Войти
Персона
05.08.2011 09:16
Бронислав Табачников: «Жить так, чтобы не было стыдно смотреть людям в глаза»

Бронислав Табачников: «Жить так, чтобы не было стыдно смотреть людям в глаза»

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото:

 

Известному воронежскому критику, ученому, педагогу, просветителю Брониславу Табачникову исполнилось 75 лет. Вопросы юбиляру задавал Павел Лепендин.

 

- Бронислав Яковлевич, юбилей, конечно, дело хорошее, но весьма хлопотное. Планируете как-то отмечать очередную круглую дату?

 

- Действительно, это дело хлопотное, но и очень приятное. То, что ты обернулся вместе с Землей вокруг Солнца 20, 30, 75 раз – это не велика заслуга. Другое дело, что чем больше живешь и познаешь в этом мире, тем важнее в этот день каждый раз получать возможность остановиться, оглянуться и понять: что ты сделал за это время, сумел ли выполнить главное предназначение, для которого пришел в этот мир – самореализовать себя. А еще понять, как к тебе относятся твои родные и близкие. Я люблю встречи по таким поводам. Они высвечивают важные вещи в жизни человека. Помню, когда в 2002 году на очередной августовской встрече педагогов со всей области, которая проходила в Театре оперы и балета, было объявлено о присвоении мне звания «Заслуженный работник высшей школы РФ». Мне было приятно, когда весь тысячный зал, где собрались мои коллеги, встал и приветствовал меня аплодисментами. Я понял тогда, что моя работа в системе образования все эти годы была не напрасной. Никогда нельзя думать, что всего достиг в профессии. Но когда так к тебе относятся твои же коллеги, значит, чего-то удалось достичь. Помню, как в свое время замечательный артист Михаил Ульянов сказал такие слова: «Заслужить зрительские симпатии и восторги – это великолепно. Заслужить признание критики – это замечательно. Но, самое главное, заслужить признание коллег». И когда я слышу слова признательности из уст представителей педагогического сообщества, с каким уже связан много десятилетий, это дорогого стоит. Юбилей – возможность подвести промежуточные итоги и посмотреть, что ты сделал, а что еще, братец, тебе предстоит сделать. Никто меня так жестко не судит, как я сам себя. Так что, лишний повод встретиться с коллегами, друзьями и родными упускать не буду. Правда, основные торжества перенес на осень.

 

- Вот Вы сказали о самореализации. Если закрыть глаза на все ваши регалии и достижения, заглянуть внутрь себя и задаться вопросом: «А удалось ли мне самореализоваться?» Что вы ответите себе на это?

 

- Вы знаете, мне удалось, чему я несказанно рад. В самореализации я вижу две стороны одной медали. Первая – это признание тебя полноправным членом того профессионального сообщества, в котором существуешь. Вторая – внутреннее удовлетворение от того, чего достигаешь в своей работе. Судьбой ли, природой ли, мне было дано счастье и возможность реализовать себя в тех творческих направлениях, что меня интересуют и привлекают. Читал лекции сначала студентам, теперь уже почти четверть века учителям, выступаю со вступительным словом перед концертами симфонического оркестра, веду различные вечера и юбилеи в Доме актера – все это для меня дорого и важно. Когда люди говорят тебе за это добрые слова, благодарят, искренне выражают свои чувства, то можно судить о том, что каких-то скромных успехов в этой жизни удалось добиться. Не стоит полагать, даже зная о собственных званиях и регалиях, что достиг невероятных вершин. Мы с вами, Павел, знаем тысячи замечательных мастеров своего дела, каким за более короткий срок пребывания на Земле удалось достичь гораздо большего.

 

- При Вашем многообразии талантов есть выбор: Вы ученый, педагог, театральный и музыкальный критик, практически уже профессиональный конферансье… Но все-таки кем Вы себя больше считаете?

 

- Кому-то это может показаться нескромным, но я считаю себя просветителем. В каком смысле? То есть человеком, накопившим некоторую толику знаний, осмыслившим их, пытающимся глубоко понять закономерности того, о чем говоришь. Затем раскрыть все это любой аудитории. Прежде всего, позиционирую себя как научного работника и педагога. Счастлив, что мои работы печатаются на иностранных языках, широко издаются в России. На следующий семестр я приглашен визит-профессором в Польский университет. Уже 24 года заведую кафедрой истории, философии и культуры Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Поэтому педагогическую работу считаю главной для себя. В год я провожу до 50 симфонических и театральных вечеров. А в учительскую аудиторию вхожу практически ежедневно. Вот вам и количественные доказательства того, кем, в первую очередь, я являюсь. Мой каждый день начинается с того, что я сажусь за письменный стол и работаю над очередной статьей, пособием, новой программой, которая завтра или послезавтра найдет свое применение в учительской аудитории.

 

- Помимо того, что Вы преподаете в России, Вам часто приходится выезжать с лекциями и за рубежи нашей Родины. На каком языке Вы там общаетесь со студентами?

 

- По-разному. Все зависит от того, насколько хорошо я владею тем или иным языком. В Польше веду занятия исключительно на польском. По своему научному направлению я являюсь узким специалистом в области стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Недавно вот написал большую статью о Польше в связи с 30-летием введения в этой стране военного положения в декабре 1981 года. Только в мае вернулся оттуда, а совсем скоро поеду вновь. Где я так свободно не владею языками, говорю, в основном, по-русски. На языке страны, в какой читаю лекции, могу общаться только на семинарских занятиях, да и то, если хватает моего словарного запаса. Несколько раз доводилось преподавать в США у ребят, которые изучают и являются специалистами по русской словесности, истории, политике. Например, в штате Вермонт есть колледж Сент-Майкл, который входит в так называемую «Лигу плюща» и числится в десятке самых привилегированных вузов Америки. Там очень сильная школа русистов, поэтому я с удовольствием работаю с ними. А впервые в США я приехал по приглашению Мормонского университета, расположенного неподалеку от города Солт-Лейк-Сити. Там тоже большая кафедра русского языка, так что проблем в общении и чтении лекций я не испытывал.

 

- Вы не являетесь уроженцем Воронежа. Но за те годы, что живете здесь, этот город стал вам родным?

 

- Здесь я без малого полвека. Но на счет вашего вопроса у меня есть свои соображения. Социализация личности в любом городе с родным языком занимает 10-15 лет. Мне тоже понадобилось не меньше десятилетия, чтобы занять в Воронеже скромное, но все-таки достойное положение. Свою нишу, которую никто другой не занимает. И с тех пор, (а прошло уже 40 лет), я стал истинным воронежцем. Все годы стараюсь работать на благо этого города. Горжусь им и всегда подчеркиваю свою принадлежность к воронежской земле.

 

- Когда Слава был маленький, его родители сыграли большую роль в становлении будущего профессора?

 

- Трудно сказать… И вот почему. Моя мама умерла, когда мне было пять лет. Шел пятый день Великой Отечественной войны, в который она скончалась после тяжелой болезни. Отца, как и многих мужчин, призвали в армию. Воспитывала меня мамина родня. Я очень обязан и благодарен этим людям, которые хорошо относились ко мне, любили, окружили теплом и лаской и многое делали для меня в это тяжелейшее военное время. По сути, они спасли мне жизнь. Потом на протяжении последующих лет, я старался проживать ее достойно, чтобы мог и вам, Павел, или кому угодно, рассказать все о своей жизни, ничего не скрывая, не стесняясь и не ретушируя. Со стороны родни испытывал большое моральное и нравственное влияние на себя. В остальном – я многому обязан русской и мировой культурам, в ауре которых сам старался себя воспитывать и образовывать, стремясь прийти к какому-то положительному результату. С детства я много читал, слушал по радио музыкальные и театральные трансляции, чтобы иметь более широкий кругозор. И все это на протяжении жизни мне помогало. Недавно я приехал из Днепропетровска, где в очередной раз был на могиле отца. Я всегда чту своих родителей. Они были простые люди, не имевшие высшего образования. Никто из них не прославился на каком-либо поприще. Но это были порядочные, мудрые и добрые люди. И все мои дяди, тети трепетно и тепло относились ко мне, за что им низкий поклон.

 

- При Вашем умении так непринужденно выступать на сцене невольно хочется спросить – неужели никогда не хотели стать артистом?

 

- Нет. Такие мысли меня не посещали. Я рано определился с выбором профессии. У каждого человека непременно есть хотя бы одно хорошее качество. У меня такое тоже было. С детства умел интересно и подробно (поскольку была неплохая память), с некоторой выдумкой рассказывать людям о чем-то. Сталкивался с каким-то необычным явлением или событием, и сразу же в голове начинал прокручивать то, как буду об этом вещать своим товарищам. Они замечательные, мы до сих пор с ними встречаемся. Поэтому рано определился, что буду учителем. Не важно, на каком уровне: школьном, вузовском, каком-то ином. Все же остальные увлечения и интересы призваны помогать основной моей профессии. Вам же известно, что я часто выступаю на сцене, что-то рассказываю (иногда даже пою), но все это подспорье для главного в моей жизни – педагогики. Ведь когда ты расскажешь учителям что-то выходящее за рамки нашей обязательной программы, проводимые курсы становятся куда интереснее. Каждый человек должен приобрести на них нечто такое, что завтра он понесет в школу своим ученикам. А артистом не хотел быть еще по той причине, что фактически вырос в театре и понимал всю сложность этой профессии.

 

 - Свой первый поход в театр помните?

 

- Дело было так. 1941 год, идет война. Немецкая армия стремительно наступает на Украину и уже в конце августа захватывает ее. У моей тети (родной сестры мамы) муж работал в администрации Днепродзержинского театра и дружил с Леонидом Ильичем Брежневым, который тогда являлся вторым секретарем Днепропетровского обкома. Брежнев любил театр. Понимая тяжелое положение населения, он сказал моему дяде, что эвакуируется завод, даю тебе один вагон, заселяйте туда работников театра и их родственников и уезжайте. Из Днепродзержинска мои родственники прибыли в Днепропетровск, где я был, по сути дела, оставлен на произвол судьбы. Они берут меня с собой и вместе с театром я еду в эвакуацию. Мне было шесть лет, когда я начал ходить на репетиции, спектакли, участвовать в массовых сценах. В школьные годы посещал филармонию, различные концерты. Все эти впечатления постепенно накапливались. И когда в 1960-62 годах я служил в армии в войсках ПВО в Иркутске, произошло следующее. Служба была трудной. Мы вели постоянное боевое дежурство и восемь месяцев не выходили из казармы. Когда я впервые оказался в увольнении, первым делом пошел в театр. Вдруг, захотелось написать об этом. Отправил материал в газету «Восточно-Сибирская правда», которая опубликовала его. Дальше, пока служил, мои рецензии и очерки стали постоянно появляться на ее полосах. С тех пор, это увлечение меня не оставляет.

 

- Не часто приходится встречать людей с таким потрясающим чувством юмора, как у Вас. Оно врожденное, или приобретенное?

 

- Его, судя по всему, я перенял от отца. Он мастерски умел шутить, острить, выдумывать всякие истории. Можно часами рассказывать, как папа устраивал розыгрыши родственникам. Но об одном случае расскажу. Отец прошел войну от Сталинграда до Берлина. После Победы ждал демобилизации. Видимо, находился на постое в каком-то доме в Берлине, где обнаружил маленькую фотографию Дины Дурбин. А в те годы в СССР показывали огромное количество фильмов с ее участием. На этой карточке, своим почерком на русском языке он написал: «Дорогому Якову Петровичу от Дины Дурбин». Так вот, когда собиралась родня и начинались разговоры: «А вы видели этот фильм? Как там Дурбин играет!» - отец говорил: «Да что там! Вот она мне свою фотографию подарила». Показывал ее, а все с восторгом причитали: «Что, правда?!» Им в голову не могло прийти, что Дина Дурбин не может писать на русском языке, тем более, что открыток с ее изображением в Союзе тогда не продавали. 

 

- Своих дочерей в каком духе воспитывали? Что прививали им в первую очередь?

 

- И я, и моя покойная супруга прежде всего ориентировали их на самое главное – быть порядочными людьми. То есть, в любой жизненной ситуации поступать так, чтобы не было стыдно смотреть окружающим в глаза. Так повелось, что кругозор девочек во многом формировался и за счет родительских интересов. В нашем доме постоянно бывали неординарные личности. Например, в 1970-х годах на гастролях в Воронеже был столичный театр Ленинского комсомола. Такие известные актеры, как Леонов, Караченцов, Струнова и другие были частыми гостями у нас, либо мы ходили к ним. Помню, как с Саратовским театром на гастроли приезжал Олег Янковский и его жена Людмила Зорина. Мы много с ними общались, можно сказать – дружили. А уж про воронежских артистов и говорить нечего. У нас дома постоянно бывали Владимир Седов, Инга Мысовская, режиссер Валерий Соловьев и другие. Дочери участвовали в наших разговорах, обсуждениях различных проблем. Тем самым, они многое черпали из этих бесед. Думаю, все то, что они накопили в детстве, потом помогло им в дальнейшей жизни.

 

- А внуков, признайтесь, балуете?

 

- Не могу сказать, что излишне балую. У меня шесть внуков. Двое из них живут в США. Главным образом, стараюсь влиять на их воспитание как педагог. Радуюсь, когда учителя говорят мне об их успехах. Старшая внучка, будучи ученицей шестого или седьмого класса, завоевала третье место на Всероссийском конкурсе по обществознанию в Москве. Такой результат в масштабе страны я считаю большим успехом. Так что, прежде всего, стараюсь передать им толику того, что знаю сам.

 

- Вы довольно остро реагируете на всякие несуразицы, зачастую происходящие в окружающем нас мире. Что Вас, как ученого, историка, больше всего раздражает в современной России?

 

- Меня скорее не раздражают, а просто убивают две вещи. Это невиданный размах воровства и коррупции, а также безумный монополизм. И еще я бы добавил к этому кадровый голод. Зачастую не понимаю, почему тот или иной человек занимает ответственный пост, совершенно не зная, что и как нужно делать, абсолютно не умеющий мыслить государственными масштабами. И бороться с этим очень трудно. Потому что внутри всего этого существуют объективные факторы. С одной стороны Россия является страной потрясающих богатств и территорий. С другой – эти огромные пространства, тяжелый климат, заставляют искать выход между западной моделью развития государства и какой-то другой.

 

- Которую сами еще не придумали?

 

- Совершенно верно! Подобная неопределенность постоянно порождает стремление к авторитаризму, мобилизационной экономике. А раз так, обязательно найдутся люди, которые захотят, что называется, проехать без билета. Во многом это следствие каких-то глубинных, объективных факторов, повторяющихся из века в век в нашей стране.

- Получается, что история ничему не учит?

 

- Она, конечно, учит. Но только тех, кто хочет учиться. Вот французы и даже немцы очень много позитивного для сегодняшнего дня бытования этих стран извлекли из истории. Если кто-то в Германии пройдет с портретом Гитлера, то он может угодить в места не столь отдаленные. А если у нас кто-то понесет портрет Сталина, то может стать депутатом Думы. Мы, к сожалению, не всегда хотим учиться.

 

- Когда выпадают свободные минуты, то чему их любите посвящать?

 

- Для меня отдых и работа понятия равноценные. Люблю несколько вещей: посмотреть спортивные передачи, в частности, футбол (вот уже 60 лет я болею за ЦСКА), послушать в хорошем исполнении камерную симфоническую музыку и, наконец, сейчас выходит столько прекрасных книг, что стараешься не отстать от времени, быть в курсе литературных процессов. Недавно я прочитал монографию Алексея Варламова об Андрее Платонове. Но не менее интересна книга этого автора об Алексее Толстом. Я с таким воодушевлением прочитал ее! Потрясла работа Дмитрия Быкова «А был ли Горький?» Я очень люблю творчество Алексея Максимовича, а его пьесы, которые сейчас, к сожалению, мы не видим на сценах воронежских театров, считаю вершиной классики. И я нашел в книге Быкова некоторые суждения и чувства, какие по отношению к Горькому близки и автору, и мне.

 

- Бронислав Яковлевич, меня всегда интересовал такой вопрос. В Вашей жизни было столько интересных встреч, необычных событий. Не задумывались о том, чтобы создать автобиографическую книгу воспоминаний?

 

- Я уже кое-что написал и даже опубликовал. Недавно в Технологической академии вышла интересная книжка «О памяти места», где представлены мои довольно объемные воспоминания «Мой Гилельс». Там я рассказываю о приездах Эмиля Григорьевича в Воронеж, о его концертах, которые я вел и многом другом. Сейчас у меня есть несколько планов по написанию научных статей, разработке некоторых курсов. А потом, как говорил граф Лев Николаевич Толстой: «Ежели будем живы» - 75 лет, как известно, возраст не шутейный, то я, может быть, напишу еще нечто мемуарно-биографическое. То есть, отвечу на ваш вопрос утвердительно.


Ранее в рубриках
В ВоронежеЦентр культуры и искусства «Прогресс» предлагает премьерный спектакль Михаила Бычкова «Академия смеха»

«Академия смеха» – история о драматурге и цензоре. Первый пишет комедию, второй её правит.

В РоссииОбъявлена программа XIII Платоновского фестиваля

Театр из Казахстана покажет историю о великом казахском певце Ахане Серэ и трагической гибели его любимого скакуна.

В миреФильм предсказал гражданскую войну в США

Журнал Rolling Stone заявил, что «вы можете случайно принять» футуристический сюжет фильма за настоящее.

ОбществоПеред началом Великого поста в Прощёное воскресенье митрополит Сергий возглавил службу в Благовещенском соборе

После богослужения в кафедральном соборе Архипастырь обратился к пастве с проповедью.

ТеатрФёдор Добронравов отменил все спектакли до конца года после операции

В ближайшие месяцы артист будет проходить длительную реабилитацию.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 14-17 марта: и снова «Онегин»

По итогам своего второго уик-энда фильм даже превзошёл прогнозные ориентиры экспертов.

ПерсонаТатьяна Краснопольская: актриса для «Театрального романса»

Эссе о творчестве актрисы к 75-летию со дня её рождения написал Николай Тимофеев.

ЛитератураВышла книга «Как Гарри заколдовал мир. Скрытые смыслы произведений Дж. К. Роулинг»

Это настоящий путеводитель по духовным смыслам саги о Гарри Поттере.

МузыкаВ Воронеже отменили концерт Александра Малинина

Увы, такое случается уже не в первый раз. Воронежцы никак не могут попасть на концерт исполнителя.

Изобразительное искусствоДобрый мир Аллы Вербенко предстал на выставке в Воронежском институте искусств

Картины Аллы Вербенко доставляют эстетическое удовольствие и пронизаны заразительным оптимизмом.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеСпектакль Воронежского театра оперы и балета покажут на портале «Культура.РФ»

Прямая трансляция будет реализована в рамках национального проекта «Культура».