Войти
Персона
03.08.2012 19:02
Татьяна Кутихина: «Воронеж, театр были в другой жизни»

Татьяна Кутихина

Татьяна Кутихина: «Воронеж, театр были в другой жизни»

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото: Евгения Емельянова, Владимир Лавров

Татьяну Кутихину в Воронеже никогда не забывали, хотя уже немало лет она живет в столице. Ведущая актриса Камерного театра, обладатель «Золотой маски», она оставила яркий след в истории воронежской культуры. С актрисой встретился в Москве и побеседовал обозреватель Павел Лепендин.

- Таня, прошло немало лет с тех пор, как мы с тобой не виделись. Застать тебя в Москве было практически невозможно, поскольку ты все время находилась в работе. Сейчас произошло поистине чудо! Что за прошедшее время случилось в твоей творческой жизни? О чем хочется рассказать воронежцам, которые помнят и любят актрису Татьяну Кутихину?

- То, чем я занималась в Москве и других городах в последние годы, не могу назвать творчеством. Оно было раньше. В основном шла рутина, но какие-то фрагменты творчества, когда ты хочешь в своей профессии что-то сделать очень хорошо, все же присутствовали. И все же по большому счету свою работу в Москве я не могу назвать словом «творчество».

- Как правильно назвать то, чем ты сейчас занимаешься?

- В данный момент я отказалась от работы, уехала отдыхать. Теперь занимаюсь собой и тем, что не могла себе позволить из-за отсутствия свободного времени. Пока не хочу работать.

- А до того?

- А до того я работала как ассистент режиссера по актерам и кастинг-директор на различных фильмах и сериалах.

- Сколько лет прошло, как ты уехала из Воронежа?

- Уже почти десять, точно я не считала.


- Признайся, все-таки без театра не скучно бытовать?

- Жить! Я сейчас живу! Понимаешь, все равно в своей душе я чем-то заполнила то пространство, что раньше принадлежало театру и заполнила его не менее интересными вещами, чем театр. Кто-то «не мыслит жизни без театра» и «готов спать под софитами». Но для меня театр - далеко не храм, чтоб не было возможности без него жить и так усердствовать в любви к нему. Поэтому, какая может быть скука? У меня были определенные планы, задачи, которые я должна была реализовать. Мне некогда было скучать по театру. Я начала заниматься совершенно новым делом, что всегда любопытно. Много поняла важного и многому научилась, например, прощать по-настоящему и быть снисходительной. Очень многое кажется суетой и мелочью, на что тратить свою жизнь бессмысленно.

- Москва стала для тебя родной?

- Я не задумывалась над таким вопросом. Просто переместилась из одного города в другой, встретила очень много хороших людей, готовых помочь в новой профессии. Да и друзей в Москве у меня много, я здесь часто бывала и раньше подолгу. Они меня сюда и позвали. Бывает где-то неуютно. Но про Москву я не могу сказать такое.

- Тот быстротекущий ритм, в котором живет столица, подошел тебе?

- Я очень быстрая, а здесь стала еще быстрее. Надо быстро соображать, быстро и сразу все делать. Я очень много здесь общаюсь с разными людьми по работе. Поэтому иногда хочется тишины, покоя, «безлюдья».

- На киносъемках, памятуя о том, какие были у тебя обязанности, легко было освоить весь процесс производства и находить общий язык с популярными актерами?

- Вначале тяжеловато было: я мало знала актеров и приходилось предлагать их на проекты интуитивно. Но буквально через десять дней работы мне уже предложили повышение по службе. Я, конечно, отказалась. Тут бы с одними обязанностями справиться! Приходилось много смотреть сериалов (самое тяжелое для меня занятие) и ходить на спектакли. В большинстве своем у меня с актерами складывались нормальные, деловые отношения. С кем-то и душевно было. Если неприятное происходило, то только из-за того, что у актера просто-напросто тяжелый характер и безрассудная любовь к себе. Плохую манеру общения он может применить ко всем: режиссеру, продюсерам, гримерам, художникам по костюмам. К сожалению, надо признать, что умных и хороших актеров немного, а та огромная стая, что могла бы больше пользы принести, посвяти они себя другим профессиям, претендует на исключительность и харизматичность.

- Насколько я знаю, в начале своей работы в кино ты скрывала, что сама являешься актрисой, лауреатом премии «Золотая маска».

- Я никогда никому не говорила о своем театральном прошлом. Кому оно интересно?! Амбиций на сей счет у меня никогда не было. Поэтому мне легко заниматься любым делом и общаться с разными людьми. И как, я не понимаю, ходить по съемочной площадке, где все погружены в исполнение своих обязанностей, и говорить каждому: я актриса?!

- Театры в Москве часто посещаешь?

- Очень редко. Когда только приехала, много ходила. Потом, как началась работа, было просто некогда, поскольку моя занятость была практически круглосуточной. Иногда выбиралась в театр просто по случаю. Сейчас, честно говоря, мне стало неинтересно. Хотя доступ имею во все театры, каждый день зовут.

- Почему неинтересно?

- Бывает и такое. Возможно, временно.

- Из того, что видела в последнее время, что особо приглянулось?

- К сожалению, многих нашумевших премьер за минувшие несколько лет не видела, но театральную жизнь Москвы знаю. Хожу к своим знакомым на спектакли - была в «Современнике», где успешно работает бывший актер Камерного театра, выпускник Воронежского института искусств Андрей Аверьянов. Он молодец! Много и интересно работает в «Маяковке» хрупкий и пронзительный Игорь Евтушенко.


- В Москве достаточно большая воронежская диаспора, представленная, в том числе и актерами. С кем из них ты общаешься?

- С Викой Адельфиной, Андреем Аверьяновым, Сергеем Шипиловым, Томой Цыгановой, Игорем Евтушенко, Сергеем Глазковым, Наташей Араловой, Костей Тополагой - все они недавно снимались в сериале, где я работала, «Кордон следователя Савельева». Он еще не вышел на экран. Я сделала им сюрприз: не говорила никому, с кем они снимаются. В результате утром на площадке они встретились -Евтушенко, Глазков, Адельфина, Тополага, Аверьянов. Все были несказанно рады и удивлены!

- Твоя дочь Полина сейчас периодически снимается в кино. А чем она в основном занимается в жизни?

- Учится в ГИТИСе, и он - не первый ее вуз. Работает в команде каскадеров, активно занимается спортом, отлично скачет на лошади, водит автомобиль. Сейчас тренер готовит ее к съемкам в Крыму. Полина неустанно занимается самообразованием. Часто зовут на пробы, периодически снимается в кино, когда ее приглашают. В общем, пока все вот так. Конечно, я не хотела, чтоб она шла на актерский, но достучаться до нее не смогла. Но не все, у кого есть профессиональное образование, работают артистками. И слава Богу!

- Со своим отцом, известным в Воронеже актером, заслуженным артистом РФ Олегом Мокшановым, который давно проживает в Париже, она общается?

- Нет. Она его практически не помнит. Ей было семь лет, когда он уехал.

- По Воронежу не скучаешь? Все-таки столько лет было отдано городу.

- Бывает! У меня там есть друзья, с которыми периодически созваниваюсь.

- Когда была последний раз?

- Года четыре назад. Время от времени собираюсь поехать, но потом возникают определенные обстоятельства, которые мешают.

- Вот смотрю на тебя, и не могу все же поверить, что без театра ты не скучаешь! Иная у тебя, Таня, натура!

- Мою натуру никто не знает. У меня прекрасная семья, друзья, собака. Когда у тебя ничего подобного нет, тогда ты можешь жить только театром. По сути, театр – для одиноких людей.

- Необычное суждение. Поясни.

- Одинокие люди более уязвимы, незащищенны. И более чувственны. Они идут в театр за эмоциями и красотой. И актеры одинокие, соответственно, более самозабвенны в своей работе. Впрочем, такое не обязательно.

- Работа в кино, когда изнутри видишь весь производственный процесс, а потом итоговый продукт на экране, тебе не казалось все же определенной подделкой? В том, что вижу я, многое изменилось не в лучшую сторону, по сравнению с тем, когда творили Эйзенштейн, Александров, Тарковский, Климов, Данелия, Рязанов и многие другие.

- И речи быть не может, чтобы сравнивать то, что было тогда и то, что есть сейчас. Нынче кино в большинстве своем - производство. О творчестве редко кто задумывается по-настоящему. Конечно, если взять ряд картин, где, к примеру, снялся Евгений Миронов, они замечательные. Но надо учесть, что абы где он не снимается. Безусловно, наряду с внушительной массой проходных фильмов появляются и поистине хорошие, в том числе фестивальные. Многие актеры соглашаются сниматься, когда их «убивают» деньгами, если сценарий слабый.

- Все понятно, но выходит зачастую так, что идет оболванивание зрителей такой продукцией?

- Я теряюсь в вопросе, кто кого должен воспитывать. Нормальный человек большую часть сериалов, которые идут по разным каналам, смотреть не будет. Тех же, кто смотрит, уже не переделать. Они так воспитаны. Не нами с тобой. Как нормальный человек может смотреть на трупы, бесконечные убийства, пытки и прочую бесовщину на экране у себя же дома? Как сказала моя однокурсница, давно живущая в Израиле: «Я не поеду в Россию, там средь бела дня убивают». На мой вопрос: «С чего ты взяла?» – она ответила: «Я сериалы видела». Вот и все.

- Зачем тогда вкладывать такие огромные деньги в то, что совершенно далеко от понятия искусство?

- Вопрос не ко мне.

- Все же, по твоему ощущению?

- Я, как и ты могу спросить: «Зачем отправлять в пустоту такие суммы, когда на них можно снять действительно шикарные фильмы?» Только их, увы, основная масса смотреть не будет. Кинопроизводство - это бизнес. Снимают то, что любит смотреть основная масса - она делает рейтинг. Но, посмотрите наши фильмы и сериалы о войне, где актеры талантливо и интересно играют, когда их снимают на высшем уровне. Тема сама по себе важна для всех, поэтому будоражит сердца.

- Из того, что видела недавно, какие картины заинтересовали? Я, например, с удовольствием посмотрел фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».

- К сожалению, полностью я его не видела, смотрела только отрывки. Но понимаю, о чем ты говоришь. Я мало и редко что смотрю, желание лишний раз посмотреть что-то новое отсутствует. Если только случайно вдруг что увижу. А так могу с удовольствием пересмотреть фильмы Феллини, других зарубежных и российских классиков. В общем, то, что я любила, что меня грело, фильмы, которые считаю настоящими шедеврами. Новое, увы, мало радует. Меня потрясла Светлана Крючкова в фильме «Похороните меня за плинтусом». Я и до того любила замечательную актрису, но роль в фильме Павла Санаева неимоверно сильная! На сегодняшний день, если доводится выбирать, я буду смотреть зарубежное кино, а не российское.

- Роли, которые были в актерской жизни, вспоминаются сегодня?

- Иногда происходит такое - что-нибудь промелькнет в связи с какой-то темой. Но у меня ощущение, как будто все было не со мной, или как будто то была не я, либо я, но в другой жизни.

- Записи воронежских спектаклей сохранились?

- Есть диск, который мне когда-то перегоняли. Но я его не смотрю. Я отношусь к числу тех людей, которые не любят жить прошлым. Мне интереснее думать о сегодняшнем дне, даже не о завтрашнем. Все, что было, прошло, а что будет, никто не знает.

- Почему в свое время ты выбрала актерскую профессию?

- Просто в Иркутске было театральное училище и там жила моя тетя. Туда меня и отвез папа, решив, что я должна быть актрисой. Особо не сопротивлялась, мне в ту пору, по большому счету, было все равно - я сама толком не определилась. Хотя, если говорить откровенно, больше хотела поехать в Сочи, там было какое-то училище, где учили на флористов. Очень люблю места, где много зелени и цветов! Еще мне нравилось петь, но для того мне не нужен был слушатель. Я и сейчас пою иногда для себя.

- Свой первый выход на профессиональную сцену помнишь?

- Конечно! Все произошло на втором курсе училища в Иркутском ТЮЗе. Я играла в спектакле «Том Сойер» Бэкки. Там я и пела американский фольклор. Тогда в газете вышла статья, где говорилось и про меня в том числе. Да еще и фотография была. Папа радовался больше всех!

- Ты сказала, что не любишь вспоминать прошлое. Но все же, не жалеешь, что в твоей творческой жизни были воронежский ТЮЗ, Камерный театр?

- Нет конечно. То была моя жизнь. О чем же жалеть? Там случалось много хорошего. Плохое быстро забывается и отсеивается. По крайней мере, у меня. Я не ношу с собой негатив. В душе, сердце и голове все вычищается, оставляя на память только позитивное. В театральном Воронеже у меня много чего было хорошего. Поэтому, наверное, сейчас в Москве у меня нет потребности выходить с чем-то к зрителю.


- Ты по натуре оптимистка?

- Не могу сказать, что я всегда оптимистка. Но и пессимисткой себя вряд ли назову. Я все-таки пытаюсь побороть любую негативную ситуацию, победить ее, если она меня начинает подминать. Пытаюсь плотно работать над собой в трудные моменты. Ну и конечно из своей жизни исключаю людей, которым нравится страдать и быть несчастными. Мне еще хуже становится. Хотя разные бывают ситуации.

- Сколько я тебя знаю, ты такой радужный, светлый человек. Легко сходишься с людьми?

- Если мне хорошо в их присутствии.

- Что должно быть в человеке, чтобы он тебе понравился?

- В первую очередь он должен быть открытым. Я избегаю злых и напористых. И сплетничать мне неинтересно, поэтому мне легче с мужчинами. Когда мне человек неинтересен, зачем с ним сходиться, находить общий язык? К тому же задаваться вопросом, поймем ли мы друг друга при самом элементарном разговоре.

- Ты больше открытый или закрытый человек для окружающих?

- Думаю, что чаще открытый. Что вовсе не означает, что вывалю все, чем живу и что чувствую. Я не умею бояться и стесняться людей, поэтому свободна для общения. Закрываюсь в тот момент, когда мне что-то неприятно, или неинтересно, или что-то личное тяготит. По возможности стараюсь долго не терпеть то, что не нравится.

- Таня, завершая беседу, хочется поинтересоваться, что бы ты пожелала любящим тебя воронежцам?

- Самое главное в нашей жизни - быть здоровым. А дальше кому что дано, кто чего хочет, все приложится. Но кроме здоровья хочу пожелать моим бывшим зрителям оптимизма и терпения, без которых тоже нам прожить нельзя. Драгоценным моим друзьям - пламенный привет!


Объявление

Решили устроиться на работу? Возникает вопрос – где можно подробно ознакомиться с интересующими вакансиями. Ответ есть - joblenta.ru. На данном сайте Вашему вниманию предоставлен удобный интерфейс, где вы с легкостью можете найти работу и разместить свое резюме для просмотра работодателей.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.