Войти
Персона
07.11.2017 11:04
Эдуард Пашнев: «Верю в литературу»

Эдуард Пашнев: «Верю в литературу»

  • Текст: Алексей Фирюлин
  • Фото: yarcult.org, culturavrn.ru

Несколько дней в конце октября – начале ноября в Воронеже провёл наш известный земляк – писатель, драматург, сценарист Эдуард Пашнев, ныне живущий в Калифорнии. Несмотря на возраст (84 года), Эдуард Иванович – деятелен, мобилен, настроен на работу. О чём и рассказал при встрече с нашим корреспондентом.

- Эдуард Иванович, в 1950 году Вы окончили ремесленное училище, а после армии поступили в Литературный институт имени А.М. Горького. Почему вы выбрали именно литературу, а не промышленность?

– Да, я закончил ремесленное училище № 10 при заводе «Электросигнал» (нынешний Воронежский политехнический техникум). В нем я проучился два года и получил диплом фрезеровщика-универсала, а после училища меня призвали в армию, на Дальний Восток. Служил я радистом и вот, сидя за машиной РСБ-5, начал сочинять частушки. В городке Арсеньеве (он располагался неподалеку), была местная газета «Коммунистический путь», в ней я начал публиковать свои частушки. С этого и начался мой «литературный путь».

- Почему позже изменили поэзии и обратились к прозе?

– В литинститут я поступал как поэт, меня приняли на семинар поэзии Льва Ошанина, но в процессе занятий я стал писать прозу – мне это ближе. Написал «Ньютоново яблоко», а мой сосед был из семинара Льва Кассиля, и он говорит: «Давай, переходи к нам». Он отнёс мои материалы, рассказы, повести Кассилю, и тот взял меня к себе. Моя первая книга «Хромой пёс» вышла с его предисловием.

- Творческий кризис. Два слова, которые способны напугать любого художника. Как Вы считаете, творческий кризис реален или это хорошо замаскированная лень?

– Определённо, это реальность, и творческий кризис, и страсть к писательству – это всё рядом. Если вам не пишется, то садитесь за стол и всё равно пишите. У меня бывали такие случаи. Я жил в этой квартире, а когда меня не было, то мать приносила мне борщ, помидоры и оставляла записки, а я их сохранял. И вот, я взял папку с записками матери и стал рассматривать – так и написал рассказ о ней. Творческий кризис он есть всегда и у всех. У любого писателя много задумок, если не пишется одно, то напишется другое. Ну, а лень… Как вы знаете, «ленивые люди – самые талантливые».

- Вы были главным редактором газеты «Магазин-клуб». Расскажите немного о создании газеты, существует ли она сейчас?

– Мы с Глебом Борисовичем Дроздовым создали театр «Колесо» в Тольятти. Этот театр был со статусом «культурный центр». Я собрал вокруг себя тольяттинских писателей, мы начали встречаться, так и получилась газета «Магазин-клуб», она была при театре, а я был в ней главным редактором. Сейчас её уже нет, но есть журнал «Город». В нем всё про Тольятти, но также публиковался мой киносценарий «Дьявол» по повести Льва Толстого.

- В книге «Человек в коротких штанишках» у Вас есть такая фраза: Если один человек любит другого, он должен обязательно его хоть изредка сажать на сервант. Как её понимать? И почему на сервант?

– У детей всегда вызывает восторг, когда их поднимают высоко, а для меня удовольствием было поднимать свою племянницу, сажать её на сервант и смотреть, как она радуется.


- С 2001 года вы живете в Сан-Франциско. Расскажите, почему вы приняли такое решение – жить в США?

– Никакого решения я не принимал. Сын моей жены Дмитрий Кирпотин – ученый-биохимик, его пригласили на работу в Америку, он уехал и очень быстро стал успешным. Мы с его матерью, моей женой, жили в Москве. Лет 15 спустя он позвонил и спросил: «Мать, ну чё, вы едете?». После мы начали оформлять нужные документы для поездки. И долго не решались ехать. Так прошло ещё лет пять, а сын звонит и спрашивает: «Мать, ну вы что там, с ума сошли? Люди на преступления идут, чтобы поспасть в Америку, а вы всё не едете». И нам прислали бумагу, что если мы сейчас же не поедем, то нам закроют «окно». Мы собрались и поехали.

- Почему остались и сложно ли было адаптироваться в другой стране?

– Почему остались? Интересно же посмотреть на другую страну. Адаптироваться было не сложно. Жизнь в Америке ничем не отличается от жизни в России. ТАМ все так же, как и здесь: для стариков бесплатный проезд на автобусе, хочешь московского сырку или моченых яблок, – зайди в русский магазин и купи. Там есть всё для жизни русского человека.

- Есть ли у Вас любимое место в Сан-Франциско, где бы Вы могли подумать, побыть наедине со своими мыслями?

- Нет такого, чтобы я мог побыть наедине с собой. Но я часто езжу в казино через всю Калифорнию. Вот, вся она – её зеленые холмы, олени, которые ходят вдоль дороги, птицы, дикие зайцы, что прыгают вокруг людей на остановках. Там следят за животными. Вся Калифорния – сказочное место, где нет зимы и лета. Всегда либо осень, либо весна из-за холодного течения, которое создает атмосферу уютного тепла. Но если ты хочешь вспомнить снег, то тебе нужно ехать в городок Рино. Помню, наблюдал такую картину – из-за сильной заснеженности перевала, автобусы остановились на специальной стоянке. Люди смотрят телевизоры, и тут подходят олени, настраивают антенны ушей, а на холме стоит и наблюдает за всем матерый олень. Вот такая вот она – Калифорния.

- А назовите три любимых места в Воронеже.

- Яхтклубовский переулок, здесь я жил, когда мы с матерью вернулись в разрушенный Воронеж. Это одно из любимых мест города. Да всё в Воронеже – самое любимое. Понимаешь, Америка очень красивая страна, но здесь родное. Я с Воронежем будто пуповиной связан.

- Поделитесь самым удивительным открытием детства.

- Мы собирали с товарищами винтовки, учились из них стрелять. Однажды с другом плыли на лодке по реке, а вода была прозрачная, и я увидел большую рыбу, мне захотелось выстрелить в нее. Я и выстрелил, но пуля отрикошетила от воды, обрызгав меня. Это было удивительно, и я понял, что стрелять в воду нельзя.

- Кое-кто на Западе утверждает, что русские люди – злые. Согласны ли вы с этим?

– Общение с американцами оставляет у меня лишь приятные ощущения. Я часто встречаюсь с ними в казино. Они спрашивают: «Откуда ты» и когда я отвечаю, что из России, то многие начинают вспоминать, что у кого-то прадедушка из России, у кого-то бабушка. Это срана эмигрантов. Они очень дружелюбны. Нельзя про всех русских говорить, что они злые, это не так.

- Есть ли у современной русской литературы будущее?

- В нашем доме есть книжный, спустился туда, хотел взять книгу в самолёт, но посмотрел и понял: с литературой нужно кончать. Ведь всё уже написано и хорошо написано, всё прекрасно издано, большое разнообразие и богатство литературы. И добавить-то вроде нечего. Но для меня литература – вера. Вот есть люди, которые верят в Бога, в дедушку, который сидит на облаке, а я верю в литературу. Я верю в неё как верующий. Для меня наслаждение находить важное и нужное в книгах, да и самому писать.

- В 2013 году в нашем журнале, в рубрике «Персона» появилась статья о вашем творчестве. Вы сказали о задаче на будущее: «Дописать роман, который пишу всю жизнь, с литинститутских времен». О чём этот роман и когда нам стоит его ждать?

- «Дунька», роман о женщине из деревни, которая стала сотрудничать со спецслужбами. В общем, вся её жизнь с детства до распада СССР. Я лично её знал, мы вместе работали в газете. Этот роман – история неудачной жизни обычной деревенской женщины. Когда? Меня многие об этом спрашивают, но вот… он написан, даже больше скажу, когда он был написан, его рекламировали в журналах, его взялось издавать Центрально-Черноземное книжное издательство, но потом подул ветер перемен, и мой роман так и не был издан. Я начал писать его заново, так как понял, что в том виде, в котором он был, его не опубликовать. Много правок, дополнений, но… работаю…

Эдуард Пашнев – автор более тридцати книг стихов и прозы для детей, двадцати пьес, трёх киносценариев. Книги его изданы в Японии, Германии, Болгарии, Чехии, Словакии, Литве, других странах. При этом Эдуард Иванович неизменно помнит о родном Воронеже и каждый год, хоть на несколько дней, приезжает повидаться с ним.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеПроекту воронежского легкорельсового метро придано ускорение на международном уровне

Российские и японские чиновники обсудили в Москве проект строительства метро в столице Черноземья.

В РоссииКсения Собчак сравнила телевизионные программы Владимира Соловьёва с сортиром

Соловьёв поддался на провокацию, быстро завёлся и фактически подтвердил сказанное.

В миреРоссия больше не победитель Олимпиады в Сочи

Олимпийцы России уступили норвежцам первое место в неофициальном общекомандном зачёте Зимней Олимпиады 2014.

ОбществоСообщение о заражении пестицидами Воронежского заповедника оказалось «уткой»

По результатам лабораторных исследований проб воды, почвы, речной рыбы наличие ДДТ не подтвердилось.

ТеатрПосле премьеры спектакля «Тот самый день» Кольцовский театр приглашает поговорить на самые острые темы

Получит продолжение свежий проект театра «ПоговоримПослушаем», начало которому положило обсуждение «Гамлета».

Кино и телевидениеСенсационные итоги четверга в российском прокате

На первое место вышел фильм, который не принадлежал к числу фаворитов проката.

ПерсонаРежиссёр Дени Вильнёв не понял, в чём причина неудачи его фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Возможно, сказался большой хронометраж. А может быть, фильм оказался слишком умным.

Литература«Одна среди туманов» – пронзительный роман мастера романтической прозы Карен Уайт

Это история о силе характера, о женском счастье, о мечтах и надеждах, не всем из которых суждено сбыться.

МузыкаМолодые композиторы Воронежа презентовали своё творчество

Среди творцов были и совсем юные авторы музыки, лишь недавно вступившие в объединение «МолОт – Воронеж».

Изобразительное искусствоВыставка Воронежского союза художников стала событием в жизни ВГУ

Восьмая подобная экспозиция оказалась самой крупной и представительной.

Зал ожиданияДни научного кино в ВГУ затронут главные проблемы человечества и жгучие тайны планеты

Путём предварительного голосования определено семь фильмов, которые можно будет увидеть с 4 по 8 декабря.

ГлавноеНадежда Коровина-Колеман: «Опера – искусство для избранных!»

Исполнители главных партий в спектакле «Тоска» встретились с представителями воронежских СМИ.