Войти
Персона
18.09.2010 16:53
Николай Симонов с удовольствием работает в Воронеже

Николай Симонов с удовольствием работает в Воронеже

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Юрий Данилов
  • Правка

 

С замечательным театральным художником Николаем Симоновым я была знакома только по его работам – ярким, современным, парадоксальным. Познакомилась лично на открытии нашумевшей выставки традиционного костюма «Народный…Нарядный…Обрядовый» в музее имени Крамского. На следующий день  по приглашению художника я пришла в Камерный театр, где Симонов работает над сценографией спектакля «Циники» по роману Анатолия Мариенгофа. До премьеры, намеченной на 8 октября, осталось совсем немного.  Мы беседовали во время одной из  репетиций. В это время хозяин кабинета – Михаил Бычков – работал с актерами.

 

 - Николай Игоревич, как  бы Вы определили суть понятия «современная сценография»? В чем ее принципиальное отличие от сценографии 80-х, 90-х годов?

 

 - Я бы не делил сценографию на периоды. Хотя, конечно, многое меняется. В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов Давид Боровский, Валерий Левенталь и другие крупные театральные художники сделали сценографию еще одним действующим лицом спектакля. И порой об оформлении говорили больше, чем о самой постановке. Это было время мощного подъема сценографии – и не только в России. В Чехословакии, если помните, в это время творил  художник  Свобода. Сценография перестала быть просто декорацией.

 

 - В чем ее сегодняшние особенности, родовые черты?

 

 - Сейчас  у сценографии нет единого вектора движения. Художники работают на грани современного искусства объекта и создания среды для актера. Спектакль рассматривается как важный, активный, взаимодействующий с актером и со зрителем фон. На мой взгляд, сценография не должна быть самодостаточной, отдельно живущей. Не должно быть у нашего брата такой позиции,  что, мол,  вот я, большой художник, а вы – действующие единицы. Это, как правило, скучно. А когда все в комплексе – тогда это органично и интересно.

 

- В Вашем спектакле «Электра и Орест», который вы делали в этом театре (Камерном – Е.Д.), активно используются современные технические средства. Вы считаете, что сценография должна идти в ногу со временем? Или можно довольствоваться раскрашенными тряпочками?

 

 - Театр – абсолютно синтетическое искусство. Оно подбирает все, что лежит вокруг. Появилась видеопроекция – она должна войти в театр. Появится голография, трехмерное изображение, другие технологии – все должно попасть в театр. Он как губка.  Или, если хотите, это маленькая модель государства.

 

 - С кем из режиссеров Вам интересно работать?

 

- Сейчас мне интересно работать с Михаилом Бычковым. Мне интересно с ним разговаривать. А из этого разговора возникает процесс,  коллективная работа. Театр – коллективное искусство.

 

- Над чем Вы будете работать в ближайшее время, кроме столь ожидаемого спектакля Воронежского Камерного театра «Циники»?


- Я не очень люблю говорить о своих планах. Сейчас работаю над «Циниками». Только что мы закончили работу над оформлением выставки традиционного костюма.

 

- Почему  Вы на это согласились?

 

- Михаил Владимирович (Бычков - Е.Д.) убедил. Я заинтересовался.  Работал как с декорациями. Выставка ведь тоже одна из форм современного искусства. Сначала, конечно, удивился.  Если бы мне позвонили и сказали: «Николай, не могли бы вы приехать, помочь расставить вдоль стенок манекены?», я бы, конечно, не согласился. Но в данном случае мне был дан карт-бланш. Поначалу проект не приняли, попросили что-то попроще. Но, к счастью, все произошло так, как произошло.

 

- Ваше творческое кредо?

 

- У меня нет творческого кредо, у меня есть жизненная позиция.

 

- И какая же?

 

- В трех словах не объяснить. Если коротко,  я работаю с увлечением, когда интересно мне, интересно людям, когда ставятся сложные задачи. А что касается кредо… Попробую все-таки сформулировать… Пожалуй,  честная работа.

 

- Кто из современных театральных художников, на Ваш взгляд, работает наиболее интересно?

 

- Саша Шишкин в Питере. Мы  с ним даже в чем-то  похожи. Кто еще? Зиновий Марголин, Юра Гальперин. Кстати, это мои друзья.

 

- Что бы вы могли пожелать своим молодым коллегам, которые делают первые шаги в профессии?

 

- Удачи.

 

 -  Она нужна не только сценографам. А еще?

 

 - Ну, это главное. Иногда вроде и талант у человека есть, а никто его не видит, не знает, потому что нет удачи и нет режиссера. Художнику надо поставить задачу и сказать: «Работай!» И тогда все получится.

 

 

 

Симонов Николай Игоревич.

 

Окончил театрально-декорационное отделение Художественного училища имени М. Грекова в 1985 году. В 1987 году стал главным художником Вологодского ТЮЗа. В 1989 году перешел в Краснодарский драматический театр, а в 1990 — в Ростовский областной академический молодежный театр, где был главным художником в течение 12 лет. За этот период оформил около 60-ти спектаклей.

С 2002 года живет и работает в Москве.

С 2000 года оформил спектакли: 
«Пластилин» и «И. о.» (Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина),

«Откровенные полароидные снимки» (Театр имени А. С. Пушкина),

«Сладкоголосая птица юности», «Голая пионерка», «Антоний & Клеопатра. Версия» (театр «Современник»),

 «Демон» (Театральное Товарищество 814),

«Терроризм», «Мещане», «Изображая жертву», «Лес», «Господа Головлевы», «Человек-подушка (Pillowman)» (МХТ имени А. П. Чехова),

«Жанна ДАрк на костре» (Проект фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», Московский международный дом музыки),

«Возвращение Персефоны» (Проект фестиваля «Черешневый лес», Московский международный дом музыки),

 «Мистерион» (Проект фестиваля «Территория», Концертный зал им. П. И. Чайковского),

«Фигаро. События одного дня» (Театральная компания Евгения Миронова),

 «Фальстаф» (Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург),

 «Демон» (Cпециальный проект Nokia 8800 Sapphire Arte, в помещении «Арсенала»),

 «Станция», «Богини из машины (Deae ex machina)» (Проект фестиваля «Территория», ЦСИ ВИНЗАВОД), режиссёр — К. Серебреннико,

«Воскресение. Супер» — режиссёр Ю. Бутусов (Театр п/р О. Табакова),

«Последний день лета» — режиссёр Н. Скорик (МХТ им. А. П. Чехова),

 «Примадонны» — режиссёр Е. Писарев (МХТ им. А. П. Чехова),

«Заяц. LOVE STORY» — режиссёр Г. Волчек (театр «Современник»). 


Лауреат молодежной премии «Триумф» (2002), «Хрустальная Турандот» (2005), «Чайка» (2005).


Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.