Войти
Персона
14.02.2011 16:55
Театр драмы  Борисоглебска привыкает к новому главному режиссеру

Театр драмы Борисоглебска привыкает к новому главному режиссеру

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото: Александр Шуваев

 

 

Предлагаем нашим читателям познакомиться с недавно назначенным главным режиссером Борисоглебского драматического театра имени Н. Г. Чернышевского Федором Чернышевым. В Борисоглебске с ним встретился культурный обозреватель «ВК» Павел Лепендин.

 

- Федор Николаевич, расскажите, какие пути-дороги привели вас в Борисоглебск?

 

 - Случай, который можно считать закономерностью. Я работал в Каменск-Уральском театре драмы директором и режиссером на трехгодичном контракте. Прошлым летом он закончился. Его не стали продлевать, поскольку начали менять структуру предприятия. Директорские функции перешли к художественному руководителю. Я разместил свое резюме в интернете. Получил три предложения. Первым откликнулся директор Борисоглебского театра Владимир Мальшин. Он позвонил мне по телефону, начал рассказывать о театре, о городе, пообещал сразу дать квартиру. В общем, уговаривал долго. А Владимир Ильич, как вы знаете, уговаривать умеет. Мы с женой, актрисой Натальей Бахаревой решили съездить на разведку. Приехали в августе, все посмотрели. Нам показалось, что тут вполне можно работать. Здесь хорошие люди в труппе и самое главное, что в театре есть Анна Бондаренко – истинный лидер коллектива, душа театра, замечательная актриса, порядочный человек. Не будь ее, мы бы вряд ли задержались. С Анной Игоревной, которая на тот момент была и.о. главного режиссера, сразу нашли общий язык. И уже с сентября я приступил к работе над спектаклем.

 

 - Приятно, наверное, когда коллектив так встречает нового для себя человека?

 

 - Да. Все сложилось удачно. Я познакомился с труппой, определился, что можно поставить к традиционной для театра неделе спектаклей для детей и школьников. Нужна была пьеса для старшеклассников. Первым моим спектаклем здесь стал «Валентин и Валентина» по известному произведению Михаила Рощина. Зрители хорошо приняли постановку. Затихали в драматических местах, смеялись там, где было смешно. И всю неделю 12 спектаклей прошли на ура.

 

- Вы же понимаете, что в таких театрах, как Борисоглебский, существует текучка кадров, меняется состав исполнителей, нужно ставить большое количество спектаклей, чтобы привлечь в зал публику. Вам привычен такой ритм жизни, или же в чем-то приходится перебарывать себя?

 

- Нет, бороться с собой не приходится. Я соскучился по интенсивной творческой работе. Будучи директором в Каменск-Уральском, ставил за сезон всего два спектакля. А здесь, включая сказки, нужно выпустить десять премьер. Надоело, если честно сказать, заниматься коммуналкой, поиском денег, пожарной безопасностью и т. д. Мне хочется больше ставить, портфель пьес у меня большой, планов много. Хорошо, что появился театр, где их можно реализовывать.

Что касается текучки кадров, то она, действительно, большая. Обидно, что уходит молодежь. Здесь они два года учатся в студии, набираются опыта, играя в спектаклях. А потом у них появляются амбиции поступать в театральные институты. Прошлым летом в театре возник кризисный период, когда сразу несколько человек поступили в театральные вузы, а в Борисоглебске осталось буквально 5-6 артистов. Директор предпринимал героические усилия по пополнению труппы. Приехали мы, с нами еще двое артистов. Правда, последние приобретения оказались неудачными. Те люди уехали. Зато я вернул в театр замечательного артиста Леонида Мордвинова, который жил в городе, но на сцену не выходил. А такого талантливого артиста нельзя не привлекать к работе. В театр вернулась и актриса Татьяна Гущина. Сейчас у нас в труппе хорошее среднее поколение актрис, представитель старшего поколения среди мужчин, талантливая молодежь. Проблема есть среди героев и героинь в возрасте около 30 лет и чуть больше. Но это общая беда для провинциальных театров. В общем, состав, с каким можно ставить разные спектакли, сейчас в театре имеется. Правда, иногда чувствуется, что труппа разношерстная. Они будто работают в разных театрах. Однако, думаю, что за этот сезон удастся привести их к единому пониманию того, что все вместе мы делаем, какой театр собираемся строить.

 

 

 

 

- Вам с каким литературным материалом интереснее работать – классическим или же современным?

 

- У меня, как режиссера, нет предпочтений в жанрах и авторах. И классика, и современность должны быть представлены в любом репертуарном театре. Но выбор названий определяется еще и тем, какие артисты есть в труппе. Когда я познакомился с ними, то сразу предложил восемь названий, которые хорошо расходятся на работающих здесь актеров. Среди авторов есть и Олби, и Фрейн, и Богаев, и Ануй… Сейчас параллельно с Анной Бондаренко мы ведем репетиции двух спектаклей. Она работает над новой версией «Бременских музыкантов», а я ставлю пьесу «Театр… Театр!». Понимаете, зрители в провинции любят комедии. Они хотят отдыхать в театре. И без определенного процента таких постановок в афише не обойтись. Но потом все равно у нас будут и серьезные спектакли. На осень, на открытие следующего сезона запланирована горьковская «Васса Железнова», с Анной Бондаренко в главной роли. Думаю, что для нее эта работа станет значительным этапом в актерской карьере. Еще Анна Игоревна давно хотела сыграть в спектакле на двух актеров «Ночь Гельвера» по пьесе Вилквиста. Она мне призналась, что никак не могла найти режиссера, которому бы могла доверить себя. И когда мы с ней сделали две совместные работы, Бондаренко попросила меня осуществить эту постановку. Планируем под занавес текущего сезона представить публике и эту работу.

С другой стороны наше управление культуры, представители общественности постоянно говорят мне, что Борисоглебск является старинным купеческим городом, где любят классику. А еще тут надо обязательно ставить нечто такое для школьников, чтобы они шли в театр и смотрели соответствующий репертуар. Я пока сопротивляюсь этому. Потому что когда целые классы приводят насильно на классику, им это, зачастую, совершенно не нужно. Подобную публику надо постепенно приучать к серьезному репертуару. Безусловно, такие произведения у нас будут. Но те же пьесы Чехова, Островского – они должны быть подкреплены актерским составом. Если в труппе нет артистов среднего возраста, то есть тех, кто бы смог сыграть героев Островского такими, какими видел их автор, то зачем же тогда за это браться? Получится некий компромисс, который ни мне, ни актерам, ни зрителям не принесет удовольствия.

 

- Федор Николаевич, вы на театральной карте Воронежской области человек новый. Расскажите немного о себе: откуда ваши корни, как вы пришли в эту профессию?

 

- Семья у меня самая обыкновенная. Никакого отношения к театру и искусству вообще е имела. Мама – медсестра, а отец – электрик. Я и сам не собирался связывать жизнь с театром. После армии поступил в университет на биологический факультет. В вузе был студенческий театр, куда я и решил пойти с первого курса. Побыв там, я осознал, что мои мозги резко повернулись в другую сторону. После двух лет обучения я бросил университет, потому что поступил в Свердловское театральное училище. Параллельно с учебой вел студию при университете. А когда окончил училище, как раз настали времена, позволяющие создавать профессиональные театры-студии. Я и мои воспитанники, по сути, стали областным театром. Потом окончил режиссерский факультет Щукинского театрального училища в Москве, получил высшее образование. До 1996 года в Екатеринбурге у меня был свой Молодежный камерный театр. Правда, у нас не было своего помещения. Мы играли на различных площадках города. Но, в итоге, экономически коллектив не выжил. Стало невозможно зарабатывать на жизнь и платить аренду за съемные помещения. С 1996 года, когда театр прекратил свое существование, я десять лет работал режиссером на телевидении в Екатеринбурге. Параллельно ставил спектакли в разных театрах. А в 2007 году меня позвали на постановку в Каменск-Уральский. Там спектакль имел большой успех. За многие годы в тысячном зале был аншлаг. В это время у предыдущего директора заканчивался контракт. И мне, как ни странно, предложили и директорскую должность, и дали возможность ставить. За три года удалось вывести коллектив из миллионного долга, который я получил в «наследство», перевести театр в автономное учреждение культуры. Мы стали хорошо зарабатывать и много ездить по российским фестивалям.

 

- Что привлекает вас в своей профессии?

 

- Театр и режиссура – это же болезнь! Если однажды такая бацилла попадет в человека, то она захватит весь его организм. И еще мне стало понятно, что я делаю в этой жизни. Я получил возможность создавать свой мир на сцене. Оказалось, что он стал интересен и другим людям. И этот процесс, когда ты чего-то свое придумываешь, проводишь мысли через актеров и получается то, чего раньше не было, что интересно становится зрителям, которые откликаются на твои посылы, то освободиться от этого непередаваемого словами чувства уже практически невозможно. Эта профессия входит в твою кровь и плоть.

 

- И что же в этом вашем мире есть особенного, без чего бы вы не могли заниматься театром?

 

- Есть одна формула, которую озвучил кто-то из классиков. Он сказал: «Искусство нужно для того, чтобы помогать людям полюблять жизнь во всех ее проявлениях». Ведь театр, как таковой, не делает нашу повседневную жизнь лучше. Он просто поддерживает в зрителях тот уровень жизнелюбия и тот уровень культуры, без которых все мы начали бы регрессировать. Провинциальный театр даже для тех людей, которые не ходят сюда, он все равно меняет их жизнь просто своим существованием. Появляется ощущение, что если есть рядом театр, значит, этот город живет. И даже если кто-то бывает в нем пусть раз в год, то все равно человек слышит какие-то разговоры об этом вокруг. И его жизнь перестает быть серой, монотонной. В ней появляется некое будоражащее звено, которое заставляет человека моргать и видеть новые краски.

 

 

- Есть знаменитое выражение, что театр начинается с вешалки. А с чего для вас начинается театр?

 

- С актера. Это главное действующее лицо в театре. Если артист не просто говорит со сцены текст, а проявляет свою личность на подмостках, значит, он транслирует то ощущение свободы, которое есть у него. И когда зрители приходят в театр, видят там свободных, раскрепощенных людей, говорящих со сцены о важных и серьезных вещах, когда перед вами личность – это не может пройти бесследно. А все остальное – сопутствующее.

 

- Как вам кажется, актерам с вами легко работать?

 

- Думаю, что да. Буквально с первой работы мы начали понимать друг друга. Я отношусь к числу тех режиссеров, какие не оскорбляют артистов, не кричат на них. И они поняли, что здесь их любят такими, какие они есть. Я не пытаюсь их сломать, переделать, втиснуть в ту схему, которая им непонятна, не делаю из них марионеток. Наоборот, стараюсь вытащить из них то, что в них есть, пытаюсь раскрыть может те грани их таланта, о каких они раньше, возможно, и не догадывались. Я готов выслушать любые их предложения и пожелания, касательно роли. И если это придает объем образу, то с удовольствием принимаю новые ходы. Невозможно одному человеку придумать от и до весь алфавит и загнать все в те рамки, где шаг в сторону карается расстрелом. Тогда получается неживой театр. Мне же близок импровизационный, живой театр. Я пытаюсь привить актерам мысль, что должно быть обязательное пространство для свободы.

 

 

 

"Валентинов день"

 

 

- Думаете каким-то образом пополнять труппу?

 

- В таком небольшом городе, как Борисоглебск, вряд ли когда набиралось больше 20 артистов. Но зато, они все при деле, никто не имеет простоев. Главная задача на сегодня – найти среднее звено. Актеров 25-35 лет. И еще сохранить свою молодежь. Ведь в конце этого сезона две ведущие молодые актрисы собираются поступать в театральные вузы. Опять у нас возникнет провал и в этом звене. Надо просто изменить отношение и в театре, и в городе, к артистам. Многие живут в общежитии, не имеют возможности даже зарегистрироваться. А ведь людей нужно заинтересовать не только творчески, но и материально, обеспечить им элементарный бытовой комфорт. Я знаю, что в Воронеже есть Академия искусств. С Анной Бондаренко мы планируем посетить дипломные спектакли. Возможно, кого-то и пригласим в Борисоглебск. Хотя я понимаю, все стремятся либо в ведущие областные театры, либо в столицу. Молодежь не понимает, что в тех труппах, где числятся 50-60 артистов, они будут годами сидеть и ждать интересной работы. Здесь же есть возможность сразу проявить себя, быть постоянно занятым в репертуаре. Но, для того, чтобы привлечь сюда ребят, должны быть и соответствующие социальные гарантии. И если такое станет возможным, то тогда коллектив не будет ежегодно нуждаться в  новых актерах и судорожно заниматься их поиском.

 

- Вы планируете показать свои новые спектакли в Воронеже?

 

- На этот счет у меня был разговор с директором театра. Он обещал организовать традиционные отчетные гастроли в мае. Хотелось бы максимально показать свои возможности воронежской публике, услышать их отклики на наши спектакли, выслушать мнения специалистов в области театральной критики, какие есть в Воронеже. Нам нужна обратная связь и оценка нашей работы как можно большего числа зрителей.

 

 

Кстати! 20 февраля в 15.00 в большом зале Дома актера в Воронеже будет представлен спектакль Борисоглебского драматического театра «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Федора Чернышева. 

 

 


Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев

На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.