Войти
Персона
27.04.2012 18:35
Михаил Кривов: Смешить, когда сердце разрывается от горя, – наша профессия

Михаил Кривов

Михаил Кривов: Смешить, когда сердце разрывается от горя, – наша профессия

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото: Voronezhtuz

Михаил Кривов – человек одаренный, яркий. Это видно невооруженным глазом. Но главное, что он профессионал – актер, которому подвластны любые жанры. И в первую очередь – комедия.

Обозреватель Павел Лепендин встретился с одним из ведущих актеров Театра юного зрителя и творческого центра «Антреприза» при Доме актера Михаилом Кривовым, с недавних пор - заслуженным артистом Воронежской области.

- Михаил Михалыч, недавно ты был удостоен почетного звания. С чем мы тебя и поздравляем! Насколько оно дорого?

- За поздравления, конечно, спасибо. Приятно, что отметили мой труд в театре, где я служу на протяжении 15 лет. Но, если говорить честно, я ждал несколько иного звания – российского уровня.

- Для родных какова степень значимости награды?

- Они тоже были приятно удивлены, поздравили. Но когда ты работаешь в государственном театре, то внутренне надеешься на более высокую оценку своей профессиональной деятельности. Однако хорошо, что хоть так оценили. Ведь за годы работы ни одна из моих многочисленных ролей не была номинирована на областную премию «Событие сезона». Что обидно. Правда, один раз наше отделение СТД решило в качестве поощрения подарить мне микроволновку. Было приятно.

- А сыграно-то немало, и здорово сыграно! Как удается находить новые краски для каждой роли?

- Наверное, интуитивно. Разбираешь роль, влезаешь в душу персонажа, принимаешь на себя все его жизненные проблемы и перипетии. Не то, что надеваю маску (что сделать легко), а внутренне проживаю. Плохих и жутких персонажей мне как-то не доводилось играть. В основном, попадаются эдакие добряки. 14 лет я играл Ивана-подкидыша в спектакле «Три Ивана». Мой коллега и друг Сергей Смирнов даже прозвал меня «Ванька-пряник». Если говорить про любимые постановки в ТЮЗе, в первую очередь, хочу отметить «Семейный портрет с посторонним». Мой персонаж мне близок, потому что привязан к земле, такой деревенский рубаха-парень. Он открытый, неимоверный фантазер. Памятен спектакль «Убийство Гонзаго», где пришлось играть совершенно иную роль - в амплуа героя.



- Уроженец Воронежа говорит, что ему близки деревенские персонажи. С чего вдруг?

- Корни и гены, вероятно, дают себя знать. Отец, царство ему небесное, очень «дружил» с землей и меня приобщил. Сейчас весна, начинается дачный сезон. Рассада готова и ждет своего часа, чтобы оказаться высаженной в землю.

- Отец многое дал тебе?

- Да! Он воспитал меня, как я считаю, порядочным человеком. Привил, пусть не покажется банальным, любовь к Родине, к матери, к жизни вообще. Он сам любил жить, всем помогал. И я точно такой же. Только позови – всегда приду на помощь. Чувствую необходимость быть полезным людям. Для себя, как и мой отец, никогда не прошу помощи. Лучше самому попыхтеть, но сделать.

- Пыхтеть часто приходится?

- Очень! Ведь фактически я один мужик среди семей родственников. Правда, у меня подрастает сын, которому 13 лет. Но у него другие интересы, да и на учебу уходит много времени. А сейчас и годы берут свое, здоровье начинает пошаливать. Увы, все мы не молодеем. Я еще за все переживаю, принимаю близко к сердцу. Вот и выскакивают разные болячки.

- Что родители сказали, когда Миша пришел к ним и выпалил: «Мама, папа, я иду в артисты»?

- Мой отец и дядя - братья-близнецы. Дружили семьями и собирались вместе на каждый праздник. Я, сестра и младший брат обязательно учили стихотворения, разыгрывали какие-то сценки. В детском саду постоянно выступал, в школе играл в КВН. Оттуда все и пошло. Творчество увлекало меня. Но сначала поступил в железнодорожный техникум. Тут сбылась мечта отца, потому что из поколения в поколение все в семье были железнодорожниками. Прадед был машинистом бронепоезда, бабушка работала дежурной по станции. По отцовской линии мои корни из Бутурлиновки и Калача. Кстати, в Бутурлиновке меня и крестили. Предки с маминой стороны – с Урала. Они работяги – не то слово! Просто так сидеть расслабленным в нашей семье не получается. Обязательно что-то надо делать. Даже просто смотреть телевизор не могу. Параллельно начинаю что-то рисовать, записывать свои мысли, либо точить ножи или чистить картошку.

- Миша, мы отвлеклись…

- Да, прости. В железнодорожном техникуме тоже был КВН, своя художественная самодеятельность. На третьем курсе к нам пришел тогда еще просто артист (а теперь уже народный) Валерий Потанин. Его пригласили, чтобы он придал театральную форму кавээновскому выступлению. Потом Валерий Викторович возьми и предложи: «Давайте создадим студию, поставим спектакль». Согласились. Он выбрал несколько человек, которые ему подходили. Среди них оказался и я. Первый спектакль, сделанный нами, был «Моя прекрасная леди», где я сыграл профессора Хиггинса. Вторая постановка – «До третьих петухов» по Шукшину. Тем самым, Валерий Потанин дал мне стимул к тому, чтобы кардинально изменить свою жизнь.

- Вот, наконец, ты решаешься сделать ответственный шаг и…

- Подожди. Не все так просто. Закончил техникум и… Предпринял попытку поступить в институт искусств. Но за шесть дней до первого тура меня забрали в армию. В нашей семье никто не уклонялся от своего долга Родине, вот и я пошел служить. Попал в Морфлот. Правда, под Москвой.

- ???

- Сам удивился! Но когда приехал туда, то узнал, что в Подмосковье дислоцировалось 18 военно-морских частей. Я попал в отдельный передвижной полк связи Генштаба ВМФ, который был призван обеспечивать штаб связью со всеми флотами. Когда вернулся на гражданку, особого желания связывать себя с театром, после того дурдома, который происходил в армии, у меня не было. Пошел работать на НПО «Энергия». Там серьезно надорвал руку. Оказался в больнице. Ребята, приходившие меня проведать, говорили: «Пока лежишь, все равно делать нечего. Выучи басню, стих, да попробуй поступить в театральный. Это же твое!». Выучил. И тем же летом пошел пробоваться. И получилось. Курс набирал Владимир Бугров, а педагогом был Сергей Надточиев. Была интересная история на предварительном прослушивании. Сидела комиссия: Бугров, Надежда Бапаркина. Захожу, представляюсь, называю свой возраст. А мне тогда было 22 года. «О, какой взрослый!» - восклицает Надежда Алексеевна. Интересуются, что буду читать. «Михаил Зощенко. «Кризис», - отвечаю. «Ой, молодой человек, даже не пытайтесь! – восклицает Бапаркина. – Не каждый профессиональный актер умеет читать Зощенко. Зря вы подготовили его произведение». Тут Бугров говорит: «Читайте». Я начинаю. До сих пор помню практически весь рассказ. Пока я читал, все так хохотали, что Надежда Алексеевна в итоге не выдержала и выбежала из аудитории, не в силах унять смех. Мне посоветовали при поступлении читать именно «Кризис».

- Учеба в институте многое дала?

- Обычно в школах и техникумах литературу, историю проходят поверхностно. Там же мы все изучали углубленно. Читали множество книг, которые бы вряд ли по собственной воле взяли в руки. Удалось открыть для себя немало тайн из истории изобразительного искусства, узнать имена и стили лучших его представителей. Учеба в институте научила правильно владеть речевым аппаратом, двигаться по сцене и интуитивно чувствовать, в каком направлении нужно развивать работу над ролью.

- Диплом на руках - и куда же идти новоиспеченному актеру?

- С дипломными спектаклями мы показывались во многих городах: Пенза, Курск, Москва, Самара… О Самаре слышали немало, поскольку там работал выпустившийся с нашего института на год раньше меня Сергей Меркушев. Человек очень талантливый, потрясающий актер. Жаль, что сейчас он, женившись, уехал в одну из скандинавских стран, где занимается, в основном, преподаванием. Сережа всегда был мне приятен. Я чувствовал – он человек моего склада. Поговорив с ним, понял, насколько ему там одиноко. Тогда я говорю своим однокурсникам: «Ребята, поехали Серегу выручать! Ему одному тяжело в Самаре». И мы целой группой отправились туда показываться. Некоторых взяли в местную Драму, а меня, Федю Степаненко и Кристину Котельникову пригласил в популярный театр «СамАрт» знаменитый режиссер Адольф Шапиро. Но так получилось, что проработал я там три месяца до отпуска и три – после. Затем по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Воронеж. Мне нравилась работа в Самаре, но жизнь диктует свои условия.

- И как встретил родной город?

- Ожидал, что будет гораздо теплее. Пошел в Камерный к Михаилу Бычкову, который видел мои выпускные спектакли. Поговорили. Он мне сказал, что если возьмет меня в театр, то ему придется кого-то уволить. Чего он, по понятным причинам, сделать не мог. Я все понял и отправился в Драму к Анатолию Иванову. Он тоже знал меня, поскольку, еще студентом третьего курса, я был занят на сцене исторического здания в спектакле «Бег» по Булгакову. У меня там даже был эпизодик со словами, а не просто массовка. После выхода спектакля приятно было прочитать в газете отклик завлита театра Николая Тимофеева, где указывалось: «Молодой человек в галифе выделывал незатейливые па». Тем «молодым человеком» был я. Памятна совместная сцена с Юрием Александровичем Лактионовым. Тем более, что с его сыном Антоном мы были друзьями, жили в одном доме. Но так случилось, что когда я уехал в Самару Антон трагически погиб. Я даже не смог приехать на его похороны, был плотно занят в репертуаре. Так вот. Пришел я к Анатолию Васильевичу. Театр базировался уже в новом здании. Он сказал мне: «Я все помню, знаю тебя прекрасно. Но у меня свой курс. Не знаю, куда определить ребят. Ты – талантливый человек. Зачем тебе сидеть без дела, просто получать деньги. Тебе нужно играть сейчас. Я бы с удовольствием тебя взял, но ничего не могу обещать. Поэтому не хочу ломать твою судьбу». По-человечески я понял Иванова. И пошел - куда?

- Неужели в ТЮЗ?

- Естественно! Там работала наш педагог Надежда Бапаркина. Первым, кого я увидел в театре, когда вошел внутрь, был даже не вахтер, а именно Надежда Алексеевна. Она буквально выскочила ко мне навстречу со словами: «Миша, ты к нам?» «К вам», - скромно ответил я. «Пошли!», - мгновенно последовало предложение. Директором тогда был Александр Арнаутов. Мы его искали по всему театру, но не могли найти. Потом со второго этажа, где сейчас балкон, увидели, что он на сцене вешает какие-то шарики вместе с монтировщиками. Видно, ожидалась какая-то аренда. Бапаркина кричит через весь зал: «Сан Саныч! Вот Миша. Он умеет все: и монтировщиком, и осветителем, и артистом и всем-всем работать». «Пусть пишет заявление», - в ответ крикнул Арнаутов. Я и написал. С тех пор здесь, о чем не жалею. Могу объяснить, почему. У нас в театре есть замечательный человек, которого я считаю своим вторым отцом – Виктор Васильевич Копосов. В его годы актеры многих театров считают себя мэтрами, практически ничего не играют, важно ходят, опираясь на палочки, и кряхтят. А он прыгает, как кузнечик, до сих пор. Мы от него заражаемся такой энергетикой, что стараемся ей соответствовать. Иногда посмотрю на своих ровесников из других театров, так они выглядят старше меня. Потому что мы работаем, в основном, с детской аудиторией. А я всегда любил общаться с ней. От нее подпитываешься так, как ни от какой другой.

- На самом-то деле умеешь ли делать то, что делают монтировщики и осветители?

- Конечно! Руки растут оттуда, откуда надо. Сергей Надточиев в институте обучил нас всему. Благодаря ему, мы освоили не только актерскую профессию, но и нескольку других. Разбираюсь в сантехнике, электричестве, плотницком, столярном и слесарном ремеслах, могу водить машину. А что еще нужно? Говорят, что мужчине нужно посадить дерево, вырастить сына, построить дом. Дом мы почти построили с отцом, сын растет, а уж сколько деревьев посадил – даже не сосчитать.

- Ты сказал, что легче работать с детской аудиторией. Мне же она представляется куда более требовательной, чем взрослая.

- Мне легче с малышами. Они тебе верят. Ты принимаешь их условия игры, а они – твои. Дети от пяти до тринадцати лет - моя любимая аудитория. Подростки постарше, которых насильно загоняют в театр, несколько напрягают. Им во время спектакля надо обязательно уронить бутылку с водой, громко прокомментировать мизансцену, засмеяться на весь зал там, где многие смахивают слезу. У взрослого зрителя - свои причуды. Сколько ни предупреждай перед спектаклем о выключении мобильных, все равно несколько раз да раздастся звонок. Сейчас говорят об установке заглушек телефонов в театрах и церквях. Я - за такое решение. Нужно отвлечься на несколько часов от повседневной жизни. Ты пришел в театр насладиться искусством, а не быть на стреме – вдруг кто позвонит.



- Я видел многие твои роли. От других слышал, что воспринимают артиста Кривова в первую очередь, как комического актера. И даже внешне ты чем-то напоминаешь Юрия Никулина…

- Приятное для меня сравнение, нечего сказать!

- …Но были и драматические, и трагические роли. Тем не менее, для многих - ты все же комик. Какое амплуа ближе?

- Одно не отменяет другое. Помню, как подал творческую заявку на роль Кролика в спектакле «Тринадцатая звезда». На нее уже были назначены два актера. Но мою просьбу удовлетворили. Позже те двое снялись с роли, и я остался единоличным исполнителем. Мой герой по пьесе все время бегал, надрывался, чего-то пытался доказать. В итоге - он умирает. Мне очень понравилась драматургия, то, как был выписан персонаж. Приятно, что сестра и многие другие до сих пор вспоминают ту мою работу и интересуются, почему сейчас не ставят таких спектаклей. В любом комике есть нотка трагедийности. И наоборот. Иногда говорят: «Тебя родили посмеяться, а ты выжил». Вы смеетесь надо мной, а не знаете, что творится внутри. Порой сложно найти грань между смешным и грустным. Иногда хочется смеяться над работой трагика, а, глядя на роль, сыгранную комиком, хочется плакать.

- Были ситуации, когда по роли приходилось смешить публику, самому хохотать на сцене, а на душе было тяжело и муторно?

- Увы, случалось. Накануне спектакля «Три Ивана» моего отца положили в больницу с подозрением на аппендицит. Операция несложная. Но позвонила мама и сказала, что ему стало хуже. Мы сидим рядом с ним. А мне надо ехать на спектакль. Уехал. Начали играть. Однако замечаю, ребята как-то особенно бережно ко мне относятся, стараются не смотреть в глаза. А я смешу публику, веселюсь. И в антракте коллеги молчали. Но зашел ко мне Копосов и говорит: «Миша, присядь». Я сразу понял, что-то случилось с папой. Виктор Васильевич сообщил, что мой отец умер. Но надо было играть второй акт. И я играл, несмотря ни на что. Можешь представить, как мне было тяжело! Нечто подобное было в прошлом году, когда внезапно умер наш директор Юрий Грецов. Мы играли «Тома Сойера». Собрались, хотя было очень тяжело: душу щемит, только вчера говорили с родным всем актерам театра человеком, а сегодня его уже нет. Больно, но такова наша судьба, такова наша профессия.

- Когда твой сын Артем впервые оказался в театре, как он среагировал на то, что увидел папу на сцене?

- Не вспомню, какой спектакль играли. Знаю точно, что в зале находился вместе с моей женой и не выкрикивал с места, показывая пальцем: «Вот мой папа!». Запомнилось, что после просмотра мы у него спросили: «Кто больше всех тебе понравился?» И он ответил: «Папа». Мы рано начали водить его в театр, поскольку не с кем было оставить. Помню, когда Артему было два года, мы привели его на спектакль Омского театра (в рамках Международного тюзовского фестиваля «Театр детства и юности – ХХI век») «Винни-Пух и все, все, все». Мы с женой не думали, что такой малыш высидит и посмотрит всю постановку с открытым ртом. Он до сих пор в деталях вспоминает тот спектакль. Удивительно! Был и у него опыт работы на сцене. Драмтеатр Липецка приехал к нам на гастроли. А у них заболел ребенок, занятый в спектакле. И мне говорят: «Быстрее езжай за своим орлом. Он выйдет на сцену». И что поразило: вышел, даже сказал полагающийся текст. Я, стоя за кулисами, волновался больше него. А ему дали шоколадку в награду - и не было большего счастья.

- Ты бы хотел, чтобы он пошел по твоим стопам?

- Нет. Он и сам не хочет. С детства увлекается машинками, с компьютером на «ты». Хорошо владеет английским языком, занимается баскетболом. В свои 13 лет он выше меня! Приносит различные медали, чему я всегда радуюсь и горжусь. Артема приглашают профессионально заниматься спортом, но он пока отказывается.

- Если выпадают свободные минуты, чему их посвящаешь?

- Рыбалке. Меня к ней приучил наш заслуженный артист Борис Голощапов. Он, я, Сергей Смирнов вот уже больше десяти лет после окончания сезона получаем отпускные и на следующий день выезжаем с палатками на реку Воронеж на десять дней. Ждем целый год, готовимся, а потом получаем неимоверное наслаждение! Сергей Евгеньевич после возвращения иногда говорит: «Пытку отдыхом прошли».

- Параллельно с работой в ТЮЗе ты играешь спектакли в «Антрепризе» при Доме актера. Что там привлекает?

- В родном театре я сейчас не так плотно занят, как раньше. А в Доме актера предоставляется возможность попробовать что-то новое. Там такой же театр, только живущий несколько по иным законам. У меня четыре или пять названий. Каждое репетировали с той же самоотдачей, что и в ТЮЗе. Зрители всегда принимают хорошо. Тем более, «Антреприза» дает возможность столкнуться в работе плечом к плечу с представителями других воронежских театров. И тут приятен не только творческий процесс, но и возможность общения. Мы узнаем, как кто живет, какие новости. Ведь в повседневной жизни не часто удается встречаться.



- Если скажут: «Михаил Михайлович, театра в вашей жизни больше не будет». Сможешь без него прожить?

- Интересный вопрос... И да, и нет. Наша профессия – она как фантазия. Постоянно надо что-то придумывать, меняться (не столько внешне, сколько внутренне). Не будь у меня театра, смог бы прожить. Любую работу можно освоить. Тем более, как уже говорил, много что в жизни умею. Но в целом без театра… Нет, пожалуй бы не смог. Все равно что-то да придумал бы себе: вел бы свадьбы, творческие вечера. В общем, не порывал бы с искусством. Пусть и не таким высоким.

- Коллеги хоть поздравили со званием?

- А как же! Банкетик небольшой был. Теперь все ходят и говорят: «Конечно, ты заслуженный артист Воронежской области!» И тем я выделяюсь среди остальных. Мне приятно, что у меня есть звание, а у них – нет (смеется). Как ты понимаешь, то была шутка!

Ранее в рубриках
В ВоронежеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.