Войти
Персона
20.11.2010 07:46
Воронеж не забыл Глеба Дроздова

Воронеж не забыл Глеба Дроздова

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото:
  • Правка

 

Режиссера, народного артиста РСФСР Глеба Дроздова хорошо знали во многих городах бывшего Союза. Его имя стояло в числе самых передовых театральных мастеров того времени. Он работал в театрах Баку, Ярославля, создал в Тольятти театр «Колесо». 14 лет творческой биографии Глеба Борисовича связаны с Воронежским академическим театром драмы имени А.В. Кольцова. Этот год ознаменован двумя датами, связанными с именем Дроздова: 27 ноября ему исполнилось бы 70 лет, а на 16 декабря выпадает десятая годовщина его смерти. И  Воронеж помнит об этом.

 

Родился Глеб Дроздов в городе Орске в актерской семье. Он мог стать журналистом, авиаконструктором, товароведом. Да кем угодно! Глеб проявлял интерес ко всему, что окружало его в жизни. Но с ранних лет он был при театре. Если для спектакля требовался ребенок, на сцену выходил Глеб. На его счету было немало ролей. Да и получаемые мальчиком деньги за выходы были значительным подспорьем семье. Потом были актерские скитания по городам и весям, безуспешные попытки поступить в московские театральные вузы. Но, в итоге, столица смилостивилась над молодым человеком. Дроздов был принят на курс известного режиссера Андрея Гончарова в ГИТИС.

 

Воронеж мог появиться на пути Дроздова еще в 1958 году, когда его, молодого актера, приглашал в наш театр Фирс Шишигин. Но тогда это предложение было отвергнуто. Пройдет еще 12 лет, прежде чем Глеб Борисович приедет сюда. Вот только уже в качестве главного режиссера театра. Кстати, в 1970 году Дроздов был самым молодым в СССР режиссером, которому доверили возглавить театр.

 

О том времени вспоминает народная артистка РФ, председатель Воронежского регионального отделения Союза театральных деятелей России Людмила Кравцова: «Мы были молоды, поэтому безумно радовались, когда в театр пришел современный, молодой режиссер. Дроздов моментально заполнил своей энергией все пространство нашего здания. Сразу стали репетироваться спектакли, о которых раньше можно было только мечтать. В афише начали появляться произведения Теннеси Уильямса, современные пьесы, пьесы гражданского звучания. Мы бесконечно верили Глебу Борисовичу с первого его появления в театре и все последующие годы. На наших глазах постоянно рождалось какое-то чудо. Подобное, насколько мне известно, происходило и потом в других городах, где он позже работал. Труппа при нем энергично работала, бесконечно что-то фантазировала. Конечно, в те годы, когда он работал в Воронеже, у него возникало немало трудностей. Дроздов стремился ставить пьесы актуального социального звучания. Они запрещались, их приходилось пробивать. Мы все ждали, удастся ли ему это сделать. И если удавалось, спектакль выходил, то попасть на него было практически невозможно. При нем я и многие мои коллеги стали артистами. Он выводил нас в большое плавание. Именно при Глебе Борисовиче театр стал академическим. Могу сказать, что те годы, когда он возглавлял театр, явились и для самого театра, и для нас, и для города в целом самыми плодотворными и яркими».

 

Людмила Кравцова много работала в спектаклях, поставленных Дроздовым. Один из самых памятных – «Татуированная роза», где актриса исполняла роль Серафины. Эта работа, по ее словам, одна из самых любимых в карьере. «У Глеба Дроздова было одно важное качество, - продолжает Людмила Александровна. – Для него в творчестве никогда не было мелочей. Все являлось важным. Если хорошо сыграешь в сказке, добросовестно отработаешь в массовке, он всегда отметит это, скажет добрые слова. За судьбой каждого актера режиссер внимательно следил, всегда защищал артистов. У того времени у меня осталось ощущение, что мы ничего не боялись, мы творили, имели право на ошибки (какие, наверное, и были). Все это приносило пользу. Мы на этом выросли и сформировали свои театральные пристрастия».

 

Немало довелось работать вместе с Глебом Дроздовым и заслуженному артисту Воронежской области Вячеславу Бухтоярову. «Глеб Дроздов был человек открытый, очень жизнелюбивый, - рассказывает Вячеслав Владимирович. – Он если кого-то любил, то – любил. Если нет – так не любил. При этом режиссер давал каждому актеру шанс, возможность проявить себя. Порой казалось, человек не сможет сыграть эту роль. А он играл, тем самым, завоевывая свое положение в театре. Для Дроздова в спектаклях всегда главным было слово. Оно звучало ярко, конкретно. Поэтому ему удавались неординарные, необычные по стилю постановки. Он всегда был человеком прямодушным. И увольнение его из Воронежа тоже было связано с резкостью его суждений. Когда зашел спор о каком-то спектакле, Глеб Борисович не побоялся сказать высокому чину: «Вы понимаете в искусстве так же, как обезьяна в апельсинах». Эта фраза многое определила. Его быстро «съели». Мы пытались бороться, даже писали письмо в его защиту в «Правду». Но, это было уже бесполезно».

 

С именем Глеба Дроздова были связаны не только новые веяния в нашем театре, но и некоторые забавные истории, одну из которых поведал Вячеслав Бухтояров: «Были мы на гастролях в Полтаве. И Дроздов что-то праздновал, не помню уж чего. Денег ни у кого нет даже на то, чтобы купить режиссеру цветы. Решил тогда что-нибудь придумать. Подбил нынче заслуженного артиста, актера ТЮЗа Сашу Новикова, который в ту пору был студентом, пойти со мной «на дело». Взяли у уборщиц синие халаты, кепочки, ведро и среди бела дня вышли в таком виде на клумбу перед театром, где росли розы. Начали резать цветы. Проходит мимо бабуля: «Ребята, что вы тут делаете?» «Зелентрест, не видишь, что ли? – говорю я. – Уборкой занимаемся». Тут подходит милиционер. Сашку всего затрясло. А служитель правопорядка и говорит: «Что ты, бабка, пристала к ребятам? Не видишь, они работают!» Та ушла. А мы все режем розы. Тут идет Дроздов со своей женой Наташей. Спрашивает: «Чего это вы тут делаете?» Я говорю: «Глеб Борисович, быстренько проходите мимо, чтобы вас никто не увидел». Он засмеялся, все понял и ушел. А вечером мы ему подарили целое ведро роз. Дроздов смеялся, но и поругал нас. А потом похвалил за выдумку, сказав: «Надев эту форму, вы смогли обезличиться».

 

Все, чьи воспоминания о Дроздове довелось услышать, в один голос отмечали, что если человек по-настоящему талантлив, значит, его дарование распространяется на многое. Кроме театра у Глеба Борисовича была еще одна, не менее важная для него творческая стезя – педагогика. Не сосчитать число студентов, которых подготовил он к жизни в театре, кто сегодня известен во многих регионах, давно наделен высокими званиями, или просто честно, как учил Глеб Борисович, служит театру.

 

Вспоминает декан театрального факультета Воронежской государственной академии искусств, заслуженный артист РФ Евгений Слепых: «О Глебе Борисовиче, как о педагоге, у меня остались самые лучшие воспоминания. Он не позволял никаких непрофессиональных вещей никому из студентов и педагогов. Был требовательным не только к ним, но и к себе. Никогда не опаздывал на занятия. Его машина всегда в 15.00 стояла у института, располагавшегося тогда в Березовой роще. Занимался с ребятами три часа, после чего ехал в театр. Некоторое время он был у нас и заведующим кафедрой. При кажущейся внешней строгости, отличался особым вниманием к каждому. Всегда хотел, чтобы его студенты присутствовали в театре на сдаче спектаклей, после чего на курсе проводил их обсуждение. Сейчас это большая редкость. Как художественный руководитель он выпустил в Воронеже два курса. Многие его ученики сегодня являются ведущими актерами и у нас в городе, и в других регионах».

 

Со своего первого выпускного курса Глеб Дроздов принял в Кольцовский театр шестерых выпускников. Среди них были заслуженная артистка РФ Надежда Леонова и народный артист РФ Валерий Потанин. Вспоминает Надежда Леонова: «Глеб Борисович в моей судьбе единственный, полноправный учитель. Он обладал редким качеством – не просто любил своих учеников, а умел уважать в них личность, вне зависимости от того, в каком статусе находится человек. Всех нас педагог называл на «вы». И в этом чувствовалось его особое отношение к нам. Глеб Борисович очень любил талантливых людей, умел разглядеть скрытое в них. И даже когда он находился с актерами в каких-то размолвках, скажем так, не творческих, то на работе в театре этих людей, на их участии в спектаклях это никоим образом не сказывалось. Например, Дроздов в жизни не здоровался с народным артистом Вадимом Соколовым, не знаю уж, по каким причинам. Но тот играл Ленина в его спектакле. И в процессе репетиций режиссер относился к актеру более чем уважительно. Я больше пока такого не встречала. Это редкое качество, которое говорит о глобальности личности Глеба Дроздова. Во время учебы он относился к нам как к своим детям. Когда мы стали работать в театре, кое-что изменилось. Здесь мы уже были на равных. Тем не менее, всегда продолжал следить за судьбой каждого из нас, старался помочь советом, поддержать, направить в нужное русло. При этом, он мог сказать тебе какую-то нелицеприятную вещь. Но делал это так, что обращается к личности, а не просто студенту, или начинающему актеру. И еще у Глеба Борисовича было одно редкое качество, которое я тоже не встречала – он был хозяин в театре в объемном понимании этого слова. Знал все про каждого – как человек живет, какие у него проблемы и трудности, чем ему можно помочь. В его глазах по отношению к нам всегда светилось что-то отеческое. Он был прямой, честный, мог в чем-то заблуждаться, способен был «укусить». Но всегда, когда понимал, что повел себя не так, имел мужество сказать: «Извините, был не прав». Когда он уходил из нашего театра, чувствовалось, что мы теряем почву под ногами. Теперь надо было самим отвечать за себя и держаться на плаву без чьей-либо помощи».

 

«У каждого человека есть какая-нибудь ассоциация с другим человеком, - говорит Валерий Потанин. – Глеб Борисович для меня - это такой ледокол, идущий вперед и конкретно знающий, куда ему нужно идти. Он был человеком сильной воли. Масштабность постановок Дроздова отличала его от всех предыдущих режиссеров. Он любил у актеров пластичность, острохарактерность, гротеск. Умел дать артисту точный манок будущей роли. И если исполнитель улавливал это, получалась очень интересная работа. Человеческие отношения с ним складывались по-доброму. К нему можно было прийти в любой момент. Он выслушает, улыбнется своей очаровательной улыбкой и всегда, при необходимости, поможет. У него можно было поучиться работоспособности, творческому риску в профессии, да и много еще чему».

 

Зрители со стажем до сих пор помнят спектакли Дроздова, такие как «Хроника одного дня», «Посеешь ветер», «Трамвай «Желание», «Дело Боброва», «Иркутская история», «Любовь, джаз и черт», «Третья патетическая», «Наедине со всеми» и многие другие. Большинство этих постановок сохранилось в памяти профессора Бронислава Табачникова. «Глеб Борисович до корней волос был театральным человеком, - говорит Бронислав Яковлевич. – Он изумительно ощущал зал, действительность, в которой ему приходилось творить и ту атмосферу, в какой жила тогда наша страна. Ему удавались постановки современного на тот период звучания, зарубежные пьесы. С русской классикой было несколько хуже. Он умел объединять вокруг себя талантливых людей. Стоит напомнить, что в одно время с ним в театре работал режиссер Валерий Соловьев, чьи спектакли «Слон» и «А зори здесь тихие», стали настоящими шедеврами. И не было у Дроздова никакой ревности к этим успехам. Он воспитал целую плеяду актеров, которые сегодня являются ведущими в Кольцовском театре. Глеб Дроздов оставил очень заметный след в истории нашего старейшего театра и яркие воспоминания о себе».

 

Так сложилась жизнь, что в 1984 году Дроздов вынужден был покинуть Воронеж. Но столь яркая личность не могла затеряться и в других городах. Очередной творческий взлет режиссера пришелся на Тольятти, где он создал свой театр, где провел последние годы жизни, и где обрел последнее пристанище. Все эти годы рядом с ним была его жена, выпускница Воронежского института искусств, сейчас уже народная артистка РФ Наталья Дроздова. «Так сложились то ли звезды, то ли Богу было угодно, что 27 ноября 1940 года родился такой уникальный человек. Как о нем часто говорили – человек мира, человек космоса. Он был личностью такого масштаба, что мог бы руководить страной. Я в этом нисколько не сомневаюсь. А уж в театре был непререкаемым авторитетом. Обожал актеров, считал их в театре главными людьми. Ненавидел фразу: «Актер должен быть голодным». В Глебе Борисовиче удивительным образом сочетались режиссерский и педагогический таланты. Такое редко бывает. А еще в его голове постоянно рождались новые идеи, он фонтанировал ими. Сейчас, когда по просьбе зрителей к его юбилею я, восстанавливая когда-то созданные им спектакли, все больше убеждаюсь в том, насколько они неординарны, ярки по форме и содержанию. Все в жизни решает, конечно, личность человека. Каждое утро я просыпаюсь и говорю: «Господи, спасибо, что в моей жизни встретился такой человек!» Он был для меня богом. Глеб был жестким руководителем, но при этом всегда старался понимать людей. А в обычной жизни был абсолютным ребенком – хулиганистым, заводным. Очень любил рыбалку. Говорил: «День без рыбалки – понапрасну прожитый день». Жить с ним было легко. Он обладал потрясающим чувством юмора, был очень образованным человеком. Умел дружить. У нас дома бывали многие известные люди: Муслим Магомаев, Генрих Боровик и другие. Десять лет, что я живу без него – тяжелые годы. Он уходил из жизни достойно. Зная, что умирает, прошел в театре по всем кабинетам, для каждого нашел особые слова. Мне сказал, что я должна заниматься педагогикой. Теперь и у меня немало учеников. Перед смертью он мне сказал: «Тебе будет очень трудно». Но я чувствую, что до сих пор он старается помогать мне откуда-то сверху. Я ощущаю его присутствие рядом».

 

 

«Воронежскiй телеграфъ».


Ранее в рубриках
В ВоронежеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.