Войти
Персона
08.12.2009 20:51
Михаил Бычков: «Главное, чтобы театр оставался живым»

Михаил Бычков: «Главное, чтобы театр оставался живым»

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото:
  • Правка

Встреча с художественным руководителем Воронежского Камерного театра Михаилом Бычковым для критика, журналиста – всегда событие. Бычков неизменно в поиске, в размышлениях о театре, творчестве, о жизни. На этот раз мы говорили с мастером за несколько дней до премьеры в Камерном давно вынашиваемой и ожидаемой трагедии «Электра и Орест» по произведениям Еврипида.

- Михаил Владимирович, Вы недавно сказали, что в трудные времена и идеи рождаются трудно. Насколько трудно?

- Очень удобно списывать все на трудные времена, когда внутри чего-то не хватает. Думаю, я немного преувеличил. Художник существует в собственном, индивидуальном ритме, своей синусоиде, которая иногда идет вверх, иногда – на спад. Мы знаем множество примеров, когда в сверхтрудные, кризисные времена рождалось гениальное искусство, и в самые благополучные периоды расцветала махровая пошлятина. Все идет изнутри. Внешние обстоятельства, конечно, влияют, но в трудностях художника виновато не время. Если я говорил о трудностях в рождении идей, значит, я переживал некий период снижения внутренней активности.

- Может быть, Вы готовитесь взойти на следующую ступень?

- Это покажет только результат. Мы постоянно стараемся двинуться куда-то. Потому что, если не будешь идти вперед, то неминуемо окажешься сзади. Поток времени, обстоятельств, как мне кажется, движется нам навстречу. И только двигаясь вперед, ты сможешь хотя бы поддерживать уровень, достигнутый ранее. Но только на секунду расслабишься, перестанешь что-либо преодолевать, тут же откатишься назад.

- Михаил Бычков, поставивший «Каина», «Маскарад», «Дядюшкин сон», «Скрипку Ротшильда», имеет ли право на эксперимент, на постановку, которую примут не все?

- Я весьма далек от самоуспокоенности и осознания какого-то безусловного раз и навсегда завоеванного уровня мастерства. Я сомневаюсь и считаю, что это нормальное для творческого человека состояние. Я продолжаю сдавать экзамен с каждой своей работой. Уж не знаю, перед кем… Это процесс мучительный, неблагоприятный для здоровья, для нервной системы, для сердца… Но это естественное состояние для творческого человека. Хотя бывают счастливые исключения – абсолютно уверенные в себе и довольные собой творцы. Я к этому типу не отношусь однозначно.

- Бывает так, что люди, которые любят Ваш театр, какой-то спектакль не принимают. Меняется ли Ваше отношение к этим людям? Или Вы оставляете за ними право не понимать часть Вашего творчества?

- Бывает по-разному. Если не понимают или не принимают спектакль, в котором заложено очень много для меня важного и адекватно выраженного, я начинаю предполагать, что я с этими людьми расхожусь по жизненным, эстетическим и прочим критериям. Тогда я могу почувствовать внутри некоторые негативные эмоции, начать сердиться. Другое дело, когда я понимаю, что причина во мне. Однако чаще всего случается и то, и другое, все дело в соотношении слагаемых. Например, один из моих любимейших спектаклей «Фрёкен Жюли» в нашем городе не оценен, «пропущен». А в моей жизни с этим спектаклем так много связано. Например, «Золотая маска», куда «Фрёкен Жюли» пригласили как один из лучших спектаклей России. Жизнь соединила меня с художником Эмилем Капелюшем, который тогда был в жюри «Золотой маски» и захотел работать со мной. По поводу «Фрёкен Жюли» я попереживал, осадок в душе остался, но я продолжал жить дальше, и мой «роман» с городом продолжил развиваться.

- Чем объясняется Ваш выбор «Электры» и «Ореста» для постановки именно сейчас? Насколько это сложный материал для актеров, других участников творческого процесса?

- Репетиции идут трудно по той причине, что мы очень хотели бы добиться свежего качества театрального процесса. У нас замечательные, опытные, талантливые люди работают в театре, и сыграть на технике, мастерстве, таланте, не задаваясь проблемами новизны и поиска, можно легко и эффектно. А мы «ковыряемся», потому что нам интересно поискать что-то новое. Усилить степень подлинности происходящего на сцене. Нас зрители и так любят за то, что мы стараемся не врать на сцене, но здесь хотелось бы быть предельно искренним. Сделать серьезный, хороший современный спектакль на самом деле нелегко, если ты хотел бы оставаться живым, не использовать заранее наработанные приемы. Мы стараемся. У нас новый замечательный художник – Николай Симонов, автор сценографии самых «громких» и самых известных спектаклей в МХТ, «Табакерке», в театре «Современник». Спектакль получается довольно дорогой. Потому что мы используем современное оборудование. Он технически сложный. Почему выбор пал эти произведения? Видимо, наступило такое время.

- В этом спектакле чувствуется дыхание нашего времени?

- Разумеется, это современный спектакль, про сегодняшний день. А иначе зачем?

- Спектакль уже живет внутри Вас?

- Спектакль – это то, что происходит в восприятии зрителя. Надо не поднимать актера, надо добиться, чтобы зритель пережил то, что обязан пережить зритель трагедии, был наполнен состраданием и страхом, испытал катарсис. Какие средства мы будем для этого использовать – это уже производное. Главное, чтобы зритель понял, что это не хрестоматия, а кровь и плоть жизни.

- В каком направлении Вы будете двигаться после «Электры и Ореста»?

- У меня есть разные мысли, подчас противоположные, но в этом и прелесть режиссерской работы. Вероятнее всего, в наступающем году меня ждет постановка в Риге, в театре имени Михаила Чехова, где от меня ждут русскую классику. Я еще не определился с названием. Возможно, это будет Набоков, или Булгаков, или Пушкин, не знаю. С другой стороны, я очень хочу продолжить свои опыты в сфере музыкального театра и надеюсь, что в следующем сезоне мне удастся поставить и оперу тоже, по крайне мере начать работу над постановкой. И, наконец, мой родной Камерный театр, в котором как минимум одна постановка в год обязательна. Возможно, это будет Андрей Платонов, поскольку так складывается, что наша новая воронежская просвещенная власть, видимо, объявит социальный заказ на постановку Платонова, т. е. работа будет профинансирована администрацией области. Я бы с удовольствием посоревновался за право этот заказ выполнить и в этом конкурсе победить.

- А что из Платонова Вам хотелось бы поставить?

- Речь идет о «Городе Градове».

- Как Вам «Кармина Бурана» и «Барышня и хулиган» в театре оперы и балета?

- Давать оценки работам коллег не очень правильно. Но в данном случае могу сказать, что в этих спектаклях было больше хорошего, поэтому отвечать не очень трудно. Это серьезный шаг театра вперед. Меня порадовал уровень солистов. И мобильность хора. Хор стал главным действующим лицом крупного музыкального действа. Немного большего я ожидал от оркестра. Но я рад за театр и, особенно, за нашу воронежскую публику, устроившую такой потрясающий прием – горячий, восторженный. Много людей соскучилось по серьезным музыкальным и театральным событиям в жизни города.

- Если Вам поступит предложение поставить оперу в Воронеже, Вы согласитесь?

- Нужно, чтобы произошло серьезное техническое перевооружение нашего оперного театра, чтобы иметь в арсенале достаточно выразительных средств. Ставить в нормальном, большом, благополучном оперном театре – огромное удовольствие.

-Что такое «современный» театр? Чем он должен отличаться от традиционного, «старого» театра?

- Современный театр – это огромный супермаркет, в котором есть все, в том числе и пыльный классический театр, и театр.doc и театр, который занят зарабатыванием денег. Есть театр, основанный на жизни духа, есть театр, основанный на жизни тела. Сегодня не существует единого регламента, единой тенденции. Возможно все. Каждый выбирает свой театр. Надо правильно ориентироваться в этом процессе и правильно выбирать. А государство должно поддерживать то, что будет способствовать культурному, нравственному, духовному развитию граждан. Все остальное само себе заработает на существование.

- Какой театр выбираете Вы?

- Разный. Уже 20 лет, как я в Воронеже. Когда-то мечтал низвергать каноны, выходить за пределы ограниченной территории. Сегодня в большей степени ощущаю себя консерватором и традиционалистом. Продолжаю заниматься театром человеческого духа, театром, связанным с содержанием, с переживанием, с отражением жизни. И есть желание во что бы то ни стало добиваться, чтобы театр был живым.

- Есть шанс, что Камерный театр обретет свое помещение?

- Отношение нынешнего руководства области внушает определенные надежды. Губернатор у нас культурный человек. Он не просто понимает искусство, он испытывает в нем потребность. Он многое видел, многое читал и продолжает впитывать впечатления. Он бывает в театрах, в том числе и в нашем, и это вызывает уважение. Обернется ли это реальными позитивными изменениями для театра – хотелось бы верить. Посмотрим.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЭпидемия отмен разразилась в Воронежской области

И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.