму», «Чио Чио сан», «Риголетто», «Кармен». «Луд Гидию», «Князя Игоря», «Травиату», «Тоску», «Огненные годы», «Демона» - и во всех этих спектаклях Евгений Иванович исполняет ведущие партии. Годы работы под руководством Людмилина для всех певцов, в том числе и для Пойманова, были отличной школой профессионального мастерства.
Другой выдающийся дирижер – народный артист СССР Ярослав Антонович Вощак, к великому сожалению поставил на воронежской сцене всего три спектакля – «Мазепа», «Трубадур» и «Русская женщина» , но это была «эпоха Вощака», работа под его руководством была «академией» для всех солистов. Недаром партии Мазепы и Ди Луны наряду со многими другими стали украшением репертуара певца.
Воронежский театр оперы и балета стал единственной любовью и судьбой Евгения Ивановича. Он пел в других театрах гастрольные спектакли, но родным домом для него всегда был Воронежский театр, на сцене которого он спел более 40 партий в оперных спектаклях и опереттах. Обо всех хотелось бы рассказать, но вспомню о тех, которые, по мнению специалистов, наиболее удались певцу.
Особенностью творчества Пойманова было то, что он создавал образ своего героя не только вокальными возможностями своего неповторимого голоса. В каждой партии он был вдумчивым актером, всегда понимал, что и зачем делает на сцене. Стоять в центре и «есть» глазами дирижера – в этом Пойманов никогда замечен не был!
Из партий русской оперной классики, прежде всего, хочется отметить Игоря в опере Бородина «Князь Игорь». Певец трактовал образ своего героя как патриота земли русской. Он величественен, монументален, благороден. Игорь – Пойманов словно сошёл со страниц русских былин. Григорий Грязной – страдающий, любящий и невольно становящийся причиной гибели любимой – он вызывал сочувствие зрителей буквально с первой картины. И наконец – Мазепа.
Давно, когда я училась в школе, девочки, читая «Полтаву» Пушкина, удивлялись, как могла Мария, девушка, как сказали бы сейчас, из «благополучной семьи» влюбиться в старика, пожертвовать домом, родителями и уйти к нему. Было непонятно. Но когда в опере на сцене появлялся Мазепа-Пойманов, всё становилось понятным! В такого Мазепу нельзя не влюбиться. И дело не только в том, что он красив как мужчина. Достаточно слышать его голос, который как бы гипнотизирует Марию. Она долго не замечает его жестокости, властолюбия, коварства. Трагичен финал оперы, жалок побежденный Мазепа. Но Мазепа в исполнении Пойманова запоминался надолго. Не случайно благодаря ему великолепный спектакль, поставленный Я.А.Вощаком, режиссером С.А.Штейном и художником В.Л.Цыбиным, был награжден Дипломом на Всесоюзном смотре музыкальных спектаклей.
Другая тема – Пойманов и зарубежная классика. Верди – это Амонасро в «Аиде», Жермон в «Травиате», Ди Луна в «Трубадуре», Ренато в «Бале-маскараде» и, конечно, конечно Риголетто!
Может быть, со мной кто-то не согласится, но лучшего Риголетто у нас в театре не было. Его голос звучал то с сарказмом, то просто издёвкой над Герцогом и его окружением. А потом казалось, что это другой человек и другой голос - когда он пел с Джильдой. В финале оперы зрителям становилось страшно, ведь они слышали вопль отца, понявшего, что он заплатил за убийство собственной дочери.
Были и другие прекрасно спетые и запомнившиеся слушателям партии: Валентин в «Фаусте», Дон Жуан, Эскамильо в «Кармен», Барнаба в «Джоконде».
Воронежский театр всегда старался быть первооткрывателем новых произведений. Впервые на воронежской сцене в 1967 году была поставлена опера Кирилла Молчанова «Брестская крепость», в которой Евгений Иванович спел партию Комиссара. Первые недели войны. Крепость окружена, много раненых, женщины, дети. Комиссар понимает, что все они обречены, но показать этого людям нельзя. Нужно было видеть глаза Комиссара-Пойманова, когда женщины и дети уходили в плен. Это была одна из самых сильных и трагических сцен в опере.
В 1972 году театр поставил оперу воронежского композитора Геннадия Ставонина «Олеко Дундич». Главный герой – серб Дундич, герой Гражданской войны, сражавшийся на воронежской земле. Когда Ставонин писал оперу, он знал, что Дундича будет петь Пойманов. Многие сцены они вместе обсуждали, и композитор, не терпевший никакого вмешательства в своё творчество, почти всегда соглашался с предложениями певца. За исполнение партии Дундича и большой вклад в развитие6 оперного искусства Е.И. Пойманову было присвоено почетное звание народного артиста РСФСР.
А весной 1979 года состоялся Бенефис-прощание Евгения Ивановича со сценой. В этот вечер Пойманов пел партию Тонио в «Паяцах», спектакле, в котором он впервые спел Тонио в 1961 году. Все понимали, что он еще не раз выйдет на сцену, но новых работ уже не будет.
Несколько лет Е.И. Пойманов возглавлял театр. Он «благословил» постановку балета Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь», который до сих пор с успехом идёт на сцене нашего театра.
Много лет Евгений Иванович преподавал в Воронежской академии искусств. У него было много учеников, некоторые с успехом работают в оперных театрах России и за рубежом. В нашем театре поёт один из первых его учеников – заслуженный артист РФ Александр Аникин. Он много лет пел партии своего учителя – Риголетто, Князя Игоря, Грязного - связь времен продолжается.
Пять лет назад Е.И. Пойманов ушел от нас. Но он остается в нашей памяти и памяти тех, кому посчастливилось слушать его на сцене.
…6 февраля в Воронежском театре оперы и балета - «Царская невеста», спектакль, посвященный ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА ПОЙМАНОВА.
Приходите.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Губернатор рассказал о развитии центра Воронежа
Появилась ясность относительно того, какие новшества преобразят облик столицы Черноземья.
В России — Веронику Долину задержали в столичном аэропорту
За контрабанду наркотиков исполнительнице грозит длительный срок в колонии.
В мире — Новое мощное наводнение в Испании – на этот раз под ударом Малага и Коста дель Соль
На юге страны объявлен красный, наивысший уровень погодной опасности.
Общество — Масло коровье кушай на здоровье, если хватит денег при таком росте цен
На этой неделе масло в Воронежской области возьмёт рубеж 1100 рублей за килограмм.
Театр — Стали известны Новогодние представления в театрах Воронежа
Куда пойти с ребёнком – выбирать вам. Спектаклей и Новогодних представлений много.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 14 ноября: полтора десятка новых фильмов и серьёзный конкурент, которого… нет
Ситуация, как ни странно, никого не смущает. Незаконный показ не спешат узаконить и запрещать не запрещают.
Персона — Никита Кологривый отказывается летать на «Суперджетах» и просит 12 миллионов за съёмки в рекламе
Самомнение артиста переходит все границы – но всё сходит ему с рук, поскольку позволяется.
Литература — Вышел сборник афоризмов Фаины Раневской
Вы удивитесь, как современно звучат остроумные фразы великой актрисы.
Музыка — Мировую премьеру сцен из оперы Дороти Хауэлл «Пердита» анонсировали в Лондоне
Дороти Хауэлл – одна из женщин-композиторов, оказавших большое влияние на развитие мировой музыки.
Изобразительное искусство — Открылась персональная выставка Ирины Бобровой «Путешествие на юг»
Целеустремлённость и любовь к прекрасному помогли Ирине за сравнительно недолгое время стать настоящим профессионалом.
Зал ожидания — Воронежцам рассказали о культурно-развлекательных событиях выходных дней 16 и 17 ноября
Концерты, спектакли, встречи с прекрасным – программы выходных разнообразна.
Главное — Частые отмены подрывают доверие публики и поганят репутацию площадки
В Воронеже стали злоупотреблять отменами спектаклей и концертов – как будто это не ЧП, а рядовое служебное действие.