Войти
Персона
10.04.2017 09:54
Полина Шамаева: «Во время работы над «Пассажиркой» мне снились кошмары»

Полина Шамаева: «Во время работы над «Пассажиркой» мне снились кошмары»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

Она молода, красива, умна, талантлива. Сегодня Полина Шамаева – одна из самых востребованных певиц в России. Только за сезон 2016–2017 солистка «Новой оперы» спела партию Кристины в премьерном спектакле театра – опере «Пассажирка» Моисея Вайнберга, Фёдора в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского, Стефано в «Ромео и Джульетте» и Зибеля в «Фаусте» Шарля Гуно.

А ещё получила специальный приз на конкурсе Евы Мартон в Будапеште: стала приглашенной солисткой Венгерской государственной оперы, и уже в июне будет петь там партию Композитора в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса. Побывала на гастролях в Испании, выступила с сольными программами в Москве и Ярославле.

8 апреля Полина Шамаева спела в зале Воронежской филармонии. Концерт состоялся в рамках проекта «Воронежские имена», который представляет слушателям выдающихся земляков, получивших международное признание. Больше десяти лет назад Полина окончила колледж имени Ростроповичей, который дал ей пропуск в большую музыкальную карьеру.


На сцене филармонии Шамаева блистала в разнообразном репертуаре, демонстрируя лёгкий подвижный голос благородного тембра, тонкий артистизм, природный интеллект и обаяние. Ей удаются и острохарактерные западноевропейские образцы вокальной музыки: остроумный тост Орловского из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, страстная ария Консепсьон из оперы «Испанский час» Мориса Равеля. Особой глубины и проникновенности она добивается в русском репертуаре: песне и частушках Варвары из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина и романсе Женьки из оперы «А зори здесь тихие» Кирилла Молчанова. Звучали в программе и такие коронные для меццо-сопрано номера, как Сегедилья и Хабанера из «Кармен» Жоржа Бизе и «Гранада» Августина Лара. Великолепно аккомпанировал певице Воронежский академический симфонический оркестр, эффектно и точно передавая настроения и краски каждого произведения. За дирижёрским пультом в этот вечер был художественный руководитель театра оперы и балета Андрей Огиевский.


- Это удовольствие – петь с оркестром, – признается Полина. Особенно с таким, как воронежский симфонический: он поддерживает меня, разделяет мои эмоции. Я люблю, когда происходит такой взаимообмен. Мне очень приятно, что музыканты оркестра отзываются, и мы это делаем эмоционально вместе.

- Каждый человек проходит испытание огнём, водой и медными трубами. Не все с честью выходят из последнего. Что помогает вам?

- Я достаточно рано начала работать – уже на третьем курсе музучилища в Воронеже. Мы пели в храме с некоторыми девочками. Пели каждое утро и вечер, надо было все время держать себя в тонусе, чтобы успевать учиться и работать. То же самое было потом в Москве, когда я поступила в академию хорового искусства имени Попова. Несмотря на то, что училась на двух отделениях – хорового дирижирования и сольного пения, было много разных работ: это и пение в храмах, и озвучание мультфильмов, и участие в разных концертах – даже в качестве бэк-вокалистки на концертах в Кремлёвском Дворце. Этот опыт мне помог.

- А кто вас заметил, вывел на сцену?

- Это произошло как раз в училище. И я благодарна своим воронежским педагогам – Тамаре Олеговне Ждановой и Ирине Викторовне Лещёвой. Мы спели с Антониной Весениной «Глорию» Вивальди: это был первый большой опыт сольного выступления с оркестром. Тогда в Воронеж как раз приехал Мстислав Ростропович. Нам дали шанс. И мы его оправдали. А вообще любовь к музыке и веру в то, что у меня всё получится, я получила ещё в школе, когда попала к замечательному педагогу – Татьяне Александровне Кондратьевой. После этого я поступила в музыкальное училище.

- Кто у вас остался в Воронеже?

- Моя семья: мама с папой, младшая сестра и бабушка.

- То есть, вы возвращаетесь домой не в ностальгическом смысле. А как вам здесь поётся?

- Выступать здесь, конечно, сложнее, чем в других местах. В Воронеже знают, какой я была раньше. Это особая ответственность. Здесь слушают внимательнее, чем в других городах.


- Как настраиваетесь на концерт? Что держит в тонусе?

- Конечно, желательно выспаться. Но не всегда удается, потому что у меня маленький ребёнок. Бывают ситуации, когда ты понимаешь, что готов рухнуть перед сценой. Но ты должен собраться и идти.

- В этом сезоне вы спели партию Кристины в опере Моисея Вайнберга «Пассажирка». Чем запомнилась эта работа?

- Нас так назначили на роли, чтобы нам не пришлось кого-то изображать. Мы визуально и внутреннее подходили под тот персонаж, который был нужен режиссеру Сергею Широкову. Я играла старосту Кристину. Для меня это привычное амплуа: я была старостой и в школе, и в училище. И в спектакле я защищала своих девушек, боролась с надзирательницей. Сложность заключалась в том, что нас снимало телевидение: 24 камеры, мы практически были киноактёрами. Нас снимали во время спектакля, чтобы передавать изображение на большой экран. Пение – не очень эстетичное зрелище, оно предполагает широкое открывание рта и так далее. А тут ты должен следить за своей мимикой, чтобы нести образ через всю оперу. Ну и, конечно, сама тема сложная: Освенцим. Поначалу я старалась не думать об этом. Выучила нотный материал, но не хотела в это погружаться. Но в процессе работы настолько вжилась в свой образ, что мне стали сниться кошмары. Мне снилось, что мы в лагере, нас ведут на расстрел. Когда работа над постановкой закончилась, стало немного легче. 15 мая «Пассажирка» снова будет идти в «Новой опере», так что опять придется погрузиться в эту тему. Для меня это огромный опыт.

- А чем запомнились гастроли в Испании?

- Мы пели духовную программу в рамках культурного обмена между Россией и Испанией. Это русская духовная музыка: от знаменного распева до современных композиторов.


- В одном интервью вы признались, что очень любите Баха. Его музыка для вас – средство гармонизации мира?

- Вообще – это математическая музыка. Я её так воспринимаю. Я, конечно, привношу в неё эмоции, потому что не могу без них. В январе я участвовала в исполнении Рождественской оратории Баха в Московском международном Доме музыки. С нами работал интересный дирижёр, немец – Ханс-Кристоф Радеманн, он возглавляет Баховскую академию в Штутгарте. Я начала готовиться к этому проекту за полгода с коучем театра «Новая опера» Татьяной Сотниковой. Бах очень сложно ложится на голос. Здесь должна быть выверена каждая нота, чётко распределена фраза, немецкий текст, всё должно быть донесено.

- А как немецкоговорящий дирижёр отнесся к вашему немецкому языку?

- Я, конечно, очень волновалась, ведь как бы мы ни старались, акцент всё равно есть. Но он остался доволен.

- А почему Бах – это математическая музыка?

- Потому что у него всё выверено, всё четко. Нет места страстям. Может быть, от того, что он так много всего написал и знал, как надо. Мне доставляет удовольствие исполнение Баха. Недавно у меня был концерт в Москве, в римско-католическом соборе. Мы исполняли «Стабат Матер» Перголези и фрагменты мессы си минор Баха. Моя любимая акустика – Большой зал консерватории, но исполнять Баха в акустике собора – это потрясающее ощущение.


- А есть композиторы, которых вам удобно или неудобно петь?

- Ну, если петь годами, то всё будет удобно! Например, «Гранада» мне сразу была понятна, хотя я её выучила только в этом году. Но уже набравшись опыта, уже владея своим аппаратом. Я каждую вещь стараюсь петь так, чтобы это не доставляло дискомфорта. Почему я говорю, что Бах сложный: потому что мы должны исполнять его звуком, более приближенным к хоровому, чем к оперному. Ты не можешь делать в Бахе такое вибрато, так окрашивать звук, как в опере. В этом, наверное, сложность. И ещё в том, что нельзя один день петь Баха, потом оперу, а потом снова Баха. К музыке Баха аппарат должен привыкнуть. Но на деле часто приходится исполнять то одно, то другое.

- А что не поёте?

- Вагнера. Для него нужен другой тип голоса: огромный, стенобитный, пробивающий весь оркестр. Просто нужно родиться с другим аппаратом. Это как высокий и худой человек не может быть штангистом. Или бегун – с короткими ногами. То же самое в музыке. Хотя певец поёт в первую очередь не голосом, а мозгами. Я пытаюсь вжиться в каждый образ, то есть почувствовать себя каждым персонажем. И всегда дословно знаю, о чём пою.




Объявление

На что в первую очередь обращает внимание клиент салона красоты? На уютную обстановку, а также на кресло, в котором ему предстоит провести своё время. Эргономический дизайн и стильное исполнение делают кресло в парикмахерской комфортным для посетителей. Вашему вниманию представлены КРЕСЛА ПАРИКМАХЕРСКИЕ. Более детально ознакомиться с широким выбором самых разнообразных кресел, способных внести изюминку в обстановку вашего салона, можно на сайте salon-trade.ru.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа Сергей Петрин рассказал о том, как будут засевать, содержать и сохранять городские газоны

Это целый комплекс мер, котоыре позволят сделать город более зелёным и уютным.

В РоссииНесколько городов Воронежской области не могут считаться даже условно комфортными

В когорту аутсайдеров попали Эртиль, Острогожск, Семилуки, Борисоглебск, Новохопёрск.

ОбществоСанатории и дома отдыха активно готовятся к летнему сезону, повышая цены

На среднюю пенсию можно позволить себе целых три дня отдыха и лечения.

ТеатрВоронежский ТЮЗ замахнулся на «Судьбу человека»

Премьера на Большой сцене театра состоится уже через месяц – 4 мая 2025 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 3 апреля: комедия «Батя 2» рвёт прокат

Пространство отечественного проката максимально расчищено под новый фильм Ильи Учителя.

ЛитератураВ Воронеже пройдёт круглый стол, посвящённый малоизвестным страницам биографии Гавриила Троепольского

Фигура писателя продолжает оставаться загадочной, многое нам ещё предстоит узнать об авторе «Белого Бима».

МузыкаАртиста филармонии развели на полтора миллиона рублей

Музыкант лишился сбережений и остался должником банка после звонка из «налоговой».

Изобразительное искусствоПерсональная выставка Владимира Гончарова открылась в Ректорской галерее ВГУ

Первые посетители долго, заинтересованно рассматривали и обсуждали работы мастера.

Зал ожиданияВоронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей

Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

ГлавноеАлександр Гусев выразил недовольство реставрацией дворца Ольденбургских и дома Гарденина, пригрозив карами

«Строителей на объектах недостаточно, а компетентность некоторых вызывает сомнение».