Персона
Татьяна Фролова: «Театральный конкурс будем проводить по-новому»
- Текст: Павел Лепендин
- Фото: Юрий Данилов
C председателем Воронежского регионального отделения Союза театральных деятелей России, народной артисткой РФ Татьяной Фроловой встретился Павел Лепендин. Беседа проходила после открытия сезона в Доме актера.
- Татьяна Александровна, недавно открылся очередной сезон в Доме актера – первый для Вас в качестве председателя местного отделения СТД. Какие чувства, впечатления?
- Главное то, что теперь у нашего Дома есть имя замечательной актрисы и женщины Людмилы Кравцовой. То, что подобное состоялось, считаю большой победой. Мы ценим поддержку, оказанную нам в положительном решении вопроса со стороны Москвы. Что касается лично меня, то я очень переживала. Когда делаешь что-то впервые, всегда волнительно. Но в ходе вечера поняла – опасения были напрасны. Хорошо показали себя ребята, пополнившие труппы наших театров. Из них действительно могут получиться неплохие артисты. Приятно, что представить их воронежским театралам пришли такие известные в городе люди, как Владимир Петров, Юрий Анисичкин, Александр Латушко и другие. По моему ощущению открытие прошло по-семейному, как и должно быть в любом доме.
- Какие нововведения ожидаются в Доме актера в стартовавшем сезоне?
- Изменились сроки проведения нашего традиционного театрального конкурса «Итоги сезона». Правление решило проводить церемонию не в марте, ближе к Международному дню театра, а конце очередного сезона в мае. 27 марта Дом будет отдан театральной молодежи. Не знаю, что они решат приготовить к празднику. Может, капустник силами всех театров, может иное представление. Главное, чтобы ребята могли общаться, ближе узнавать друг друга. Всегда надо помнить – жизнь продолжается. Хотелось бы к драматическим спектаклям творческого центра «Антреприза» добавить и иные жанры. Почему бы ни сделать вечер старинной хореографии, опереточный водевиль или нечто иное, чтобы наша афиша показывала все разнообразие коллективов нашего города. В Черноземье только в Воронеже такое количество театров. Мы в этом смысле богатые люди. Хотя многие и не ценят, того, что есть. Если бы в перспективе Театр кукол «Шут» представлял на нашей сцене в субботу или воскресенье свои спектакли для воспитанников детдомов и ребят из социально необеспеченных детей – вообще верх мечтаний! Но не всегда все от нас зависит. Со стороны театров не всегда идет обратная связь. Однако в декабре планируем впервые провести вечер хоровой музыки в холле второго этажа. Хормейстер Театра оперы и балета Владимир Кушников обещал подготовить программу. С балетом, который в скором времени уезжает на гастроли в США, дела обстоят несколько сложнее. Если и удастся сделать какую-то программу, то не раньше весны.
- Клубы, которые работали в прошлом сезоне, сохранят свое место в афише?
- Конечно! Мы никому не отказываем в возможности самореализоваться, донести свое видение до зрителей. Нашу «Антрепризу» часто упрекают в том, что там идут откровенно слабые спектакли. Но у нас творческий центр, а не театр. Хочет артист или режиссер попробовать себя в новом качестве – пожалуйста. Все равно, любой эксперимент оценивать публике. Если она не пойдет, то уж извините. Мы же должны только помогать и поддерживать начинания членов нашей организации. В названии «Дом актера» уже многое заложено. Нам надо знакомить воронежцев с молодежью, прославлять методом проведения творческих вечеров среднее поколение артистов, чтобы их по-прежнему знали и любили, всячески помогать нашим ветеранам. А тех коллег, кого нет рядом с нами, помнить и устраивать вечера их памяти. Изо всех сил стараемся не отказываться от того, что было создано до нас. Также пытаемся открывать новые горизонты в творческой деятельности Дома.
- Недавно Вы вернулись из Москвы со съезда Союза театральных деятелей России. В СМИ прочитал различные выводы, сделанные участниками съезда. Каковы, по-Вашему, перспективы развития творческого Союза и личные впечатления от увиденного и услышанного?
- Догадываюсь, о чем вы говорите. В отчете вновь избранного на пост председателя СТД РФ Александра Калягина прозвучала фраза, которая потом муссировалась делегатами два дня. Смысл высказывания сводился к тому, что если мы хотим лучше жить, чтобы у нас было некое сообщество между театрами, можно создать совет знаменитых режиссеров, дабы своими именами поддерживать и воплощать в жизнь важные для развития отечественного театра проекты. Из выступления в выступление обсуждалось предложение Александра Александровича. Когда на трибуну вышел народный артист СССР Олег Басилашвили (кстати, в зале мы сидели с ним рядом), он в числе других проблем озвучил и свое мнение, что не надо создавать творческим коллективам дополнительного контроля. Есть Министерство культуры, управления на местах – а тут еще и некий совет директоров. Калягин ответил ему, что его предложение всего лишь вариант и нужно сообща искать оптимальный выход для лучшей жизни каждого театра в стране. На съезде было озвучено, что каждый из режиссеров и артистов должен лучше работать, потому что сегодня, большинство выпускаемых постановок ни коим образом не соответствует русской классической театральной школе. Она утрачивается, а сохранять ее является одной из приоритетных задач. От итогов таких мероприятий всегда ждешь чего-то хорошего. Всем председателям региональных отделений Союза выдали концепцию развития культуры и театрального искусства до 2020 года. Посоветовали ознакомить с ней губернаторов в своих областях. Я собираюсь записаться на прием к Алексею Гордееву, чтобы передать документы и рассказать о съезде. Кстати, в адрес Алексея Васильевича в Москве было сказано много добрых слов. Особенно, касательно его помощи культурной сфере региона. Было озвучено, что есть такие субъекты Федерации, где губернаторы не ходят ни в один театр. В отличие от них, наш глава области удостоился похвалы в свой адрес. Концепция подписана Владимиром Путиным. Но чтобы ни было подписано наверху, главное, нужно понимать на местах – без нормального существования культуры в регионе ничего нельзя построить.
- Вы успели познакомиться с основными тезисами концепции. О чем в ней говорится?
- Главная мысль не оригинальна – культуре нужно помогать. Отдельно говорится о детском театре, значение какого трудно переоценить. Ведь формирование личности человека происходит в детстве. На остаточном принципе ТЮЗы, театры кукол не могут дальше существовать. Ведется речь и о музыкальных театрах, которым тоже отводится особое место среди творческих коллективов. Все упирается в наличие, либо отсутствие денег. У нас все клубы в Доме актера работают на бесплатной основе. В Москве я поговорила с коллегами из Казани, Самары. У них работа в Домах строится по-иному. Мне даже не поверили, что у нас все бесплатно. «Вы, наверное, очень богатые люди», - слышала от них. И говорила, что не богатые, а просто щедрые, не желающие потерять свою публику. У них все творческие вечера финансируются местной властью.
- У многих возникает вопрос – что будет с традиционным театральным конкурсом в Воронеже. С переносом срока его проведения я, отчасти, согласен, чтобы иметь возможность рассматривать большее количество спектаклей. Но касательно состава жюри и положения ожидаются какие-то перемены?
- В правлении сейчас заседают мудрые и опытные люди. Некоторые из них выступили с инициативой попробовать подключить к работе нашего жюри московских критиков. Вам, наверное, известно, что подобный вопрос не раз поднимался и прежде. Сейчас, со сменой председателя, все же решили пойти на эксперимент. От нашей секции критики в состав жюри войдут три человека (которые, как мы договорились, будут представлять общее мнение сообщества пишущих о театре людей, а не свое личное), трое артистов воронежских театров и три критика из Москвы. Их приезд в наш город весьма накладен. Надеемся, что центральное СТД поможет нам в решении финансового вопроса. Недавно попробовали пригласить на премьеру балета «Ромео и Джульетта» специалистов из столицы. Спасибо директору Театра оперы и балета Игорю Непомнящему, который помог нам разделить расходы по их пребыванию здесь. Нынешний диалог москвичей с воронежскими коллегами показался интересным и конструктивным. Что касается конкурса, то столичные критики приедут весной смотреть только те спектакли, которые отберут воронежские специалисты в области театра. На протяжении недели они будут выбирать претендентов на основные номинации из числа представленных постановок. Возможна и трансформация номинаций. Мы будем ориентироваться на то, что нам предоставят театры, а не подгонять их работы под прокрустово ложе категорий. Если увидим чистую и хорошую работу, но не имевшую общественный резонанс в области, значит, нет смысла подгонять ее в «Событие сезона». Может быть лучше вручить больше специальных призов, нежели чем равнять все под одну гребенку.
- В работе секции критики при местном отделении СТД принимает участие большое количество людей. Причем, выполняют свои обязанности бесплатно. Вам не кажется, что при условии, когда приезжают москвичи, которым платят деньги, снимают сливки из отсмотренного ранее, теряется смысл существования данной секции?
- Признаюсь, мне несколько обидно за наших критиков. Ряд лет я входила и в правление, и в жюри, поэтому видела, сколь плодотворно работает секция: какой объем спектаклей они смотрят, как профессионально обсуждают. Но захотелось людям новшеств – почему бы нет? Например, Михаил Бычков просит, чтобы его спектакли подробно разбирались критиками из Москвы. Вы сами знаете, что сегодня на страницах печатных изданий все меньше места отводится для рецензий, материалов на темы культуры. О такой ситуации нам рассказывали столичные балетные критики. Возможно, последние дни доживает легендарная федеральная газета «Культура». Ее сотрудники четыре или пять месяцев уже не получают зарплату. Если московские критики просто приедут обсудить какой-то спектакль, то ничего страшного в этом нет. Все равно, основное слово будет за нами. У них три голоса, у воронежцев семь (из них два моих, как председателя). Если ничего не выйдет с данной затеей, вернемся к тому, что было. Мне кажется, что новое не всегда лучше старого.
- Вы можете сейчас назвать имена членов жюри?
- Из критиков: Надежда Роготовская, Анна Жидких, Виктор Шаманин. Из актеров: заслуженные артисты России Елена Гладышева и Александр Новиков, заслуженная артистка Украины Татьяна Сезоненко. Что касается москвичей, пока не могу назвать конкретных фамилий.
- Борисоглебский драмтеатр, который прежде всегда рассматривался на соискание премии, в новых условиях конкурса будет входить в число претендентов?
- Конечно! Единственное, что если мы отберем у них спектакли на участие в неделе просмотра москвичами, борисоглебцам придется привозить сюда свои постановки. Кто-то из членов жюри должен будет предварительно увидеть спектакли Борисоглебского театра, какой всегда отличается большим количеством премьер за сезон.
- В ноябре Вы планируете провести вечер памяти народной артистки РСФСР, своего педагога Набили Валитовой. Событие знаменательное. Что ожидает зрителей?
- Сегодня в Воронеже осталось всего восемь артистов, учившихся напрямую у Набили Галиевны. Среди них Александр Литягин, Екатерина Любых, Денис Каганер, Светлана Носкова, Александра Алимова, Ольга Бородина и другие. Мы постараемся представить классические образцы балетного искусства, приверженцем которых была Валитова, вспомнить ее и рассказать какие-то интересные истории, что связали в жизни всех нас и нашего педагога. Вечер ее памяти впервые проводился на сороковины со дня смерти Набили Галиевны. Тогда эмоции захватывали каждого из нас. Мы пытались говорить, но начинали плакать – поскольку не могли поверить в то, что Набили больше нет. Сейчас прошло уже пять лет со дня ее гибели. Думаю, когда минуло столько лет, мы сможем теперь подробнее рассказать о таком удивительно талантливом, неоднозначном, но для нас очень дорогом человеке. В декабре планируем провести вечер памяти Юрия Кочергова, которого не хватает и Кольцовскому театру и «Антрепризе», в январе вспомним Татьяну Краснопольскую, а по весне, накануне дня рождения, Людмилу Кравцову. Еще планируем творческие вечера нынче работающих артистов. На мой взгляд, очень важно дать им возможность реализовать себя в Доме актера и сделать то, что им не дается в родных театрах.
- Татьяна Александровна, какое-то время Вы уже проработали в должности председателя Воронежского отделения СТД. Ощущаете поддержку со стороны сотрудников Дома, театральной и околотеатральной общественности?
- Да. Во всяком случае, все работники Дома актера стараются меня поддерживать. Они понимают, насколько мне тяжело соответствовать уровню Людмилы Александровны. Я благодарна, что они не сравнивают меня с ней. Дотянуться до ее уровня невозможно. Я такая, какая есть. Хорошо, что находятся те люди, какие мне помогают. Для меня каждое слово поддержки дорогого стоит.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцы активно голосуют за объекты благоустройства
Количество проголосовавших перевалило за 20 тысяч, процесс продолжается.
В России — Феномен и загадка «Карины» – нового лидера российского проката
Посещаемость сеансов впечатляет – в среднем в залах по 90 человек. Вся касса фильма превысила 20 миллионов рублей.
В мире — ОАЭ и Дубай затопило
Международный аэропорт Дубая объявил о прекращении приёма рейсов до улучшения погодных условий.
Общество — Наша массовая культура и поп-музыка – коллективная Инстасамка
Публицист Александр Белов проанализировал современное состояние отечественной массовой культуры и поп-музыки.
Театр — В Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»
Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».
Кино и телевидение — Пятый сезон шоу «Маска» завершается с самыми низкими рейтингами, а проект «Звёзды» оказался мертворождённым
С такими проектами НТВ рискует потерять место не только в первой тройке, но и в первой пятёрке вещателей.
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Эстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»
Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.
Изобразительное искусство — В Воронеже организовали сеанс живописи, посвящённый Первой мировой войне
Натурщики были в тщательно воссозданных исторических костюмах той эпохи.
Зал ожидания — В Воронеже готовится к проведению форум «Благодатный огонь в сердце каждого»
В пасхальные дни воронежцев и гостей города ждут на духовно-просветительском форуме.
Главное — В Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского
Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.