Войти
Персона
18.02.2019 18:08
Анатолий Бородецкий: «У тех, кто предлагает снести Воронежский театр оперы и балета, наверное, проблемы с головой»

Анатолий Бородецкий: «У тех, кто предлагает снести Воронежский театр оперы и балета, наверное, проблемы с головой»

  • Текст: Анатолий Бородецкий
  • Фото: Юрий Данилов

Анатолий Бородецкий – главный архитектор Воронежа с 2002 по 2009 год. Автор множества архитектурных проектов, воплощённых в Воронеже, Набережных Челнах, Комсомольске-на- Амуре, Тобольске, других городах России. По нашей просьбе, он прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг Воронежского театра оперы и балета. Слово Анатолию Петровичу:

Снести и построить новый театр, кончено, можно! И на проспекте Революции можно всё поснести. Как только трещинка пошла – взял и снёс! Здание ЮВЖД – взял и снёс. Там трещин много. Вертикальных особенно. В Москве нужно тогда всё вообще посносить. Везде же здравый смысл нужен.

Если бы это здание находилось в аварийном состоянии – и тогда нужно было бы десять раз подумать. Но строительно-судебная техническая экспертиза, которую делали лет 13 назад, этого не указала. И Никулин («Экспертстройпроект») делал экспертизу недавно, всего несколько лет назад. Об аварийном состоянии речи не идёт. Есть трещины – это обычная вещь.

Откуда они?

Я был там в пятницу. То, что я увидел, меня поразило. Там водоотвод впереди, где шесть колонн стоят. Там вода уходит вниз! Не как положено ей по уклону уходить – в ливнёвку, а вниз! А что такое – взять и насытить водой грунты? У любых грунтов их физические свойства ухудшаются – несущая способность, например. Они проседают. А если грунты просадочные – то вообще крышка!

Вот стоит фундамент, в этом месте всё нормально. А в другом он чуть присел – на 2 сантиметра, и тут же побежала трещина! Из-за неравномерной просадки здания во время его эксплуатации. Она бежит по слабым местам – например, между окон. Вы можете хотя бы на здание городской администрации посмотреть.

Для чего делается везде отмостка? Чтобы вода не попадала под фундамент, чтобы он не проседал. Если не будет её – вода прямо вниз под фундамент пойдёт. Грунтовых вод там нет, к радости могу сказать. Там и быть их не может. Я дома в центре сажал и знаю, где они проходят.

Я не оперирую понятиями, в каком здание состоянии, я смотрю материалы обследования. Есть заключение – здание не находится в аварийном состоянии. Да, надо проводить мероприятия по его защите. Это не из ряда вон – это ОБЫЧНАЯ ВЕЩЬ, как с утра штаны надеть.

Что надо сделать? Надо, чтобы вода туда не попадала, это раз. Можно укрепить грунты под фундаментом. Способов укрепления множество! Есть современный способ инъектирования. Мы его собирались использовать при работе с Успенским храмом у водохранилища. Он-то стоит в воде! Можно это сделать – никаких проблем. Есть другие варианты – можно сделать боковые сваи. И в этом нет проблемы! В любом случае, любое здание можно укрепить.

Так какой смысл сносить? Где логика? Для чего? Цель какая? Я догадываюсь, это предлагают тогда, когда боятся. Снёс его, новый построил – никаких проблем. Разломал, всё собрал, вывез на мусорку и новый посадил. А деньги не считают? Некоторые говорят, что реконструкция дороже. Такое иногда бывает, может быть. Но здесь-то строительство! Это на порядок дороже.

У нас театру чего-то не хватает? Мне сказали – дополнительных площадей. Поэтому я сделал предложение – простое, примитивное до безобразия. Под Пушкинским сквером можно получить до 7,2 тысячи квадратных метров – три пролета по 4 метра. Сквер останется на месте – разобрали, положили верхнюю плиту, накрыли грунтом и вернули его назад! Внизу будет три этажа и сверху ещё 1,2-1,3 метра. Какие проблемы? Кстати, это недорого стоит, но никому это не интересно. А вот когда это будет готово, тогда можно сделать и реставрацию.

У здания весьма интересная конструкция – нужно сделать перепланировку внутренних помещений. Порядок там надо навести! Есть ещё вещи, которые меня в пятницу удивили. Я вижу, стоит колонна, и там горизонтальная трещина. Это значит, что-то давило с той стороны. Она не просела, нет. Я подозреваю, что это виноват противопожарный экран: то ли он у них перекосился, то ли вытащили его бочком. По современным нормам вообще стоит посмотреть – нужен ли он там.

Стенку заднюю, которую они хотят отодвинуть, я бы трогать не стал. Есть боязнь, потому что это стена несущая. Но варианты есть другие. Всё можно сделать, не уменьшая несущие способности этой стены.

Больше вопросов к эксплуатации здания. Им, наверное, деньги не давали. Мне сказали, я сам ещё не видел, но говорят, что там пожарные емкости стоят. Сейчас-то их можно не ставить, для этих целей есть гидрант, современное оборудование пожаротушения. Раньше пожарные ёмкости во многих зданиях стояли, было требование. Но их нормально убирали.

Здесь нужны реставрационные работы – привести внутри всё в порядок, чтобы там было приятно работать и находиться. Там высочайшая акустика, даже кресла из карельской березы. И вид у здания красивый! Я посмотрел другие театры оперы и балета – Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре. Кто-то говорил, что наш типовой, мне так стало смешно! ТИПОВОЙ –ЭТО КОГДА ОДИН В ОДИН! Фасады разные! Сама схема театра, она технологично похожа.

Могу сказать: здесь должны работать профессионалы! Проектировщики профессиональные должны быть. Меня ещё одна вещь смешит: оказывается, делал Гипропром году в 2006 где-то проект. Гипропром был институт высокого класса, крутейший, мы с ним, можно сказать соревновались! Это сейчас он уничтожен.

Они никогда плохо не делали!


Когда говорят: развалить, у меня первый вопрос – на основании чего? Почему его разобрать надо? Он в аварийном состоянии? И вам не стыдно? Это же объект культурного наследия! Его надо было внести уже давно. Павел Попов прав – это же уникальное сооружение. Большое красивое здание. Какие фасады! Это же красивейшее здание.

Меня это поражает. Я думаю – для чего это? С головой что ли плохо? Снести можно только тогда, когда строению крышка, когда оно в аварийном состоянии. А у нас – объект культурного наследия. У нас есть в городе объекты, которые очень слабо тянут на это звание, но они – объекты культурного наследия. Это наше достояние. Мы должны их сохранять. А мы спокойно взяли и не внесли театр в перечень! А в других городах – внесли.

Там насчитали на три миллиарда работы уже! А я сам общестроительную часть тоже подсчитал. Чисто монолитные работы посчитал. У меня получилось порядка 128-130 миллионов. Это только монолитные работы по зданию.

Мы получим красивое здание, не изменяя его формы, меняя только внутренние планировки. И еще дополнительную площадь порядка 7 тысяч квадратных метров. Внизу. Не меняя ничего, не поднимаясь наверх. И что самое интересное – такие здания функционируют! А наш Большой театр возьмем – у них с мозгами всё хорошо. Они тоже вниз ушли!

Что у людей с логикой? Я вам рассказал своё предложение – 220 штук свай по периметру.

По срокам это может быть и год, и полтора, и два. Тут дело в технологической стороне. Там есть специфичные вещи. Театр – это извините меня! Вот кинотеатров много, а театр такой один. И за ним смотреть надо! И делать по уму!

Наша задача – сделать такие общестроительные работы, чтобы защитить его. По укреплению – нет проблем. По стенам – тоже нет проблем. Это обычные вещи, типовые! Я видел два заключения и там всё нормально! Да, надо проводить работы, но там не сказано снести! Зачем вообще это всё изобретать, что, денег много?

Откуда появляются завышенные суммы?

Думаю, из-за боязни. Как перестраховка. Работать будет множество народу – всякое может случиться.

Я исхожу из простой логики. Как всегда это делали все проектировщики. Меня спросят, что надо сделать? Приведу пример. Допустим, у меня кухня маленькая. Квартира нормальная, а кухня маленькая. Может сделать перепланировку? Нет! Снести всё напрочь! Снести и новую построить. Проще? Да. Только денег стоить много будет.

Здание уникальное. Внутри – красота. Потрясающая акустика. А все технические вопросы решаемы! Специалисты, которые эксплуатируют здание, знают, чего не хватает. Что увеличить, что уменьшить, какие помещения убрать. И в подсобное здание возле рынка можно под землей проложить путь, чтобы не бегать по улице. Это тоже обычная вещь.


Объявление

Если вы окончили курсы массажа и хотели бы попрактиковаться на дому, то вам необходимо обзавестись массажным столом. Широкий выбор столов представлен на сайте http://beger.ru/catalog/massazhnye-stoly/. Можно выбрать стол, исходя из ваших финансовых возможностей.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЦентр культуры и искусства «Прогресс» предлагает премьерный спектакль Михаила Бычкова «Академия смеха»

«Академия смеха» – история о драматурге и цензоре. Первый пишет комедию, второй её правит.

В РоссииОбъявлена программа XIII Платоновского фестиваля

Театр из Казахстана покажет историю о великом казахском певце Ахане Серэ и трагической гибели его любимого скакуна.

В миреФильм предсказал гражданскую войну в США

Журнал Rolling Stone заявил, что «вы можете случайно принять» футуристический сюжет фильма за настоящее.

ОбществоПеред началом Великого поста в Прощёное воскресенье митрополит Сергий возглавил службу в Благовещенском соборе

После богослужения в кафедральном соборе Архипастырь обратился к пастве с проповедью.

ТеатрФёдор Добронравов отменил все спектакли до конца года после операции

В ближайшие месяцы артист будет проходить длительную реабилитацию.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 14-17 марта: и снова «Онегин»

По итогам своего второго уик-энда фильм даже превзошёл прогнозные ориентиры экспертов.

ПерсонаТатьяна Краснопольская: актриса для «Театрального романса»

Эссе о творчестве актрисы к 75-летию со дня её рождения написал Николай Тимофеев.

ЛитератураВышла книга «Как Гарри заколдовал мир. Скрытые смыслы произведений Дж. К. Роулинг»

Это настоящий путеводитель по духовным смыслам саги о Гарри Поттере.

МузыкаВ Воронеже отменили концерт Александра Малинина

Увы, такое случается уже не в первый раз. Воронежцы никак не могут попасть на концерт исполнителя.

Изобразительное искусствоДобрый мир Аллы Вербенко предстал на выставке в Воронежском институте искусств

Картины Аллы Вербенко доставляют эстетическое удовольствие и пронизаны заразительным оптимизмом.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеСпектакль Воронежского театра оперы и балета покажут на портале «Культура.РФ»

Прямая трансляция будет реализована в рамках национального проекта «Культура».