Войти
Персона
24.08.2009 19:04
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий  принимает поздравления с юбилеем

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий принимает поздравления с юбилеем

  • Текст: Эдуард Ефремов.
  • Фото:
  • Правка

«… Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным».
Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия Радонежского.



Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин Виталий Павлович) родился в Краснозаводске Загорского района Московской области. В 1970 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1974-м – Московскую духовную академию. После аспирантуры – референт отдела внешних церковных сношений. 1978-1982 годы – представитель Московского патриархата на Христианской мирной конференции; 1982-1984 – заместитель председателя отдела внешних церковных сношений. Епископ (с 1983 г.), архиепископ (с 1988 г.), митрополит (с 1999 г.) Солнечногорский, викарий Московской епархии. Представитель Русской Православной Церкви на Всемирном Совете Церквей в Женеве (1985-1991 г.г.). Председатель отдела Московского патриархата по социальному служению и благотворительности (с 1991 г.). Управляющий делами Патриархии и Постоянный член Святейшего Синода (1996-2003 г.г.). С мая 2003 года – митрополит Воронежский и Борисоглебский…

Патриарх Пимен 30 января 1983 года, вручая архиерейский жезл епископу Солнечногорскому Сергию, сказал:
«…Всегда помни слова апостола Павла: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением». (Тит. 1, 7-9).

…От епископа требуется светлость души, чтобы он был «светом мира» (Мф. 5, 14).

От владыки Сергия слышу, постоянно повторяемое в обращениях к пастве: «Будьте святыми!» Это, стало быть, и я, и ты, читающий эти строки, и любой из наших родных, близких и знакомых должен нести в себе тот духовный свет, который может обрести душа только в общении с Господом, стремлении быть Ему подобным. А не слишком ли дерзновенно? Хочу поделиться записями, сделанными мною в разное время после выступлений или проповедей нашего митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.


- Быть святым… Понимание данного приходит с опытом. Грех поглощает человека, делает его рабом. Происходит духовная ломка, и человек начинает задумываться, как ему надо выйти из этого состояния, а внутренний голос ему начинает подсказывать: «А кто ты такой, чтобы обратиться к Богу? Ты же погряз в грехах, ты же мерзость, ты вообще ничто - тебя Бог за всё испепелит». Человек не понимает, каково место покаяния в его жизни…

Мы все созданы как дети Божии. Все равны перед Богом. Это у нас сейчас на земле, в жизни неравенство – один владыка, другой крестьянин, третий строитель, один богатый, другой бедный. Общая беда, что порою поздно задумываемся о нашем равенстве перед Господом. Должны жить так, чтобы нам не было стыдно, чтобы приблизить нашу жизнь к Богу, должны любить не себя, а любить ближнего, понимать его. Всех. Прощать и не поддаваться вспышкам греха. Мы призваны к любви, к святости. Любой святой не родился святым, но он так работал над собой, что стал святым. Он приблизил насколько возможно свою жизнь, свою душу к Богу. Он этому жизнь посвятил. Далее наша жизнь будет вечной, совершенно иной, нежели земная

Мы же рождаемся абсолютно без опыта для земной жизни, постепенно что-то обретаем, что-то приходит на генном уровне от родителей. Благодаря воспитанию родителей, других людей, мы становимся теми, кто есть. И с этим багажом идём к Богу. Если грешные, то идём туда, о чём даже подумать страшно. Если к святости стремились, то уготована жизнь неземного счастья, благоденствия. К чему мы себя подготовили, то и получим.

И нельзя говорить, что меня от верного пути муж совратил или жена, или друг. Никогда нельзя говорить: «Что же Бог со мною сделал?!» Бог всех нас любит, но он нам даёт абсолютную свободу воли, а мы нарушаем Его волю, нарушаем данные Им законы любви. Да, у нас есть Ангел- хранитель, есть совесть. Они направлены на добро, они, так называемый, внутренний голос, подсказывают нам - сделай то, но выбор, опять же, делаем мы. Сотворим непотребное – и земля не разверзается, и гром с молниями с неба в нас не летят. Какой бы грех мы ни совершили, ничего особенного не происходит. Осознание греха приходит по-разному – у кого-то через год, два, десятилетия, а у кого-то только в конце жизни. Мы сами творцы своей жизни. Как мы её складываем, так она и получается.

Молитва даёт общаться с Богом. Мы просим Господа помочь нарушить нашу волю и привести нас к тому состоянию, когда приходит понимание воли Божьей. Богу наши молитвы не нужны, они нужны нам. Они дают возможность общения нашего общения с Богом без посредников. Напрямую. Желаю, чтобы каждый человек чувствовал силу этой молитвы и становился святым.


Никогда не осмысливал, что меня привело в церковь. Просто жил её духом. Жизнь в церкви всегда была меня той потребностью, которой является для всех нас воздух.

В школу, надо сказать, пришёл уже вполне сознательным человеком, и меня ничуть не смущало, что я «не такой, как все». Никакого раздвоения личности у меня не было. Всё уживалось: и то воспитание, которое получал как школьник, ложилось на добрую христианскую почву. Трудности были у людей, которые являлись носителями коммунистической идеологии, и они меня не понимали, боялись, что со мною что-то будет. Иные даже считали, что я могу с ума сойти. Свидетельствую на собственном примере, что это был ложный страх. ничего со мною страшного не произошло.

Я всегда был образцовым школьником, занимался спортом, всегда принимал участие в общественных мероприятиях. Одно не устраивало учителей – я ходил в храм Моя вера была головной болью для руководства школы. Одна учительница мне даже бойкот объявляла. Но это «бойкот» я ощущал только под её наблюдением, в её присутствии, как только она исчезала из поля зрения, другие учителя, хотя они и были поставлены в известность об этом, хорошо ладили со мною, ничего не изменялось во взаимоотношениях с моими товарищами.

Я видел и сельский труд, и ощущал «городское» воспитание. С удовольствием сено косил, картошку сажал, за саженцами в саду ухаживал, животных очень любил. Меня никто не заставлял трудиться – сам тянулся к труду, потому что трудиться было интересно.

В двенадцать лет твёрдо решил, что моя жизнь – Церковь. Иного пути для меня нет. Это были нелёгкие годы, годы хрущёвского гонения на православие. Возможно, они даже пострашнее кровавых лет уничтожения верующих. Здесь беседовали с каждым, каждого воспитывали. Но я представить не мог, что можно предать обретённую веру.

Постоянно посещал службы в Лавре. Часто оставался в Лавре на ночь. Не спал. Радовался людям, которые ночевали в храме, радовался их пению, слушал их рассказы, тянулся к старшим. Нравилось, как верующие пели. Это была моя жизнь.

…Неподалёку от Акатова монастыря жил схииеромонах Нифонт, благодатный старец. В день приезда в Воронеж нового митрополита, митрополита Сергия, батюшка людей, которые пришли к нему, отправил со словами: «Немедленно идите в Покровский собор. Там сегодня будет служить новый митрополит. Господь послал нам очень хорошего пастыря… Прошу всех – старайтесь не пропускать ни одной службы, которую проводит он. Внимайте его проповедям…»

Среди духовных чад старца Нифонта была Татьяна Александровна Махинько:
- Все эти годы, как могла, исполняла волю любимого батюшки. Вслед за митрополитом ездила по многим приходам Воронежской области. Я очень многое обрела. Наш владыка даёт в проповедях то, что не всегда получишь от чтения книг, от общения с другими священнослужителями… Удивительно добрый и благодатный у нас владыка. Понял главное – с ним не страшно. Он вооружает православных такой силой духа, такой верой в Господа, таким личным служением Ему, что понимаешь – любые невзгоды ничто перед сравнением с тем, к чему себя человек должен готовить на этой грешной земле.

…С новой силой разгораются споры – преподавать ли в школах «Закон Божий» или только историю православной культуры? Должен ли этот «культурологический» предмет воспитывать или только давать знания?
Владыка Сергий отвечает:

- Это предмет, который ни в коем случае нельзя зубрить. Надо, главное, понять, почему культура отечественная возрастала именно на православии. Евангелие, история христианства, Священное Писание - вещи, которые надо понимать. Если человек понимает, к чему призывает православие, то поймёт и то, как ему жить надо. Если мы дадим даты, знания, когда родился тот иной святой, когда образовался монастырь на Соловках, но через призму евангельского восприятия не поймём, почему Сергий Радонежский действовал так, а не иначе, почему он влиял на духовную и политическую жизнь России? Грош цена такому изучению истории православия. Этот предмет должен воспитывать молодого человека. Человек должен в соприкосновении с историей культуры православия достигать большего, нежели обыкновенного получения знаний.

Считаю, что нельзя совмещать преподавание культуры православия с преподаванием Закона Божьего. Для Закона Божьего есть храм, воскресная школа при приходе. Подразумевается, что эти предметы будут преподавать священники, которые имеют высшее педагогическое образование или педагоги, которые прошли специальные курсы подготовки. Они должны доносить предмет живо, интересно, чтобы он послужил формированию личности, чтобы не было никакого отторжения.

Образование всегда было связано с воспитанием и дальше развиваться в том же русле….

…Школа школой, вузы вузами, но существует раскол между поколениями, вечная проблема «отцов и детей».

Ребёнок, молодой человек должны уважать достойного. К сожалению, отрицательную роль сыграла долгие годы царившая государственная атеистическая идеология, которая воспринимала старшее поколение носителем православного духа. Поэтому –твои деды, прадеды, родителя во всём не правы. Власть добивалась того, чтобы младшее поколение никого не слушалось Новые люди, новые личности. Например, легенда о Павлике Морозове, предавшего своего отца, своих родственников Он поднят был на пьедестал. Если вдуматься, страшный пример для подражания. Вспомните из нашей с вами молодости: сценки, школьные театральные постановки, которые акцентировали внимание на конфликте поколений. Автор всегда доказывали, что молодёжь всегда права Уходящее поколение, мол, такое, что ничего доброго не возьмёшь. Был нанесён удар по самому важному месту формирования человека, потеряли вообще искусство воспитывать молодого человека. Заботимся лишь о том, чтобы дети были здоровы, сыты и получали всё, что пожелают.

...Надо в первую очередь воспитывать нравственные качества, а все остальное побочное, забавы… К старикам у нас относятся с недоверием: что их слушать, что они хорошего скажут, если они ничего не понимают Чтобы воспитывать молодёжь, надо быть нравственными людьми. Иметь высокие нравственные ориентиры в собственной жизни Чтобы молодёжь не могла сказать: тоже мне учитель нашёлся, а сам-то каков? И нам ещё мораль читает… Мы должны быть авторитетом для молодёжи. Чтобы они тянулись к нам и видели в нас опору. Нет никаких разногласий, глупость, придуманная про какой-то кризис поколений. Главное, чтобы у старшего поколения опыт был не злой, не греховный, а добрый и хороший.

«...Любовь к людям это не филантропический призыв, это не лозунг. Любовь к людям, спасение человеческой жизни, оказание помощи тому, кто нуждается в ней, - это тяжкий будничный труд, в основе которого лежит христианский долг перед Богом и людьми…»

«…Свидетельствую: народ воронежский очень благочестивый, воспитанный, я бы сказал, воцерковлённый».

... В 1967 году я поступил в Московскую духовную семинарию. Ни один человек за предшествующие 20 лет из Загорского района в неё не поступал – я был первым… За то, что я поступил, пострадали хорошие люди: получили по партийной линии взыскания, с ответственных постов были сняты, отстранены от комсомольской работы…

…Дай Бог, чтобы традиция продолжалась, чтобы у нас среди священников не было людей случайных...

...Окончил семинарию за три года. После третьего курса академии принял монашество. Когда архимандрит Иероним совершал постриг, я думал, что он меня назовёт Тихоном, потому что был день памяти Святителя Тихона Задонского, 26 августа, но он, зная, что я вырос у раки преподобного Сергия, дал мне такое имя, и я очень ему благодарен…

…Очень легко превратиться в машину по отпуску грехов и исполнению тех или иных нужд, с которыми обращаются прихожане. Но надо каждого человека полюбить, какой бы он ни был...

… Невозможно быть теплохладным, невозможно быть безразличным – это греховно. Мы ответственны за время, которое нам дал Бог. В наших силах сделать всё возможное для того, чтобы на наших православных традициях созидалось будущее нашей великой страны…

...Церковь зовёт нас к Богоподобию, чтобы мы были похожи на своего Творца… Я хотел бы сказать вам, что мы должны помогать руководству – как местного уровня, так и федерального, чтобы оно слышало наш голос, знало, как мы хотим жить, какой желаем видеть Россию, - именно мы, коренные жители и хозяева этой земли, а не те случайные люди, которые творят беды с нашей Родиной».
…Чаще всего мы не понимаем, в каком состоянии находимся – спасаемся или погибаем. Как без руля и без ветрил корабль в море, волнами житейскими нас то прибивает к храму, то приближает к компании, которая оставляет желать лучшего.

Часто пребываем в печали, раздражении, зависти, в какой-то неустроенности и ищем руку помощи. И рука эта простирается к нам от святителя Митрофана, святителя Тихона, святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Петра, митрополита Крутицкого…

…Не бывает вакуума в нашем сердце. Если в нём не живёт Бог, там живёт диавол – иного нет…
Воронежская земля живёт и нашими молитвами, и нашими духовными подвигами, и нашим стремлением быть святыми.

«Правители перестали говорить языком правды – их язык, язык лести, зависти. Вертикаль лжи пронизала многие государства снизу доверху. Становится невозможной жизнь простых людей, с которыми никто не считается…

…В России остались начатки правды, начатки совести. У нас проявляется то стремление к духовному единению власти и народа, которое спасёт государство. Наше будущее зависит от духовного состояния каждого человека, и оно должно передаваться от одного к другому. Каждый должен стремиться жить не в грехе, а по законам совести и правды…

…Россия ещё не сделала окончательного выбора – куда она пойдёт? К сожалению, нынешний мир не принимает нашу Россию с её традициями, с её богатым духовным наследием. Многие предпочитают, чтобы мы «были, как все» - маленьким государством, ото всех зависимым.

Трудный путь становления мы наблюдаем, но наш путь, путь России, он особый, особой полноты, занимающей особое место в мировой истории. Нам от этого отказываться нельзя…
…Мы должны крепить мощь своего государства силою духа. Мы должны быть по-настоящему православными людьми во всём – в семье, на работе, на государственной службе…



Ваше Высокопреосвященство! МНОГАЯ ВАМ ЛЕТА во здравии во имя нашего спасения и приближения возрождения Святой Руси!

Эдуард Ефремов.

На снимке: митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Фото автора.

Редакция «СВК» горячо поздравляет Владыку Сергия с днем рождения и желает доброго здоровья, долгих лет служения, радости и благодати!

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.