Войти
Персона
24.01.2012 11:05
«Журналисты все равно напишут по-своему»

Дмитрий Малахов и Наталья Ступакова

«Журналисты все равно напишут по-своему»

  • Текст: Виолетта Токарева
  • Фото: Виолетта Токарева
  • Правка

Сегодня в рубрике «Персона» их сразу две. Журналист Виолетта Токарева встретилась с организатором фестиваля «ШУРФ» Дмитрием Малаховым и координатором форума Натальей Ступаковой. С ними встретилась и побеседовала наш корреспондент Виолетта Токарева.

 

 

Мысль о создании воронежского рок-фестиваля «ШУРФ» как школьно-уличного мероприятия зародилась в 2003 году и впервые воплотилась уже через год. Основная идея была в том, чтобы открывать новые музыкальные таланты подобно полезным ископаемым в горной выработке – шурфе. Прошло восемь лет, и 25-26 января снова пройдет «ШУРФ-ЗИМА-ЖАРА!». В связи с этим организатор фестиваля Дмитрий Малахов и координатор  форума Наталья Ступакова поделились мыслями о музыкальной жизни  Воронежа, малоподготовленной музыкальной журналистике региона и о культуре вообще.

 

- Вы можете объективно сравнить уровень воронежских музыкантов пятилетней давности и сейчас? Вы же напрямую работаете с ними. Кому как не вам это знать.

 

 Дмитрий. -  Не будем пафосничать, тем не менее, на нашей платформе вырос уже не один коллектив. Они стали подходить к своему творчеству намного серьезнее, развиваются, даже глядя друг на друга. Например, приезжает группа из Липецка, которая играет лучше, чем воронежская. А наши стоят и смотрят, раскрыв рты, и потом сразу все начинают стараться быть лучше. В 2006 году мы создали музыкальный форум, где все команды могу просто общаться и делиться опытом. Сегодня там зарегистрировано более 200 воронежских команд. Реально существующих около 100, и тех, кто постоянно играет и выступает - 40-50. Из них есть устойчивая десятка лучших. И, тем не менее, каждый год мы находим новых энергичных ребят, которые очень достойны. В этом году будут два таких коллектива. Ладно, скажу, сделаю рекламу молодым. Это команды «Sky High» и «Not enough cash». Последние на сцене даже ведут себя как настоящие рок-звезды!

 

 

- В Воронеже есть проблема националистического мировоззрения у молодежи, которой, между прочим, общественность уделяет мало внимания. Вы же в уставе ШУРФа еще в 2004 году утверждаете, что вам важно воспитание интернациональности. Почему?

 

 Дмитрий. - Да потому что на наш фестиваль приезжают татары, украинцы, белорусы, евреи, поляки - страна у нас многонациональная. И мы предпочитаем развивать молодежь в сторону патриотизма, а не националшовинизма. В этом как раз была основная подоплека нашего обращения к администрации города в начале пути «ШУРФа». Неважно сколько пива на фестивале выпьет молодой человек - еврей, поляк или русский. Главное – как ему это мероприятие подадут, сам контекст мероприятия. И если ребята будут нормально общаться на фестивале, то в этом и будет крепнуть патриотизм и интернационализм. Кстати, сейчас «ШУРФ» уже и вовсе не только воронежское мероприятие.

 

- Вы приглашаете на участие в фестивале иностранные группы?

 

 Дмитрий. - Да, но мы не преследуем цель представить группы из разных стран. Нам важно качество исполнения.  И если есть коллектив из Польши, который играет не очень хорошо, то лучше мы пригласим более интересную группу из Саратова.

 

- Как проходит отбор на фестиваль?

 

 Дмитрий. - Сначала собираем заявки на участие. Потом посетители нашего форума могут проголосовать за понравившуюся команду, но не более 10 раз в день за разных исполнителей, хотя понимаем, что возможности молодых людей, владеющих интернетом, сейчас большие: они могут зарегистрироваться на сайте несколько раз и каждый день голосовать много раз...

 

Наталья. - Поэтому мы приняли решение, что люди, конечно, могут голосовать за понравившуюся группу, но, тем не менее, именно оргкомитет решает, какие команды попадут на фестиваль. То есть пользовательское голосование не является решающим.

 

Дмитрий. - Конечно, тут есть доля субъективизма и тоталитарного подхода. Но все же есть группы, которые играют не очень в силу своих амбиций, а считают себя звездами. В этом случае оценки жюри - это педагогический метод. Пытаемся дать понять, что в музыке хорошо, а что плохо.

- А вы откуда взяли знание, что такое хорошо и что такое плохо? Это прямо педагогика получается.

 

Дмитрий. - Я вообще педагог по образованию, филолог и лингвист. Шучу, конечно…  У нас есть авторитетный экспертный совет, который тоже рассматривает кандидатуры для фестиваля – профессиональные музыканты, продюсеры, аранжировщики... И каждый оценивает качество видео и аудиозаписи, чтобы понять, что из себя представляет группа.  В этом мы опираемся на наш сайт, который сделан как полочка в библиотеке, где группа может разместить весь свой контент. Мы смотрим, насколько корректно это сделано - настолько полно мы получим информацию: видео, аудио, фотосессии, блоги. Мы смотрим, какие темы они обсуждают там: то есть часы-трусы или говорят о проблемах музыкального Олимпа или шоу-бизнеса. Если есть ссылки на социальные сети, то смотрим, о чем они там говорят.

 

- При создании фестиваля вы изначально думали сотрудничать с администрацией города?

 

Дмитрий. - Нет, пришли к этому в процессе обоюдно, так же, как и с остальными нынешними партнерами. Я помню, когда в 2006 году мы впервые обратились за поддержкой на радио «Максимум», их представитель пришел к нам на фестиваль и сказал: «Круто, теперь я вижу, что с вами нужно сотрудничать». Потому что мы показали себя как реальное мероприятие.

 

- Проведение «ШУРФа» иногда попадает на празднование Дня молодежи или Дня студента. Это как-то влияет на состав аудитории?

 

Дмитрий. - Если администрация города нам предлагает какой-то день, то почему бы не согласиться? Дают площадку. Хорошо. Опять же, почему мы приходим к властям? Потому что по закону публичные массовые мероприятия надо проводить официально. То есть должна быть полиция, МЧС, скорая помощь. Для того, чтобы все это привлечь, проще взаимодействовать с административными структурами. Во всем мире так. Но, скажем так, в развитых капиталистических странах, когда делается такое мероприятие, никого не надо убеждать в том, что его нужно охранять и наводить там порядок. В нашей стране сначала приходится плясать, к сожалению. Поэтому сейчас меня знают все полковники Воронежа, Управление культуры, Отдел по работе с молодежью. А, например, в 2006-м году просто приходила бумага из какого-нибудь управления с резолюцией: проведение фестиваля не разрешаем...

 

- В смысле вообще запрещали или на конкретном месте?

 

 Дмитрий. - На месте. Например, у нас была хорошая площадка – пляж Багратиони. Там можно было сделать точки питания, автостоянку, общественный транспорт туда ходит. Но нам запретили, потому что рядом трасса. Незнание закона не освобождает от ответственности.  Позже мне показали закон, подписанный еще Ельциным. Оказалось, что нельзя проводить общественно-массовые мероприятия около трасс федерального значения, транспортный грузопоток которых превышает определенную цифру, по-моему, 20 тысяч единиц в сутки.

 

- Как отличаются зимний и летний ШУРФ?

 

 Дмитрий. -  Летом это open-air, а зимой клубное мероприятие. Например, пару лет назад проводили в клубе «100 ручьев» и была довольно кулуарная обстановка. Проводили конкурсы, дискотеки. На фестивале в 2007 году в «Ручьях» у нас работали два зала, которые отличались музыкальной спецификой. В зале на первом этаже было ska,   рокккабили, на третьем – уже потяжелее, порой даже «мясо». У нас не было ни одного фестиваля только с одним музыкальным направлением. Даже в 2009 году на «Работнице» была заявлена альтернатива, но играли коллективы с разными стилями. Например, группа «Mordor» с полуострова Малая земля - это скорее powermetal, а-ля «Rammstein».

 

- А как вы относитесь к тому, что пишут о фестивале в СМИ?

 

 Дмитрий. - О, о журналистике сейчас скажем. Я считаю, что в Воронеже с этим большие проблемы: мало профильных специалистов, особенно в музыке. Именно поэтому в прошлом году вместе с областным Домом журналистов мы сделали конкурс «Все это рок-н-ролл». Вы знаете о нем?

 

-Нет, - сознаюсь я.

 

 Дмитрий. -  Вот видите! И мы еще о чем-то говорим! По его условиям, можно присылать нам статьи о роке: группах, концертах, музыкальных альбомах. Конкурс начался 1 ноября, и за это время нам пришло 5 работ, 2 из которых хоть что-то из себя представляют. Причем, награда немаленькая: контрамарка на все рок-концерты города на полгода. И то я не готов давать премию какой-то из этих двух работ, которые мы отобрали. Хочется, чтобы наш фестиваль освещали корректно, но этого нет. И не всегда дело в самих журналистах. Как-то был случай: приходит ко мне мальчик-журналист, говорит, что хочет написать о «ШУРФе», но это не пропустят в его газете. Спрашиваю: почему? – А, главный редактор сказал: «Мне это не нужно». Даже на журфаке не учат внятно писать о музыке. До 90-х годов у нас в стране запрещали альтернативу и андеграунд. С тех пор, как разрешили, появились музыкальные критики, журналисты. Например, Александр Кушнир, который 26-го января даст в Воронеже мастер-класс по продвижению и пиару групп. Опять же информацию об этом распространяли через областной Дом журналистов с ноября. Но заявок на участие было всё равно мало, тогда мы сами  начали обзванивать всех. Видимо, это не интересно, в первую очередь журналистам. Тогда как публика может этим заинтересоваться? Если вначале, когда мы делали фестиваль, мы учили публику с уважением относиться к контенту,  то сейчас нам надо учить журналистов работать. Надо проводить мастер-классы, рассказывать, как писать о музыке, что писать, с какими эмоциями.

 

- Основные новости, которые я нашла в интернете о «ШУРФе» были «Максим Покровский разобиделся на отсутствие отдельного шатра для группы «Ногу свело!», а гитарист «Animal ДжаZ» устроил драку на сцене».

 

Дмитрий. - Так всегда. Вот это снова к вопросу о том, что происходит на фестивале, и что есть на самом деле. Раньше мы даже делали пресс-конференцию перед началом фестиваля, а потом поняли, что это бесполезно – все равно напишут по-своему.

 

Наталья. - Пишется в основном не про фестиваль, а про какой-нибудь казус. Ведь без них же не обойтись – это человеческий фактор. Хорошо, если хоть возьмут комментарий у музыканта, который подрался. Хоть он тогда донесет до публики, что еще было на этом мероприятии. Информации о том, как все готовилось и прошло, - практически нет. Освещение мероприятий получается желтым, попсовым. Ведь суть мероприятия не в том, что подрались гости, а что молодые группы познакомились со звездами, которых мы привозим, смогли выступить на такой сцене, на которой ещё не выступали, вдохновились на дальнейшее развитие и движение вперед. Музыкальные коллективы растут и появляются – а пишут только про скандалы.

 

- Какая у вас мотивация при создании фестиваля?  

 

Дмитрий. -Очень простая: когда ко мне люди подходят и спрашивают: «Когда же будет «ШУРФ»?

 

- А учились делать фестиваль у кого?

 

Дмитрий. - Сами. Смотрели на других, на зарубежный опыт. Но там другой культурный пласт. У нас же гораздо проще организовать празднование Масленицы. А делать рок-фестиваль очень хлопотно. Но нам есть, куда расти, дорога к совершенству уходит далеко за горизонт.

 

- Почему вы все же занялись именно молодежью?

 

Дмитрий. - Да потому что в России ее просто упустили, перестали заниматься. Хорошо, что вы где-то учились музыкальной журналистике дополнительно, а есть много молодых людей, которым вообще по фигу. И жизнь им по фигу. И людям, которые сидят во власти – зачастую тоже. Назовите мне пять крупных культурных фестивалей, которые прошли в прошлом году.

 

 

Малахов раскрыл ладонь и приготовился загибать пальцы.

- Платоновский, - сразу говорю я, - Большой фестиваль мультфильмов, – и замолкаю, хлопая глазами.

- «Джазовая провинция» еще, - помогает Наталья.

- И фестиваль комиксов «Комиссия» прошел недавно, - заключает Дмитрий. – Да даже если 5 фестивалей в год проходит в миллионном городе - о чем это говорит? О том, что культура у нас где? Правильно! Вот поэтому и делаем «ШУРФ*» - добываем полезные музыкальные ископаемые!

 

*Шурф - вертикальная горная выработка квадратного или прямоугольного сечения, проводимая с поверхности Земли при поисках и разведке полезных ископаемых (Геологическая энциклопедия).


Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев предупредили о профилактике сети телерадиовещания и перерывах в трансляции

Воронежский филиал РТРС сообщил о профилактических работах на сети телерадиовещания региона.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.