Войти
Персона
22.03.2011 07:14
Мастер мультипликации Елизавета Скворцова о важности владения профессией

Мастер мультипликации Елизавета Скворцова о важности владения профессией

  • Текст: Виктория Лушина
  • Фото: Виктория Лушина
  • Правка

 

Елизавета Скворцова пообещала нам эксклюзивное интервью еще во время проведения  в Воронеже "Большого Фестиваля Мультфильмов". И выполнила это обещание. 

 

- Елизавета, в феврале, в рамках «Большого Фестиваля Мультфильмов» в Воронеже вы вели мастер-класс по перекладной анимации. Приходилось ли вам устраивать мастер-классы до этого?

 

- Да, в 2009 году я начала проводить детские мастерские и с тех пор мне очень нравится это делать.

 

- Никогда не думали, что со временем это может стать альтернативой анимации?

 

- Не знаю, просто сейчас я работаю на проекте, а время от времени езжу заниматься с детьми – очень приятно так чередовать.

 

 - Когда вы сделали свой первый мультфильм?

 

-На 4 курсе. Вообще, их было два. «Семь сОрочек» - учебное задание, нужно было сделать что-то под музыку, чтобы все происходило как танец. И мультфильм «Дождь» - он тоже учебный, моя курсовая работа. Это был такой порыв: мне хотелось выразить чувство благодарности.

 

- Что для вас является лучшей основой для мультика: музыка, книга или события реальной жизни?

 

- Это может быть все что угодно, лишь бы оно цепляло, было связано с чем-то личным, тем, что волнует. Это связано с этапами жизни, которые я прохожу. Например, проект «Колыбельные мира» начался, когда у меня родился ребенок, поэтому было очень естественно делать фильмы на эту тему. А мультфильм «Подожди, пожалуй» снимался как раз в тот момент, когда я была влюблена, и он получился скорее о любви, чем о смерти.

 

- Насколько хорошее образование для аниматора можно получить у нас в России?

 

- Мне очень понравилась моя учеба. Мне сложно судить, насколько это хорошее или плохое образование, но у нас очень сильная школа классической анимации. Например, мультдвижение у меня вела Виолетта Павловна Колесникова – замечательный аниматор, а когда такие люди преподают студентам, это прекрасно.

 

- Я знаю, что в какой-то момент вы брали академический отпуск, танцевали фламенко… вы сами по себе ищущий человек или любите перемены?

 

- Конечно, я люблю перемены, хотя часто бывает сложно или тяжело. Всякое бывает. Но это же нормально: в жизни обязательно должны быть трудности, но в целом- то столько всего происходит прекрасного, что невозможно не радоваться!

 

 

 

 

- Почти сразу после окончания ВГИКА вы встретились с продюсером Арсеном Готлибом и начали проект «Колыбельные мира». Сложно ли молодому аниматору найти проект для себя?

 

- Знаете, мне очень сильно повезло, и я не очень понимаю, почему так получилось. Сразу после школы я поступила во ВГИК, закончила его, прошло буквально дней десять после рождения сына, и я познакомилась с продюсером Арсеном Готлибом и мы начали думать про «колыбельные».

 

- Сколько времени тратится на каждую колыбельную, чтобы выбрать музыку, перевести ее, изучить культуру народа?

 

- По-разному. Одни удалось сделать очень быстро, а на некоторые ушло много времени: например, когда долго не удавалось придумать сюжет, иликогда разные художники пробовали найти художественное решение, и все время выходило что-то не то. Просто есть страны, о которых много материала, а есть такие, про традиции которых особенно ничего и не найдешь. В основном этим занималась я, или художник сам искал изобразительные материалы. Мы стремились передать колориткаждого народа. Конечно, легче было сделать колыбельную по народам СНГ, чем по каким-нибудь экзотическим странам. Но я очень серьезно к этому отношусь, поэтому радуюсь, когда наши колыбельные нравятся представителям тех стран, откуда эти песни.

Всё началось с того, что мне захотелось сделать еврейскую колыбельную на стихи Ицика Мангера: я когда их услышала, сразу представила себе такой фильм. Потом пришла  идея сделать фильмы и по другим колыбельным. А за переводом мы обращались в Бюро переводов, и это как раз не составляло проблемы.

 

- Ваши мультики посвящены сыну? Вы работаете для него?

 

- Я никогда не думала, что это для него. Но часто в работе над колыбельными он был моей музой. Просто это удивительное ощущение счастья обладания ребенком: оно попало во многие колыбельные, плюс – прибавились некоторые житейские моменты и детали.

 

- Скажите, как человек, работающий с детьми и для детей, можете ли вы назвать такие вещи, которые нельзя показывать на экране маленьким зрителям?

 

- Конечно. Это серьезная проблема. У меня ребенок иногда включает телевизор, когда я не услежу, и я вдруг замечаю, что он смотрит что-то страшное, а потом не может заснуть ночью. Нужно следить за этим. Но, с другой стороны, невозможно все время контролировать своего ребенка. Я даже не знаю, как с этим бороться. Когда я что-то смотрю, у меня часто бывает чувство, что это нельзя показывать детям. Сложно проложить четкую границу – это скорее вопрос восприятия, но мне кажется, что детям надо показывать что-то хорошее и щадящее.

 

- Почему в советских мультиках насилие, даже если оно присутствовало, не воспринималось как насилие?

 

- Это все подавалось как игра: там не было крови,  физиологичности. Как «Том и Джерри» и «Ну, погоди!» – там свободное обращение с анимационным персонажем. Анимационный персонаж, в отличие от героя в игровом кино нарисован, с ним можно делать, что хочешь. Он может сжиматься, растягиваться, разваливаться на кусочки, рассыпаться, разливаться и потом обратно – в этом его прелесть. Поэтому жестокие вещи, происходящие на экране, воспринимаются как что-то игровое и смешное.

 

 

 

 

- Какую анимацию вы предпочитаете: компьютерную, перекладную, пластилиновую или какую-либо другую технику?

 

- Моя любимая техника – перекладка. Мы уже много лет в ней работаем и стараемся, чтобы она выглядела не как компьютерная, хотя, конечно, на компьютере очень удобно все делать. Еще нравится сыпучая техника. Мы сделали в ней две колыбельные: Сефардскую (в песке) и Эвенкийскую (в кофе). Никогда не пробовала работать в пластилине -  только на детских мастерских.

 

- Есть ли какие-то идеи, которые вам хотелось бы реализовать, но пока не удается?

 

- Да, мне очень нравится такой жанр, как документальная анимация: когда делают мультфильмы по каким-то реальным событиям или по интервью. Я видела несколько таких замечательных работ. Не надо путать с техникой «эклер» - когда снимают сюжет на кино или видео, а потом обрисовывают кадр за кадром. Она очень старая, и, на мой взгляд, представляла интерес, только когда появилась.  Меня интересует другое – чтобы по исполнению это был анимационный фильм, а по содержанию – документальный.

 

-Есть ли для вас какие-то ориентиры в анимации, люди, которых вы считаете образцом для себя?

 

- Да, конечно. Я бы сказала, что это не образцы, а источники вдохновения, хотя и образцы тоже. Во-первых, это Марк Шагал – мой самый любимый художник; если бы не он, вероятно, я бы занималась другим в жизни чем-нибудь. А из аниматоров – это  итальянский режиссер Лузатти и совершенно замечательный  Дюдок де Вит.У него есть такой мультфильм, называется «Монах и рыбка» - по-моему, это гениальное сочетание глубины содержания, лёгкости и лаконичности формы.

 

- Как вы оцениваете современное состояние русской анимации?

 

- Сразу после Воронежа мы поехали в Суздаль, и там была очень хорошая студенческая программа, поэтому я сделала для себя вывод, что в анимации у нас в стране все будет хорошо.

 

- Разные национальные школы сильно отличаются друг от друга (немецкая, французская), а в русской анимации постепенно скалывается какая-то школа или это больше авторское кино?

 

- Когда я смотрю на разных фестивалях программы разных стран, мне всегда кажется, что речь надо вести не о школе, а скорее о менталитете. Российская анимация по сравнению с западной  выглядит более атмосферной и менее структурной. А если говорить про школы, в российской анимации их несколько, и они разные. Например, студия «Пилот» или студия Александра Петрова в Ярославле, где учились эти замечательные девушки, которые сейчас получили приз в Суздале за лучший студенческий фильм «Еще раз». Он в такой же технике, как у Петрова – живопись по стеклу, и там сильно чувствуется его влияние.

 

- Насколько важную роль для вас играют призы и награды? Являются ли они свидетельством признания?

 

- Это всегда очень приятно, особенно в самом начале - придает сил, оптимизма, уверенности в себе. А когда много фильмов отправляешь на фестивали, замечаешь, что все фестивали принципиально различаются по критериям оценки. Когда посылаешь один и тот же набор фильмов на разные фестивали, выбирают совершенно разное: одно жюри присуждает приз какому-то фильму, который на другом фестивале даже не попал в конкурс. Я поняла, что все это очень субъективные и вкусовые вещи.

 

 - Когда БФМ проводился в Воронеже,  в залах было не так много людей  в возрасте. Как убедить зрителей, что мультфильмы интересны не только детям?

 

- Может быть, просто больше показать  хорошие мультфильмы?

 

- Но ведь мультфильмы сложно увидеть в кинотеатре или тем более на диске…

 

- К сожалению, да, такая проблема есть. Короткометражные мультфильмы часто можно посмотреть только в Интернете. Раньше, если вы помните, были такие сборники  «Веселая карусель». Мне кажется, сейчас надо что-то подобное делать – сборники для телевидения, куда включать эти замечательные короткие мультфильмы, которые нигде не показывают кроме фестивалей. К счастью, «Колыбельные мира» скоро выйдут на диске.

 

- Как вы относитесь к тому, что в современной анимации появилось  много фольклорных и религиозных тем?

 

- Фольклор – это замечательно.  А против религиозных тем я тоже никогда ничего не имела до последнего суздальского фестиваля. Я до сих пор пребываю в ужасе от фильмов, которые там увидела. Хочется сказать об этом отдельно, это очень серьезный вопрос.  Там было большое количество фильмов на православную тематику,вероятно это   связано с   финансированием. Кто-то должен за этим следить за качеством этих работ,  по моему это не та тема, на которую можно себе позволить делать такие чудовищные фильмы. Эти фильмы способны оттолкнуть зрителя от православия, христианства и религии как таковой. Люди выходили из зала и ругались, потому что это   сделано непрофессионально и необаятельно. Авторам, которые собираются делать кино на христианскую тематику, я бы посоветовала посмотреть гениальный фильм Михаила Алдашина «Рождество», как образец высокого искусства.

 

 

Справка:

 

Елизавета Владимировна Скворцова родилась в Москве в 1978 году. Окончила ВГИК в 2001 году (мастерская компьютерной графики и анимации А. Горленко и В. Колесниковой). Среди ее наград -Лучший анимационный фильм («Золотой орёл» 2008),  Приз Гильдии кинокритиков и кинопрессы "БЕЛЫЙ СЛОН" как лучший анимационный проект 2006 года,Гран-при Анимация (Окно в Европу 2006),  2ndPrixBestShot(Animadrid2006), Best Non-fiction (Malescorto 2006), Гран-при и Первая премия в разделе анимации фестиваля PIXEL (фестиваль цифровых технологий и компьютерного искусства) Москва, 2003г., Специальный приз на Кинофестивале «Окно в Европу», 2003г., Приз за лучший анимационный сериал на Суздальском Фестивале (2006 и 2008 г.)

 

Фильмография: «Дождь», «Семь сОрочек», «Подожди, пожалуй» и проект «Колыбельные мира», на сегодняшний день –  проект «Везуха».


Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаЗаметные кадровые перемены произошли в мэрии Воронежа

В частности, свой пост покинул первый заместитель главы города Юрий Тимофеев.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.