Персона
Галина Умпелева благодарна Воронежу
- Текст: Павел Лепендин
- Фото:
- Правка
28 февраля в Москве стартует фестиваль спектаклей – номинантов на национальную театральную премию «Золотая маска». Он продлится в столице до 14 апреля. Лауреаты будут названы 15 апреля. Однако, по традиции, имена награжденных в самой почетной номинации, озвучиваются заранее. На сей раз там две фамилии: посмертно отметят звезду оперетты, народную артистку СССР Татьяну Шмыгу, а также вручат награду ведущей актрисе театра драмы Екатеринбурга, народной артистке РСФСР Галине Умпелевой. В свое время ее судьба была связана с Воронежем, с академическим театром драмы имени А. В. Кольцова.
- Галина Николаевна, какие чувства испытали, после того, как на пресс-конференции в Москве было объявлено, что вы получите национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»?
- Дело в том, что в театре мне намекали, мол, скорее всего, я получу эту почетную награду. Признаюсь вам, что к таким намекам не относилась серьезно. А когда об этом официально объявили в театре, я поняла – это правда. Конечно, для меня все было неожиданно, но и очень приятно с другой стороны.
- Вы более полувека работаете в театре. Как он оказался на вашем пути и что для вас значит этот вид искусства?
- Оказался совершенно случайно. Я первоначально поступала в политехнический институт. Успешно выдержала экзамены и стала студенткой. Потом довольно долго болела. Из-за этого пришлось бросить учебу. И тогда пошла работать в театр суфлером. Моя история может кому-то показаться банальной, но для меня она знаковая. Это моя история. Однажды заболела актриса, и меня попросили за нее порепетировать, так как я была в материале, память у меня была молодая, хорошая. Затем актриса вышла, и я вновь вернулась на суфлерское место. Позже она и ее муж уехали в другой город. Меня ввели в спектакль на роль гимназистки. Как ее звали, что это была за пьеса, сейчас я уже не помню. И вот так, совершенно неожиданно для себя, я начала работать на сцене. Мне сразу поручили много интересной работы, стали давать хорошие роли.
- Вы ведь начинали сценический путь в Кировском ТЮЗе?
- Да. Я там проработала четыре сезона. Затем меня пригласили в Свердловск, и тоже в ТЮЗ. Там я сыграла роль Веры в «Обрыве» Гончарова. Об этой работе слухи дошли до тогдашнего режиссера ленинградского театра имени Ленинского комсомола Меера Гершта и режиссера из Горького Воронова. То ли увидели они меня, то ли им просто рассказали об этой работе, но в итоге я получила сразу два приглашения. И так складывались личные обстоятельства, что эти приглашения были очень кстати на тот момент. Меер Абрамович сообщил, что переезжает в Воронеж и приглашает меня дебютировать на сцене драматического театра в «Варшавской мелодии». И, поскольку, Гершт первым позвал меня, я и решила ехать в Воронеж. С Вороновым из Горького у меня тоже была встреча, долгий разговор. По-моему, мы произвели друг на друга приятное впечатление. Я ему все объяснила. Он меня понял. Так я и оказалась в Воронеже, о чем ни одной секунды в своей жизни не жалела.
- Вы не так долго проработали в нашем городе. Однако за это время сыграли здесь знаковые роли: Гелю в «Варшавской мелодии», Жанну Барбье в «Интервенции», Марию и Ливию в «Укрощении укротителя» и другие. Об этих работах остались рецензии. Чем для вас явился этот период в личной творческой судьбе?
- Я благодарна Воронежу за то, что именно там состоялся мой переход с тюзовской сцены на драматическую. Это разные театры. Да и роли мне стали предлагать совершенно иные, более глубокие по смыслу и содержанию. Это был серьезный шаг в моей карьере. Я считаю, что в тот период мне очень повезло: я попала в хорошую труппу, которую возглавлял прекрасный режиссер Меер Гершт.
- И как вас приняли в театре?
- Очень хорошо. Ни на что не могу пожаловаться. Со всеми сложились добрые отношения. Работалось мне легко и интересно. Самые теплые воспоминания остались от Воронежа той поры. Это был уютный и очень милый город. А зрители какие замечательные приходили на наши спектакли!
- Кого-то из своих партнеров по воронежскому театру помните?
- Конечно! Одним из первых вспоминаю Юрочку Платонова, с которым мы играли в «Варшавской мелодии». Хорошо помню Вадима Соколова, с кем работали в «Интервенции», его жену Анну Павловну, тоже очень интересную актрису. Еще в моей памяти Римма Мануковская, Валентина Долматова, Римма Несмелова, Степан Ожигин. В то время в Воронеже было много прекрасных артистов.
- Если за сезон работы в Воронеже у вас здесь все неплохо складывалось, с чем же тогда был связан ваш переезд обратно в Свердловск?
- Исключительно с личными обстоятельствами. Я выходила замуж, поэтому вынуждена была вернуться обратно. И потом со Свердловской драмой связала свою жизнь навсегда. Я никогда не подсчитывала сыгранные мной роли. Но сейчас оказалось, что их не менее 150. И большинство из них просто роскошные! Мне всегда особенно была близка зарубежная классика. Судите сами – в Свердловске (а теперь уже в Екатеринбурге) мне довелось сыграть Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание», Нору в одноименной пьесе Ибсена, миссис Туз («Все в саду»), Мону в «Безымянной судьбе» и так далее. А еще была русская классика: Раневская в «Вишневом саде», Марина Мнишек в «Борисе Годунове»… Свое актерское амплуа я определяю скорее, как драматической героини.
- Галина Николаевна, потом вам доводилось бывать в Воронеже?
- Да, мы были в вашем городе на гастролях. Публика так тепло меня принимала, что эти чувства не передать словами! Очень приятно было ощущать, что, несмотря на прошедшие годы, меня до сих пор там помнили и любили. На спектакли приходили критики, которые писали обо мне, когда я работала в Воронеже. Было радостно вновь встретиться с этими людьми. Меня узнавали все вахтерши в театре. Это дорогого стоит.
-Сейчас много играете?
- С возрастом, конечно, меньше, чем раньше. Но во всяком случае пожаловаться на театр я не могу. По-прежнему нахожусь в репертуаре, есть интересный ролевой материал. Буквально неделю назад начались репетиции пьесы «Дикарь», где я играю одну из тетушек.
- Памятуя о тех годах, что вы работаете в театре, можно сказать, что вы знаете это искусство «от и до»?
- Конечно, нет. До сих пор каждая новая роль для меня идет с чистого листа. Ты и предположить не можешь, как и что сложится. Кто-то очень хорошо сказал: «Чем больше я знаю, тем больше у меня впечатлений, что я вообще ничего не знаю». Эти слова как нельзя кстати относятся к актерской профессии.
- Вы могли бы представить себя в какой-то иной профессии?
- Сейчас смешно об этом говорить. Какие другие профессии! Только театр. У меня и мама, и папа, и отчим были актерами. Я не могу сказать, что осознанно шла в театр. Довольно долго, не меньше пяти лет, думала о том, чтобы расстаться с ним, поступать и учиться на другую специальность. Но магия сцены и возможности завоевать своим присутствием на подмостках зал не отпускали меня. Зрители – это половина (если не больше), успеха любого спектакля. Они такие же действующие лица постановки, как и мы, артисты. Я выхожу на сцену, произношу несколько фраз и сразу понимаю: придется тащить за собой зал, либо он пойдет за тобой сам и поверит в тебя. Поэтому я нисколько не жалею о том, что осталась в театре.
- И без «Золотой маски» у вас достаточно званий, регалий, премий – вы народная артистка РСФСР, неоднократный лауреат областного конкурса "Лучшая театральная работа года", лауреат премии губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области литературы и искусства", кавалер Ордена Почета, и Почетный гражданин Свердловской области. Как вы относитесь к такого рода проявлениям оценки творчества актрисы?
- Все это, конечно, приятно. Но с другой стороны, ко многому обязывает. Помимо собственной воли, разума, все равно интуитивно человек ощущает, что каждый раз при выходе на сцену надо постоянно подтверждать то, что ты имеешь право носить все эти звания.
- В завершении нашей беседы хотелось бы, чтобы вы адресовали свои пожелания воронежцам, и тем зрителям, которые здесь до сих пор вас помнят.
- Хочу всем передать огромный привет. Сказать спасибо за то, что с такой любовью и верой в меня относились к моему творчеству за время работы в этом замечательном городе. Желаю здоровья, удачи и успехов всем людям, вне зависимости от того, какой профессии они посвятили свою жизнь. А еще желаю воронежскому Камерному театру и его художественному руководителю Михаилу Бычкову получить все «Золотые маски», на которые номинированы и его работа в Воронеже, и постановка в Москве. Я всех вас люблю!
- Поздравляем вас с почетной наградой и дальнейших вам успехов!
- Спасибо за поздравления и за память.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Допуск на площадь Ленина разрешат утром 29 декабря, список запрещённых предметов впечатляет
Запрещены к проносу накладные бороды, хомячки, рис, игрушечное оружие, партийная литература и многое другое.
В России — Гандбольный клуб «Воронеж» всё-таки ликвидирован
Ничего полезного не было сделано для того, чтобы сохранить клуб, выступающий в высшем дивизионе.
В мире — Пророчества и предсказания оракулов-тяжеловесов Бабы Ванги и Нострадамуса на 2025 год не радуют
Опустошительный конфликт в Европе, дальнейшие глобальные изменения климата, экономический кризис и пандемия – ничего себе!
Общество — В Воронеже собираются открыть каток на Адмиралтейской площади при плюсовой температуре
Покататься по покрытому водой бетону ни на хоккейных, ни на фигурных коньках не получится. Только на роликах.
Театр — Яркая премьера балета «Пер Гюнт» в Воронежском театре оперы и балета
Этот театральный праздник – чуткий ответ руководства ВТОБа на актуальные запросы зрителей.
Кино и телевидение — Секретная «Маска» поборется за рейтинг для НТВ в новогоднем эфире
Новогодняя «Маска» напомнит феерию: буйство света, цвета, звука. Передача, по замыслу авторов, подарит мощный заряд позитива.
Персона — Александр Гусев вручил орден почисленному на покой митрополиту Сергию
Митрополит Сергий пожелал главе региона и его команде дальнейших успехов в развитии.
Литература — Вышел новый роман автора бестселлера «Семь смертей Эвелины Хардкасл» Стюарта Тёртона — «Последнее убийство в конце времён»
Две предыдущие книги Стюарта Тёртона стали культовыми и вывели автора в первый ряд литераторов планеты.
Музыка — Ким Кардашьян выпустила клип о Рождестве и спровоцировала вал критики и обвинений в сатанизме
Самая никчёмная знаменитость выпустила дикий музыкальный клип с Маколеем Калкиным.
Изобразительное искусство — Дивный мир Александры Коденцевой на выставке в ректорской галерее Воронежского института искусств
Пожалуй, её стиль можно определить как магический реализм с элементами сюрреализма.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести уик-энд 28-29 декабря
Субботняя программа не так обширна из-за того, что 28 декабря – рабочий день.
Главное — Кого мы потеряли в 2024 году
Этот год стал последним для многих знаменитых артистов, творцов, учёных, спортсменов, литераторов, государственных деятелей.