Войти
Персона
21.08.2018 12:15
Сергей Калугин: «Суть искусства – любовь и смерть»

Сергей Калугин: «Суть искусства – любовь и смерть»

  • Текст: Юлия Бочарова, Кирилл Нестеров
  • Фото: Кирилл Нестеров

В эти выходные в Костёнках прошёл фестиваль современной музыки «История ритма». Хедлайнером мероприятия стал рок-бард и философ, лидер рок-группы «Оргия праведников» Сергей Калугин. С музыкантом мы пообщались на непринужденном пикнике, где он угостил нас шашлыком. Поговорили о музыке, искусстве, простых и не очень истинах.

- На «Истории ритма» вы выступаете без группы…

- Сейчас у меня каникулы, и я обозначил, что могу выступить в процессе отдыха в некоторых городах. Вот ребята говорят: «А давайте к нам на фестиваль, раз вы всё равно мимо едете». Поэтому планов приезда группы не было. Вместе мы выступим в Воронеже осенью.

- Вы недавно отметили пятидесятилетие. Что изменилось в вашей жизни, когда перешагнули этот рубеж?

- Меня отпустил кризис среднего возраста. Мне стало на всё начхать. Что изменилось после пятидесяти лет? Я разучился говорить. До этого я говорил очень много, а сейчас перестал видеть в этом смысл.


- Как вы определяете цель вашего творчества? Изменилась ли она с течением жизни?

- О целях не задумываешься, когда делаешь то, что доставляет тебе колоссальную радость. Проживается какой-то опыт в течение жизни, он открывает путь к новым осмыслениям, образам и так далее. Из них ваяется нечто, чего в этом мире ещё не было. Момент, когда ты делаешь что-то, чего не было, а теперь есть, это самая большая награда и самое большое счастье. Я не могу сказать, что в этом цель, но итог завораживает, заставляет этим заниматься. Целая история – эту радость грамотно зафиксировать, это тоже большое удовольствие, очень смачный процесс. Если кто-то получает невероятное откровение, не умея играть и петь, это откровение остается подарком только для них самих. В этом смысле, цель очень простая – подарок силы от человека к человеку. Это цель любой человеческой деятельности, не только пения под гитару или с группой, но и хирургии, и... не знаю, вождения самосвалов. Всё, что мы можем делать – это делиться силой друг с другом. И таким образом мир менять. Это могло не осознаваться в какой-то момент, а сейчас я понимаю, что делаю и зачем.

- Считаете ли вы, что музыкант, как любой творческий человек, ответственен за те идеи, которые он несет людям?

- Творчество – процесс созидательный. Имитация творчества – процесс несозидательный. Этим искусство отличается от неискусства. Что такое попса? Это нетворческое использование творческих открытий других людей для извлечения личной прибыли. Художник тоже может извлекать прибыль из того, что делает, это абсолютно нормально и законно. Но это продукт его труда, а не осознанная спекуляция на чужих открытиях.


- Каково сейчас живется самобытным музыкантам?

- Хреново.

- Так всегда было? Или, когда вы начинали выступать, выживать было легче?

- Тогда было трудно, и сейчас не фонтан. Но мы столько лет долбились в стену, что намяли себе определенную аудиторию, которая позволяет нам держаться на плаву.
К сожалению, концерта в Уэмбли у нас пока ещё не было. А, как вы понимаете, любой рок-музыкант, пока не сыграл в Уэмбли для пятидесяти тысяч, может считать свою жизнь спущенной в сортир. Таково внутреннее восприятие.

- Но если человек написал песню, которая помогла хотя бы кому-то пересмотреть свою жизнь или просто выжить, он уже сделал всё, что нужно.

- У Максима Горького в романе «Мать» была гениальная фраза: «Справедливо, а не утешает». Вот это тот самый случай.

- Современное общество сейчас меняется очень быстро. Если человек не успел или не сумел адаптироваться, он оказывается в моральном тупике. Как вы оцениваете эту ситуацию? Есть ли выход?

- Нет смысла гоняться за временем. Его всё равно не догнать. Стоит делать только то, что у тебя действительно прёт. Знаете, в Ворошиловском районе Москвы, где я вырос, был замечательный сумасшедший, Боря Каутов. Его поклонниками были все металлисты нашего района. Он говорил так: «Песни надо писать. Пластинки писать. Хорошие песни надо писать. А плохие песни писать не надо. Плохие песни надо выкидывать». Следуя этому совету в любой деятельности, можно не париться вопросом – догнал ты время, не догнал… Я не видел по-настоящему счастливых людей среди тех, кто «задрав штаны, бежит за комсомолом» и пытается успеть везде. Они, как правило, довольно смешны. Джентльмен должен слегка отставать от времени – сказал кто-то из знаменитых денди.

- Сейчас в обществе есть тенденция к упрощению уровня ценностей и общей культуры. Это следствие снижения образованности или госзаказ? И что с этим делать?

- Это достаточно примитивная политика. Всю жизнь власти понимали, что баранами управлять проще, и поэтому направленно их высеивали. Ещё с Древнего Китая… Знаете эту историю?

Было два соседних государства, и в одном была тишь да гладь, да Божья благодать, а в другом постоянно какое-то безобразие. Император государства, где была смута, направил посла в ту страну, где спокойно, спросить совета у тамошнего царя, как поступать. Вернулся гонец и говорит: «Владыка, я задал вопрос, но он мне ничего не ответил». «А что он делал в тот момент, когда ты спрашивал?» Гонец отвечает: «Мы шли по полю, заросшему одуванчиками, у него в руке был прутик. Когда он видел одуванчик, который выше других, он сшибал ему головку». Император говорит: «Все, спасибо, я получил ответ». Так власти поступали всегда. Другое дело, что у них инструменты более совершенные стали. Умеют контролировать сознание лучше, чем раньше. Это один момент.

Второй момент – человеческая лень. Она всегда была, есть и будет. Я по себе знаю, что серьёзный фильм посмотреть очень сложно. Лучше про звёздные войны, для отдыха и развлечения. Но если я себя преодолел, посмотрел хороший фильм, я потом благодарен и признателен. Этот фильм сделал меня больше. Но мне было трудно. Мне пришлось мучиться. Расширение всегда происходит через болевые ощущения. Поэтому инерция сейчас более грамотно используется контролёрами дискурса, чем раньше.


- К чему стоит стремиться сейчас, чтобы выжить в этом меняющемся мире?

- К тому же, к чему и всегда – чем больше любви, тем лучше. Какое слово чаще всего встречается в Евангелии? «Радуйтесь». Эта штука побеждает абсолютно всё.

- Улыбайтесь, это всех раздражает?

- Насильно натягивать улыбки, как советуют горе-психологи сорокалетней давности, конечно, не нужно. Покой сердца, «радость в сердце, легкость в теле, свет истины в уме». Все рецепты давно известны – хорошие книжки, путешествия, хорошие люди, выключить на хрен телевизор. Не шариться без дела по интернету.

- Вы в одном из интервью говорили, что многие песни русского рока используют эзопов язык. Раньше надо было писать так, чтоб не посадили. А сейчас?

- Сейчас начали писать у нас, как во всем мире – прямо и по делу. Это необходимый этап, и, если какие-то красоты будут употребляться, то осознанно, а не для того, чтобы что-то скрыть или завернуть в какие-то обертки.

- Возможно, эзопов язык обогащает нашу музыкальную поэзию…

- Любые рамки обогащают. Самая изысканная поэзия – арабская, а она регламентирована вплоть до образа. Тем не менее, именно там возникает полёт. Потому что чем уже рамки, тем больше напор воды в трубе. Цензура в этом смысле благо, и преследование – благо, потому что оно заставляет шарики крутиться, искать какие-то пути. Но как-то раз мы говорили с одной девушкой, очень хорошим богословом, об ощущении счастья, которое живет в страдании, и наоборот. Она сказала так: «Самое большое наслаждение в жизни я испытывала, когда расчесывала экзему. Не могу сказать, что это естественный процесс. Всё-таки лучше не испытывать такого рода наслаждение, пусть у тебя будет здоровая кожа». Так и здесь – вынужденные рамки порождали удивительные цветы на почве культуры, но цветы болезненные. Надо отдавать себе в этом отчёт. Интересно, что произойдет в дальнейшем – сейчас опять гайки закручивают, опять понадобятся все эти эзоповы языки и так далее.


- Творческому человеку придётся более изощренным способом доносить свои мысли?

- Если ты хочешь показать кукиш властям. Но это совсем не обязательно делать. Можно просто заниматься искусством, транслировать силу и любовь, не входя в конфликт с социумом. До поры до времени – в конце концов и это может начать кого-то раздражать. Сам факт искусства, он уже раздражает, разрушая политику оболванивания. Бывает, власть ярится настолько, что начинает не просто игнорировать, а убивать, как это было в тридцатые годы. Но пока этого не происходит, кролик может поскакать немножко. Оппонирование властям – не тема для искусства. Оно может энергетическую подпитку давать человеку, ощущение, что он в боевой стойке. Но за это ценить его не будут. Власть сменится, это станет неактуально. Важным будет то же, что всегда – любовь и смерть. Эти две темы – суть искусства.

- Метафоричность – особенность русской поэзии?

- Совок чем был страшен? Он не просто за прямые покушения на себя репрессировал, он не допускал любые выходы за рамки определённой тематики. Религиозное, духовное всё было прикрыто. Но вода дырочку найдёт. Была запрещена жизнь плоти в любых проявлениях, запрещён дух. Что остается делать, когда нет ни духа, ни плоти? Приходится петь о Любви. А Любовь – это Бог. Поэтому советские тексты оккультны в высшей степени. Они бесплотны, потому что без телесного низа, и, как суфийские поэты, вещают о Боге. Берёшь самую пошлую советскую шансонетку и читаешь:

«О любви не говори –
О ней все сказано.
Сердце, верное любви,
Молчать обязано.
О любви не говори,
Учись владеть собой.
О любви не говори.
А молчать не в силах – пой!»

Это мог бы написать Руми или Ибн Араби. Поэтому намертво перекрыть кислород не получится. Поэт всегда найдёт способ донести до людей свои идеи. Если, конечно, он настоящий поэт.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже отменили фестиваль «Открытый театр»

Он должен был пройти 30 сентября в Центральном парке города (бывшем «Динамо»).

В РоссииДиректор музея Рахманинова в Ивановке подарил Тамбовской области выкупленные им земли вокруг усадьбы композитора

По словам директора, деньги были не только его. Их собирали всем миром в течение семи месяцев.

В миреНу и дела: Шайа Лабаф расстался с женой и сошёлся с бывшей подругой Роберта Паттинсона

Как сообщают таблоиды, Паттинсон не ревнует, а наоборот, радуется за FKA Twigs.

ОбществоЦентробанк обнаружил в банке «Воронеж» пропажу полутора миллиардов рублей

«Дыра» в лишённом лицензии и признанном банкротом банке достигла 3,7 миллиардов рублей.

ТеатрВся история воронежской «Антрепризы» представлена в юбилейном буклете

Буклет издан к 20-летию Творческого центра и содержит информацию обо всех спектаклях и персоналиях.

Кино и телевидениеИтоги телевизионной недели 17-23 сентября: «Голос. 60+» и «Замуж за Бузову» – два полюса зрительского внимания

Рейтинги спецпроекта ТНТ падают, но не так катастрофично, как у программ о классическом искусстве.

ПерсонаВ Москве открыли мемориальную доску выдающейся актрисе, уроженке Воронежа Ие Саввиной

К сожалению, в Воронеже мемориальных досок в её честь нет, память об актрисе не увековечена.

Литература«Повестка дня» Эрика Вюйяра – книга о том, как люди своей покорностью и трусостью мостят дорогу преступному тоталитаризму

Эрик Вюйяр выступает не только как писатель, но и как дотошный историк, тщательно собирающий факты, детали, подробности.

Музыка«Филармония будущего» открыла маленьким слушателям «Тайны старой скрипки»

Концертом 23 сентября открыл сезон 2018/2019 абонемент № 3 для самых маленьких.

Изобразительное искусствоВладимир Гончаров приглашает воронежцев на свою персональную «китайскую» выставку

Укрепление дружеских связей с Китайской народной республикой делает эту выставку актуальной вдвойне.

Зал ожиданияВ Воронежской филармонии выступит китайский вундеркинд

Юный пианист исполнит Первый концерт Прокофьева, место за дирижёрским пультом займёт Орхан Шаллиель (Турция).

ГлавноеАлександр Гусев: Платоновский фестиваль прежним не будет

Губернатор Воронежской области провёл пресс-конференцию, дав откровенные ответы на вопросы журналистов.