Войти
Персона
18.04.2012 16:02
Юрий Овчинников: театр должен оставаться храмом

Заслуженный артист России Юрий Овчинников

Юрий Овчинников: театр должен оставаться храмом

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото: Евгения Емельянова

Отмечая свой юбилей, Юрий Овчинников решил сделать подарок театру, в котором начинал профессиональную карьеру и где продолжает играть спектакли. В основу постановки легли десять рассказов Антона Павловича Чехова.

19 апреля в Театре юного зрителя бенефисным спектаклем отмечает 55-летие любимец публики, актер ТЮЗа и Камерного театра, заслуженный артист России Юрий Овчинников. Накануне с юбиляром встретился культурный обозреватель Павел Лепендин, чтобы узнать: почему опять Чехов? как можно одновременно делать столько дел? и какая роль в жизни для актера самая главная.

- Юра, всем известна песня в исполнении Вахтанга Кикабидзе «Мои года, мое богатство». Про свои две пятерки, которые тебе выставила жизнь, можешь сказать подобное?

- Как ни банально прозвучит, наверное, да. Две пятерки – хорошие оценки. Вот и не смог я пройти мимо таких красивых цифр просто так, чтобы их не отметить творчески. Казалось, совсем недавно было 50-летие, я делал свой вечер. Работа была большая, напряженная. Ведь вся подготовка все равно лежит на юбиляре: от распределения мест приглашенным до банкетного стола. Когда все свершилось, почувствовал неимоверную легкость. После прошлого раза зарекся – пока хватит. Если будут гораздо позже даты, тогда посмотрим. А тут подошло 55-летие. Спектакли, которые я играю здесь, показывать не хотелось. Нужно что-то новое. Вот и взвалил на себя полтора месяца назад тот же груз, что и пять лет назад. Результат усилий оценят зрители.

- Если мне не изменяет память, на 50-летие ты строил вечер также по Чехову. И вот снова великолепный Антон Павлович. Почему?

- Чехов – бездонен. Я как-то уже говорил, но повторюсь – любой театр, если он того захочет, может составить свой репертуар только из произведений Антона Павловича. И не думаю, что театр проиграет. Творчество Чехова настолько многообразно и многогранно, что каждый режиссер сможет найти в нем свое, что его греет, о чем у него болит душа. Перед нами прекрасная литература и автор, настолько глубоко раскрывающий человеческую суть и характер, что другого такого сложно найти. На сей раз, взял десять рассказов, объединенных эпиграфом: «В человеке должно быть все…». Каких, пока не скажу, сам увидишь. Я посчитал, что все должно проходить с иронией, в духе Чехова. Все произведения самостоятельные, небольшие спектаклики. В том-то и была сейчас сложность. Пять лет назад я взял, по-моему, шесть рассказов. Объединил их собственным повествованием о своей жизни. Теперь же мне захотелось создать нечто наподобие спектакля, который бы продолжал жить в ТЮЗе.

- Я так понимаю, что творческий вечер будет не разовой акцией?

- Надеюсь. Хотя чего скрывать: денег на постановку нет. Так получилось, что моя работа внеплановая. Что-то помогли сделать в театре, дабы создать по моему замыслу парковую обстановку и атмосферу, как мной и замышлялось. При всей простоте декораций идея была такая: выходит на сцену артист, расстилает коврик и начинается Театр. Хотелось бы, чтобы подобное случилось и на нашем спектакле, где заняты талантливые артисты, где есть хороший материал и необычная музыка. Что еще нужно для воплощения необычного творческого действа?

- Актеров сам выбирал?

- Конечно!

- А в режиссуре кто помогал?

- Режиссура, если честно говорить, наша, общая. Правда, в постановке двух рассказов помогал мой давний приятель и друг, с которым мы знакомы много лет и вместе работали в «Антрепризе» Дома актера Александр Митькин. Он пошел нам навстречу, присоединившись к творческой группе.

- В последнее время основная новая и интересная работа артиста Овчинникова проходит в Камерном театре. В ТЮЗе играются те спектакли, которые давно в репертуаре. Почему выбор отмечать свой юбилей пал именно на ТЮЗ? Только из-за того, что здесь зал больше?

- Ты не совсем прав. Я обязательно приглашу на вечер и актеров Камерного, и Михаила Бычкова. Но именно с ТЮЗа я начинал свою трудовую и творческую жизнь. Я проработал здесь больше 30 лет. И, надеюсь, еще что-то осуществить на моей первой профессиональной сцене. Вот и захотелось мне сделать подарок не только себе, но и театру новым спектаклем. Идея, инсценировка, музыкальное оформление, частично постановка – придуманы мной. На гонорары за свою работу в данном проекте не претендую. Хочу, чтобы театру тоже было хорошо. Думаю, что появление в его репертуаре такого автора, как Антон Чехов, никоим образом не повредит.

- Будет только спектакль, или не обойдется без полагающихся случаю торжественных речей?

- Предполагаю в финале поблагодарить всех зрителей. Хочу ограничиться минимальным присутствием гостей из зала на сцене. Но если кто-то захочет обнять меня, сказать пару теплых слов, я не смогу им запретить.



- Юра, юбилей приходился на февраль. А сейчас вторая половина апреля…

- Ничего страшного. Просто стечение обстоятельств. Идея создания спектакля возникла еще в ноябре прошлого года. Но не было времени, многие оказались заняты. Так что лучше поздно, чем никогда.

- Недавно Камерный театр побывал на гастролях в Санкт-Петербурге. Какие впечатления от поездки?

- Если говорить коротко, то все прошло успешно. По отзывам, мы смогли «взорвать» театральный Петербург. Камерный показал себя талантливо, с разных сторон. Я испытываю чувство гордости от того, что мне доводится принимать участие в спектаклях театра под руководством Михаила Бычкова. Мы не ожидали такого теплого приема. Играли на легендарной сцене Малого драматического театра – Театра Европы. Зал был переполнен. Люди даже стояли в проходах.

- Насколько для актера важно получать новые эмоции, выходить на незнакомого зрителя?

- Такие поездки мобилизуют артистов. Кстати, скоро мы вновь поедем в Петербург на фестиваль, только теперь со спектаклем ТЮЗа «Капитанская дочка». Нужно всегда держать себя в форме, чтобы максимально представить на сцене и театр, и спектакль, и свою роль.

- ТЮЗ, Камерный, «Антреприза»…

- В «Антрепризе», к сожалению, я уже не играю. Просто нет времени. Извини, что перебил, но ты, наверное, хотел спросить, как на все хватает времени?

- Точно!

- Ты знаешь, Паша, если человек захочет, то при правильном распределении своего времени, можно успеть все. Видишь, я давно в своей жизни пользуюсь вот таким простым школьным дневником (Юрий открывает дневник, весь испещренный записями на каждый день. – П.Л.). Толстые еженедельники не люблю: во-первых, их жалко выбрасывать, во-вторых, не знаешь, что и куда записывать. А в обычном дневнике у меня все расписано по часам. Порой даже по минутам. Я всегда смотрю, в какой временной промежуток можно включить очередное дело, важную встречу. И ты знаешь, когда открываешь дневник, где все упорядочено, сразу мобилизуешься. Советую и тебе завести такую штуку. Очень полезно. Правда, я их тоже не выбрасываю, а складываю на полку. За те десять лет, что веду их, накопилась немалая стопка. Иногда возьму пролистать их и столько интересного нахожу! Ведь в них я записываю адреса, телефоны и т.д. Просматриваю и думаю: «Боже мой! Какая у меня была бурная жизнь на том этапе моей работы». Как говорит мой герой в спектакле Камерного театра «Дураки на периферии»: «Упорядочь ты себя». И тогда все будешь успевать.

- Кто самый главный зритель и ценитель твоих работ?

- С одной стороны вопрос простой, а с другой – сложный. Мне, как и любому актеру, приятно, когда зритель аплодирует, скандирует «браво». Важно, когда умные и искушенные критики оценивают мои работы. Если хвалит режиссер, так вообще внутренне испытываешь чувство полета. Значит, все сделал правильно, в соответствии с его замыслом. Тех же зрителей, которые приходят в зал с пренебрежением, думая: «Ну, чем ты нас сегодня удивишь?» - я сторонюсь. Слава Богу, что сейчас театр, в основном, посещают люди, какие приходят сюда по доброй воле, а не по принуждению, как было раньше. Они хотят узнавать что-то новое, приобщаться к искусству. И если они стоя аплодируют тебе в финале, высказывают свое удовольствие от увиденного, для меня такая реакция очень важна.

- Не подсчитывал, сколько ролей было сыграно за годы работы в театре?

- Нет. Но могу сказать – много.

- Мне кажется, сейчас у тебя есть одна самая главная роль – деда. Как ты с ней справляешься?

- Впервые дедом стал в 40 лет, когда у меня родилась внучка Оливия. А второй раз – год назад, когда родился внук Филипп. Он наш любимец. Я его называю милый воробей. Внук практически не может сидеть без движения. Его внимание постоянно привлекают розетки, выключатели. Очень любит нажимать различные кнопки, от чего бедный компьютер находится в состоянии бесконечной перезагрузки. Смотришь на него и понимаешь – вот самое главное в жизни: внуки, дети, здоровье родных и близких, свое здоровье. Хочется, чтобы все было устойчиво и благополучно. Остальное, как бы, отодвигается на второй план. Но, в тоже время, для меня важна и творческая работа. Она дает мне стимул держать себя в нормальной форме, к чему-то стремиться, искать что-то новое, обдумывать предстоящие планы. Тогда жизнь будет интереснее. Я и для бенефиса взял такой материал, чтобы погружаться в океан неизведанного, ставить перед собой новые задачи.

- Родные с пониманием относятся к тому, что из-за твоей занятости редко видят близкого человека?

- Конечно, они давно уже привыкли. Но я бы не сказал, что мы видимся и встречаемся так уж редко. Различные праздники, в том числе и дни рождения, мы стараемся проводить вместе. Семья у меня большая. Обе дочери замужем, количество родственников приятно увеличилось. Сваты, зятья – все честь по чести.

- Не возникало мыслей заняться педагогической деятельностью, передавать свои опыт и знания молодым?

- В Академии искусств я не работаю. Хотя, если бы получил такое предложение, с удовольствием бы пошел. Всегда любопытно и интересно работать с молодежью. Был многолетний опыт работы в школе. Сейчас преподаю в Промышленно-гуманитарном колледже, что на проспекте Революции. У меня там своя театральная студия. Обучаю ребят основам актерского мастерства, знакомлю их с нашей профессией. И ты знаешь, получаю удовольствие от работы.

- Если оглянуться назад и вспомнить время, когда ты после института пришел в театр, который, наверняка, считал храмом, и сравнить себя с теми, кто приходит в ТЮЗ сейчас, большая разница ощущается между вами в восприятии того, чем является для вас театр?

- Время изменилось. Поменялись некоторые ценности, приоритеты. Ты правильно говоришь, когда учили нас, то прививали особые чувства по отношению к театру, как к храму. Здесь особое место. Артист приходит в театр, и он должен впитать его неповторимый дух. Не тот, что есть на базаре, в магазине, или автомастерской. Мне бы хотелось, чтобы и у нынешней театральной молодежи было столь трепетное отношение к профессии. Но, ты знаешь, мне кажется, что если молодой человек настоящий артист, то в нем уважение к профессии заложено изначально. И он, приходя в театр, будет поддерживать те традиции, которые были до него. Наверняка и сегодня преподаватели Академии настраивают своих воспитанников именно на такой лад. Здесь еще многое зависит и от нас самих. Как мы будем относиться к театру, так за нами последуют и те, кто пришел позже. Если пошел в уличной обуви на сцену с мыслью: «Давайте быстрее все сыграем, а там трава не расти» - значит, и другие поколения возьмут на вооружение такой подход к профессии. А есть театры, я их знаю и в нашем городе, где ты только переступаешь порог и тут же попадаешь в другую атмосферу. Понимаешь, что будешь заниматься чем-то очень важным, хрупким, нежным. Я считаю, в любом театре так и должно быть. Сейчас у нас в ТЮЗе интересная, талантливая молодежь, трепетно относящаяся к творчеству, театру и желающая созидать.

- Ты открыт для общения с молодыми коллегами? Готов дать им нужный совет?

- Если кто-то подходит, обращается с просьбой, считая, что я могу помочь – пожалуйста. Сам не навязываюсь с советами и замечаниями. Тут большое значение имеет то, как сам артист осваивает профессию. Ему иногда нужно потыкаться в углы, понабивать себе шишки. И тем самым, чему-то научиться. А я посмотрю на его потуги. Набил одну – могу подойти и сказать: «Ты знаешь, чтобы подобное не происходило, попробуй сделать так-то». Умный актер возьмет на вооружение и поймет. Если нет – значит пусть и дальше весь будет в шишках. Хотя в театре все должно быть эстетично. Тем более, внешний вид артиста на сцене.

- Если представить ситуацию, вдруг бы ты не стал актером. Кем бы мог быть?

- В детстве, как и многие мальчишки, мечтал о приключениях. На письменном столе под стеклом у меня лежала карта мира. И я всегда по ней мысленно путешествовал. Сделаю часть уроков, отвлекусь, начну изучать морские пути, прорисованные черточками. Глядишь и думаешь: «Вот бы пройти теми путями!» Мечтал даже поступить в мореходное училище, походить по морям, посмотреть дальние страны. Идея была, но потом все сложилось иначе.

- Театр пересилил?

- И в том нет ничего удивительного. Театром я увлекся и занимался с четвертого класса. Когда же в Воронеже открылся институт искусств, я посмотрел и решил: «Пойду учиться туда».

- Юра, если бы ты был учителем: у тебя есть две пятерки. За что бы выставил их себе? Какие самые важные вехи в жизни, за которые их заслужил, отметил бы?

- Паша, я себя слишком хорошо знаю. У меня есть, как говорится, свои скелеты. Если две пятерки за что-то поставит мне мой зритель, мои друзья – буду счастлив. Поверь, не из ложной скромности говорю – но мне еще есть чему поучиться, дабы самому ставить себе такие высокие оценки.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.