Персона
Георг Жено: «Когда почувствую, что повторяюсь, уйду из профессии»
- Текст: Юрий Данилов
- Фото:
- Правка
Георгу Жено 34 года. Они родился в Гамбурге, но уже много лет живет в Москве. Приехал в 1991 году школьником по обмену и «заболел» Россией. В 2003 году окончил РАТИ (ГИТИС), мастерскую Марка Захарова. В том же году снялся в картине Петра Тодоровского «В созвездии быка». Поставил в России и за рубежом два десятка спектаклей. Последняя по времени премьера – в Воронеже, в Камерном театре. Георг поставил здесь комедию классика немецкой литературы Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин». И удивил всех современным прочтением хрестоматийного произведения. На следующий день после премьеры режиссер ответил на вопросы Culturavrn.
- Георг, почему Вы выбрали Россию?
- Это не я ее выбрал, а она выбрала меня. Мой любимый писатель с детских лет – Достоевский. Мой дед написал биографию Чехова. Я учился в школе, у которой были партнерские отношения с русской школой. Когда я сюда приехал, почувствовал себя комфортно. Подружился со многими замечательными людьми. Жизнь столкнула меня с прекрасными театральными и кинорежиссерами – Марком Захаровым, Петром Тодоровским… В последнее время мне нередко предлагают ставить спектакли в Германии, но я выбирают Россию.
- Так будет всегда?
- Как знать. Не будем загадывать. Не люблю строить долгосрочные планы.
- В Вашем спектакле «Разбитый кувшин» Россия легко узнаваема…
- Да, абсолютнейший немецкий классик - и очень русская пьеса, прежде всего – главный герой. Если есть достойный артист на эту роль, половина успеха обеспечена.
- В Воронеже нашелся.
- О да, Андрей Мирошников - замечательный мастер.
- Спектакль – художественное высказывание. Хотели бы Вы что-то добавить к тому, что высказали в «Разбитом кувшине»?
- Стоит ли? Ваш портал правильно прочитал этот спектакль. Спасибо за высокую оценку. Словами не всегда можно выразить то, что вкладываешь в постановку – ведь это еще и чувства, и ассоциации…
- Вы поставили спектакль далекий от моралите…
- А я принципиальный противник дидактики и морализаторства. Мой жизненный опыт научил меня: чем больше люди говорят о морали, тем грязнее их мысли. Мы не судьи. А в ошибках людей есть своя прелесть. Именно так проявляется их индивидуальность.
- Ваш спектакль смотрится на одном дыхании. Однажды Вы сказали, что театр должен доставлять удовольствие...
- Именно так.
- Как Вам работалось в Камерном театре?
- Театр поставил меня в неловкое положение (в хорошем смысле). Понимаете, режиссеру иной раз надо подстраховаться, подыскать оправдание, на что-то сослаться в случае неудачи. Но здесь все было организовано идеально. Актеры собранны, настроены на работу, атмосфера рабочая, творческая. В моей практике я такого и не припомню. Не буду же специально провоцировать конфликт?
- А если взять шире? В Воронеже Вам было комфортно?
- Я увидел, как в вашем городе ценят и любят Камерный театр. В поезде разговорился с солидными мужчинами из Воронежа. Когда они узнали, что я имею отношение к Камерному театру, стали относится ко мне предельно уважительно.
- Вам много приходится разъезжать по стране.
- Да. Ставлю спектакли в разных городах. Но главное мое место работы – Москва. Здесь у меня целых три театра, на которые надо много времени и сил.
- Если не ошибаюсь, Вы куратор документальной программы и первый заместитель директора Театра.doc, член художественного совета Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина и художественный руководитель Театра им. Йозефа Бойса.
- Правильно.
- О последнем известно не так много.
- Театр имени Йозефа Бойса - это театр проектов, близкий мне по духу инновационный театр. Он существует три года, совершенно независимо от государства. Своей площадки у нас нет. Играем на сцене Театра.doc, Центра имени Андрея Сахарова. Проект будет жить еще максимум лет пять. А дальше либо мы его закроем, либо передадим в хорошие руки. Театральные идеи не живут долго. Бывает, режиссер найдет что-то интересное, а потом останавливается в развитии, начинаются самоповторы. Если со мной произойдет что-то подобное, уйду из профессии. Займусь чем-нибудь другим. Буду, например, преподавать литературу в школе.
- Надеюсь, до этого не дойдет. У Вас впереди столько премьер и столько планов на будущее…
- Да. Буквально через восемь дней в Москве, в Сахаровском Центре состоится премьера спектакля «Анна и Хельга: я на всякий случай с тобой попрощаюсь». В основу спектакля легли дневники Анны Франк и письма дочери Йозефа Геббельса. Затем у меня постановка «Гедды Габлер» в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Для меня это абсолютно современная пьеса.
- А кино не предлагают снимать?
- Режиссер театральный и режиссер кино – это разные профессии. Редко кому удается их совмещать, как это получается, к примеру, у Марка Захарова. Для кино надо обладать другим мышлением, овладеть иным языком самовыражения.
- А предложения сняться в кино, в сериале, поступают?
- Случается. Но я проявляю осмотрительность. Снимешься в какой-нибудь ерунде, и будет стыдно перед актерами, с которыми ты работаешь. Буду им что-то объяснять, а они усмехнутся: как же, как же, знаем, видели… Снялся в небольшом эпизоде в сериале Владимира Хотиненко «Достоевский», где в главной роли Евгений Миронов. Сыграл начальника почты, который унижает писателя, чтобы самоутвердиться. Получил огромное удовольствие от работы с такими мастерами. Не стану зарекаться. Возможно, соглашусь и на что-нибудь менее значительное. Ведь предлагают хорошие деньги, есть определенное искушение. Но деньги заканчиваются, а позор остается.
- Театр имени Йозефа Бойса не приносит больших доходов?
- Скажем так, он не является источником моего существования. Наоборот, он требует вложений. Но, поверьте, для меня это гораздо важнее, чем приобретение дорогой вещи или автомобиля.
- У Вас впереди продолжение «романа» с Клейстом. Будете ставить в Москве «Пентесилею», еще одна постановка намечается в Саратове… А как же русская классика? Антон Чехов, Андрей Платонов…
- Очень люблю читать и Чехова, и Платонова, но ставить их вряд ли буду. Пока не знаю, как это делать. Другое дело – Достоевский. Жду момента, когда смогу воплотить его произведение на сцене.
- Какое именно?
- Пока не скажу. Чувствую огромную ответственность. Ведь Достоевский в России – «священная корова». И если вольности с Клейстом могут простить, то с Достоевским вряд ли.
- Нет ли у Вас профессиональной ревности к успехам других?
- Нет. Напротив, стараюсь приглашать, поддерживать молодых режиссеров, радуюсь их успехам и даже кое-чему у них учусь. Это классно, когда есть сильная профессиональная среда, в которой можно расти. Не надо самоутверждаться, надо работать.
- Все хочу спросить, откуда у Вас, немца, дворянская французская фамилия (Georg Genoux)?
- Если быть точным, де Жено. Когда-то в Германию от Великой Французской революции бежало немало дворян. Один из них стал нашим предком. Иной раз люблю помечтать: а вдруг где-нибудь во Франции меня ждет замок, который я унаследую? Такая вот приятная фантазия.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.