Войти
Персона
27.02.2012 14:13
Учитель романтики Евгений Слепых

Алексей Гордеев и Евгений Слепых

Учитель романтики Евгений Слепых

  • Текст: Наталья Гааг
  • Фото:

О его жизни давно пора писать книгу. Евгений Федорович Слепых - театральный педагог, режиссер, чтец, профессор. Заслуженный артист РФ. С 1972 года - декан театрального факультета Воронежской государственной академии искусств. 22 марта 2010 года Евгений Слепых удостоен награды «За честь и достоинство в искусстве» Воронежского отделения Союза театральных деятелей России.

…Вот как о нем писать? Он же громадина, человечище. Его невозможно упрятать в законченные определения и ряд эпитетов. А даже если и попытаться, притом исключительно от души, потом, как послевкусие будет ощущение недосказанности. Нельзя объять необъятное.

С профессором, деканом театрального факультета ВГАИ Евгением Федоровичем Слепых мы познакомились давно. Еще, будучи студенткой, я обращалась к нему за помощью – нужны были ребята-актеры для записи на радио. Помог. Потом уже по журналистским делам: сотрудничали вместе, да и по мелочам постоянно звонила. Никогда не отказывал. Это моя маленькая история. Думается, у каждого, кто хоть немного знаком с Евгением Федоровичем, есть что рассказать. Независимо от степени познания и близости к этому человеку.

А еще, мне кажется, у каждого есть свой Слепых. Для выпускников и нынешних студентов театрального факультета, Евгений Федорович – учитель, товарищ, друг. Для любителей поэзии – мастер художественного слова, автор оригинальных литературных и поэтических композиций. Для журналистов – просто находка, потрясающий рассказчик и кладезь знаний.

О его жизни давно пора писать книгу. За конкретными сюжетами стоит целая эпоха поколения «шестидесятников». Может быть, много раз рассказанная писателями, критиками, журналистами, но у его истории особое звучание. Жаль, бумага не может передать всех тембральных и прочих прелестей голоса Евгения Федоровича…

Военное детство. Голод, страх, бомбежки. Он помнит всё в мельчайших деталях, свойство памяти и души. После войны семья жила в селе Новая Аленовка под Нововоронежем. «Отец у меня был лесоводом, - рассказывает Евгений Федорович, - но гуманитарного склада, а мама – бухгалтер. Она была очень практичной женщиной. Когда я закончил 7-летнюю школу и стал вопрос, куда мне идти, родители разошлись во мнении. Отец хотел, чтобы я шел в художественное училище, потому что я рисовал хорошо, а мама хотела, чтобы в руках было дело. Все же трудное время наложило свой отпечаток, так я и попал в техникум сахарной промышленности в поселке Жердевка, что рядом с Грибановкой». 14-летнему школьнику в то время, было не принципиально «кем быть?». Он только нащупывал сферу своих интересов. Несмотря на то, что мало читал, любил выступать перед соседскими мальчишками. « Я собирал поздним вечером пацанов и читал им Гоголя, Пушкина, даже «Ромео и Джульетту», над которой обливался слезами. Главное, все рассказывал по памяти».

Память у него и сейчас прекрасная. Понятно, что это профессиональная черта. Но в течение нашей беседы, Евгений Федорович то и дело читал стихи, которые учил много лет назад. Делал это легко и изящно – впрочем, как всегда!

Первые театральные впечатления – это спектакли Борисоглебского драматического театра. Его не смущало ни то, что они шли на простенькой сцене Жердевского клуба, ни репертуар – выверенная советская классика. «Они мне казались потрясающими, это было мое приобщение к театру», - с мечтательной улыбкой говорит Евгений Федорович. А вот его личный первый театральный опыт оказался не столь потрясающим. Художественный руководитель местного театрального коллектива поставила комедию Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Слепых, как он сам шутит, удостоился роли без слов, был жандармом. «На меня надели шинель, дали винтовку, и я молча выходил и арестовывал Кречинского. Такая роль». Смеемся…

На этом молчаливые роли закончились. Уже после окончания техникума, работая на Капустянском сахарном заводе, что в Винницкой области, он честно смог себе признаться - роль техника-механика ему совсем не по душе. Занятия в самодеятельности, выступления, постановки, победа в областном конкурсе чтецов. И, как чеховские три сестры, стремился туда, в светлую даль. Теперь ему было совсем не безразлично кем быть и где учиться.

Отправная точка в профессии - Ленинградская высшая школа культуры. И здесь на провинциального юношу обрушивается новый удивительный мир поэзии, тех самых знаменитых «шестидесятников». «Ведь до этого были железобетонные строки советских поэтов. А здесь совсем новое. Рождественский, Светлов, Евтушенко, Вознесенский…Это потрясение.. Не скажу, что был дружен с ними, но мы встречались, общались. У меня есть их автографы». Книги с дружескими подписями бережно хранятся в огромной библиотеке Евгения Федоровича. А надо заметить, в те времена подобные книги были большим дефицитом. К примеру, в ожидании долгожданного томика Евтушенко читатели затемно выстраивались в длинную очередь. А тиражи-то были по 100 тысяч экземпляров, но расходились мгновенно.

За каждым автографом, за каждой книгой – целая история. Евгений Федорович рассказал мне их множество. Вот этой хочу поделиться. «Работая в Новосибирске, я узнал, что в книжный магазин «Гренада» должен поступить пастернаковский толстый сборник. Иду, встречаю друга-поэта. Пошли вместе, а оказалось, что книга-то одна. Я ему уступил. Все же он поэт. Дальше, езжу с агитпоездом по району. В одной районной библиотеке стоит тот самый сборник Пастернака, чистенький, его никто не брал. Я библиотекарю предложил, давайте я заплачу, как за потерю. Девочка была молодая, испугалась, директора не было, а мне надо на поезд спешить. Ничего я не взял, но через год опять приехал на эту же станцию. Там та же девушка стоит, но книги-то нет, кто-то ее утащил уже. Я и на книжном рынке искал, нигде нет. И вот, спустя годы, один знакомый профессор, собиравшийся уезжать за границу, узнав мою печальную историю, подарил мне пастернаковский сборник того самого издания». Такая книжная история. «Способен ли сегодня человек на такое?», - подумала я. Не знаю…

Следующий этап – Новосибирск. Опять же судьба, добрые друзья, внимательные люди. «Руководители, то есть чиновники, тогда были настоящими образованными людьми. Они видели в человеке человека». Начальник управления культуры Алексей Иванченко пригласил Слепых на должность директора Дворца культуры имени Жданова. Административная должность ничуть не помешала его творческому началу, ведь именно здесь Евгений Федорович основал свой поэтический театр, слава о котором распространилась далеко за пределы Новосибирска, именно здесь он устраивал встречи с самыми известными артистами, поэтами, писателями, музыкантами, учеными. «Это было потрясающее время…», - говорит Евгений Федорович, называя имена: Шпаликов, Быков, Баталов, Левитан, Рыбников, Окуджава… «Да, это было потрясающее время», - грустно вздыхаю я.

Наверное, все в этой жизни неслучайно. Не случайно, что уже в Новосибирске Евгений Федорович начал заниматься педагогикой, он подготовил многих чтецов. Не случайно, что его мама настояла на переезде в Воронеж. Сказать, что он решился легко – значит, ничего не сказать. «Мне было, что терять»…Да, было. Но именно в Воронеже, пройдя череду этапов административных должностей, он пришел туда, где вот уже 40 лет его дом, его ученики, его люди.

Театральный факультет, тогда Воронежского института искусств, существует с 1971 года. Основали его профессор ГИТИСа Ольга Старостина и доцент Щукинского училища Борис Кульнев. Педагогический состав собирали по крупицам. Первыми были Сачко, Валитова, Анчиполовский, Меркина, Дубинский. «Помню, как меня пригласили Борис Григорьевич и Ольга Ивановна. Мы посидели, поговорили и предложили преподавать речь, а ставки тогда еще не было, но я все же пошел и проработал простым лаборантом год. Потом уже стал преподавателем, потом деканом, на общественных началах, ни копейки не получал, и так пошло, пошло, пошло…». И здесь он вспоминает, как они перестраивали здание бывшего интерната, как делали аудитории, театр, сцену. Строили все сами.

Березовая роща. Это уже не просто географическое название, это Мекка, «священная земля» для бывших выпускников академии. «Они приезжали и целовали пол, как потом целовали пол Молодежного театра». Все это в прошлом. Эпоха «Березовой рощи», эпоха «Молодежного театра». «На наши спектакли приезжал весь город. Мы гремели, маленький зал, был забит под завязку. Каждое утро меня вызывал ректор Шапашников и давал втык за них. Потому что пожарник регулярно жаловался на нарушение дисциплины». Прекрасное время. Прекрасные педагоги: Дроздов, Бугров, Дундуков, Тополага, Разуваева, Харчев, а потом и Сисикина, Абдулаев, Тарасенко, Меньшенин и другие.
Судьба старого здания театрального факультета напоминает пресловутый вишневый сад, только воронежские лопахины даже в светлое будущее не верили. Они просто его закрыли. Не просто, конечно: были угрозы, были нервы, были слезы и бесконечная горечь потерь. А еще была битва. За Березовую рощу, за Молодежный театр. Отстоять не удалось. Но кого сейчас это волнует...

Улица Генерала Лизюкова, 42. Нынешние студенты считают этот адрес родным. Здесь их дом, их учебный театр, их педагоги. Сегодня состав преподавателей почти на половину - это бывшие выпускники, а значит и ученики Евгения Федоровича. «Так получилось, что наши мастера оставляют работать лучших учеников. Вот С. Надточиев ведет курс, его оставил В. Бугров. Потом Э. Болотов у И. Сисикиной, В. Кривошеев у А. Дундукова, А. Щукин у В. Тополаги. По речи - Л. Королева, училась у В. Бугрова, Н. Поташкина, А. Клинов. Работает актриса ТЮЗа Н. Бапаркина, - тоже наша выпускница. Мне кажется, они продолжают традиции, сами ведь вышли из этой школы».

Многие ученики театральной воронежской школы сегодня знаменитости. В популярном смысле этого слова. Снимаются в кино, играют в ведущих театрах страны, получают премии и награды. Перечислять имена не буду. Достойные все люди. Скажу, что Слепых их всех помнит, говорит с нежностью и любовью. Впрочем, как и о нынешних студентах. Эти ребята тоже стараются держать планку, хорошо выступают на профессиональных конкурсах, получают высокую оценку маститых профессионалов. Ученики Евгения Федоровича постоянно становятся лауреатами Всероссийского конкурса чтецов имени Владимира Яхонтова в Петербурге. Вот только, сетует Евгений Федорович, современное поколение мало читает. «Мы тратим время, чтобы они узнали литературу, историю, приходят ведь как чистый лист. Мы за школу делаем работу на первых курсах, а потом только говорим о сверхзадаче». А мы говорим о проблемах: отмене медицинских справок при поступлении, системе образования, трудоустройстве. Декан Е.Ф. Слепых переживает за это не только в силу профессиональных обязанностей: человек он такой – неравнодушный.

– Евгений Федорович, а чтобы вы сказали всем своим выпускникам, соберись они вместе? - это я.
Он отвечает с чувством:

- Ребята, верните мне мои книги!!!

Именно так. С тройным восклицательным знаком, разговор о потерянных книгах рефреном шел всю нашу беседу. Для него книги – это друзья, а их терять всегда больно.
Я бы назвала его просветителем. Уже много лет он ведет «Литературную гостиную» в Доме актера. Уникальны его литературные спектакли по произведениям Вознесенского, Светлова, Шукшина, Левитанского и многих других любимых им авторов. Как истинный педагог, каждый год Евгений Федорович представляет воронежской публике выступления лучших своих студентов. На многих я бывала и без пафоса могу сказать: будущие артисты читают с удовольствием, а публика отвечает им взаимностью. Меняются чтецы, зрители, но неизменна традиция - литературный театр Слепых в Доме актера. Слава Богу, неизменна!

Давно и плодотворно Евгений Федорович сотрудничает с воронежским радио. Свыше 20 передач по произведениям Бунина, Набокова, Бабеля, Платонова, Паустовского, Астафьева, Маркеса прозвучало в его исполнении. Это по праву «золотой фонд» отечественного радиотеатра. Слепых так подает образы в стихах, что сердце слушателя сжимается. В его чтении - доверие к человеку, разговор на равных, расчет на отзывчивость.

Евгений Федорович увлеченно рассказывает о своих новых проектах, спектаклях, которые готовят педагоги, выпускные экзамены-то не за горами. Под конец нашей беседы, уж почти попрощавшись, спрашиваю: «Евгений Федорович, а какие слова от студентов для вас самые важные?»

Он растерянно:

- Не знаю… Они говорят, что я добрый!

Не врут!

Ранее в рубриках
В ВоронежеЦентр культуры и искусства «Прогресс» предлагает премьерный спектакль Михаила Бычкова «Академия смеха»

«Академия смеха» – история о драматурге и цензоре. Первый пишет комедию, второй её правит.

В РоссииОбъявлена программа XIII Платоновского фестиваля

Театр из Казахстана покажет историю о великом казахском певце Ахане Серэ и трагической гибели его любимого скакуна.

В миреФильм предсказал гражданскую войну в США

Журнал Rolling Stone заявил, что «вы можете случайно принять» футуристический сюжет фильма за настоящее.

ОбществоПроредить Воронежскую нагорную дубраву решено в санитарных целях

Мёртвых деревьев много. Причиной их гибели являются различные стволовые вредители.

ТеатрФёдор Добронравов отменил все спектакли до конца года после операции

В ближайшие месяцы артист будет проходить длительную реабилитацию.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 14-17 марта: и снова «Онегин»

По итогам своего второго уик-энда фильм даже превзошёл прогнозные ориентиры экспертов.

ПерсонаКонцессионер парка «Дельфин» рассказал, как добиться успеха

Акселератор начинающего предпринимательства и создатель технопарка «Мастерград» Эдуард Толоконников раскрыл секреты.

ЛитератураВышла книга «Как Гарри заколдовал мир. Скрытые смыслы произведений Дж. К. Роулинг»

Это настоящий путеводитель по духовным смыслам саги о Гарри Поттере.

МузыкаВ Воронеже отменили концерт Александра Малинина

Увы, такое случается уже не в первый раз. Воронежцы никак не могут попасть на концерт исполнителя.

Изобразительное искусствоДобрый мир Аллы Вербенко предстал на выставке в Воронежском институте искусств

Картины Аллы Вербенко доставляют эстетическое удовольствие и пронизаны заразительным оптимизмом.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеСпектакль Воронежского театра оперы и балета покажут на портале «Культура.РФ»

Прямая трансляция будет реализована в рамках национального проекта «Культура».