Войти
Персона
10.04.2017 09:54
Полина Шамаева: «Во время работы над «Пассажиркой» мне снились кошмары»

Полина Шамаева: «Во время работы над «Пассажиркой» мне снились кошмары»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

Она молода, красива, умна, талантлива. Сегодня Полина Шамаева – одна из самых востребованных певиц в России. Только за сезон 2016–2017 солистка «Новой оперы» спела партию Кристины в премьерном спектакле театра – опере «Пассажирка» Моисея Вайнберга, Фёдора в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского, Стефано в «Ромео и Джульетте» и Зибеля в «Фаусте» Шарля Гуно.

А ещё получила специальный приз на конкурсе Евы Мартон в Будапеште: стала приглашенной солисткой Венгерской государственной оперы, и уже в июне будет петь там партию Композитора в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса. Побывала на гастролях в Испании, выступила с сольными программами в Москве и Ярославле.

8 апреля Полина Шамаева спела в зале Воронежской филармонии. Концерт состоялся в рамках проекта «Воронежские имена», который представляет слушателям выдающихся земляков, получивших международное признание. Больше десяти лет назад Полина окончила колледж имени Ростроповичей, который дал ей пропуск в большую музыкальную карьеру.


На сцене филармонии Шамаева блистала в разнообразном репертуаре, демонстрируя лёгкий подвижный голос благородного тембра, тонкий артистизм, природный интеллект и обаяние. Ей удаются и острохарактерные западноевропейские образцы вокальной музыки: остроумный тост Орловского из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, страстная ария Консепсьон из оперы «Испанский час» Мориса Равеля. Особой глубины и проникновенности она добивается в русском репертуаре: песне и частушках Варвары из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина и романсе Женьки из оперы «А зори здесь тихие» Кирилла Молчанова. Звучали в программе и такие коронные для меццо-сопрано номера, как Сегедилья и Хабанера из «Кармен» Жоржа Бизе и «Гранада» Августина Лара. Великолепно аккомпанировал певице Воронежский академический симфонический оркестр, эффектно и точно передавая настроения и краски каждого произведения. За дирижёрским пультом в этот вечер был художественный руководитель театра оперы и балета Андрей Огиевский.


- Это удовольствие – петь с оркестром, – признается Полина. Особенно с таким, как воронежский симфонический: он поддерживает меня, разделяет мои эмоции. Я люблю, когда происходит такой взаимообмен. Мне очень приятно, что музыканты оркестра отзываются, и мы это делаем эмоционально вместе.

- Каждый человек проходит испытание огнём, водой и медными трубами. Не все с честью выходят из последнего. Что помогает вам?

- Я достаточно рано начала работать – уже на третьем курсе музучилища в Воронеже. Мы пели в храме с некоторыми девочками. Пели каждое утро и вечер, надо было все время держать себя в тонусе, чтобы успевать учиться и работать. То же самое было потом в Москве, когда я поступила в академию хорового искусства имени Попова. Несмотря на то, что училась на двух отделениях – хорового дирижирования и сольного пения, было много разных работ: это и пение в храмах, и озвучание мультфильмов, и участие в разных концертах – даже в качестве бэк-вокалистки на концертах в Кремлёвском Дворце. Этот опыт мне помог.

- А кто вас заметил, вывел на сцену?

- Это произошло как раз в училище. И я благодарна своим воронежским педагогам – Тамаре Олеговне Ждановой и Ирине Викторовне Лещёвой. Мы спели с Антониной Весениной «Глорию» Вивальди: это был первый большой опыт сольного выступления с оркестром. Тогда в Воронеж как раз приехал Мстислав Ростропович. Нам дали шанс. И мы его оправдали. А вообще любовь к музыке и веру в то, что у меня всё получится, я получила ещё в школе, когда попала к замечательному педагогу – Татьяне Александровне Кондратьевой. После этого я поступила в музыкальное училище.

- Кто у вас остался в Воронеже?

- Моя семья: мама с папой, младшая сестра и бабушка.

- То есть, вы возвращаетесь домой не в ностальгическом смысле. А как вам здесь поётся?

- Выступать здесь, конечно, сложнее, чем в других местах. В Воронеже знают, какой я была раньше. Это особая ответственность. Здесь слушают внимательнее, чем в других городах.


- Как настраиваетесь на концерт? Что держит в тонусе?

- Конечно, желательно выспаться. Но не всегда удается, потому что у меня маленький ребёнок. Бывают ситуации, когда ты понимаешь, что готов рухнуть перед сценой. Но ты должен собраться и идти.

- В этом сезоне вы спели партию Кристины в опере Моисея Вайнберга «Пассажирка». Чем запомнилась эта работа?

- Нас так назначили на роли, чтобы нам не пришлось кого-то изображать. Мы визуально и внутреннее подходили под тот персонаж, который был нужен режиссеру Сергею Широкову. Я играла старосту Кристину. Для меня это привычное амплуа: я была старостой и в школе, и в училище. И в спектакле я защищала своих девушек, боролась с надзирательницей. Сложность заключалась в том, что нас снимало телевидение: 24 камеры, мы практически были киноактёрами. Нас снимали во время спектакля, чтобы передавать изображение на большой экран. Пение – не очень эстетичное зрелище, оно предполагает широкое открывание рта и так далее. А тут ты должен следить за своей мимикой, чтобы нести образ через всю оперу. Ну и, конечно, сама тема сложная: Освенцим. Поначалу я старалась не думать об этом. Выучила нотный материал, но не хотела в это погружаться. Но в процессе работы настолько вжилась в свой образ, что мне стали сниться кошмары. Мне снилось, что мы в лагере, нас ведут на расстрел. Когда работа над постановкой закончилась, стало немного легче. 15 мая «Пассажирка» снова будет идти в «Новой опере», так что опять придется погрузиться в эту тему. Для меня это огромный опыт.

- А чем запомнились гастроли в Испании?

- Мы пели духовную программу в рамках культурного обмена между Россией и Испанией. Это русская духовная музыка: от знаменного распева до современных композиторов.


- В одном интервью вы признались, что очень любите Баха. Его музыка для вас – средство гармонизации мира?

- Вообще – это математическая музыка. Я её так воспринимаю. Я, конечно, привношу в неё эмоции, потому что не могу без них. В январе я участвовала в исполнении Рождественской оратории Баха в Московском международном Доме музыки. С нами работал интересный дирижёр, немец – Ханс-Кристоф Радеманн, он возглавляет Баховскую академию в Штутгарте. Я начала готовиться к этому проекту за полгода с коучем театра «Новая опера» Татьяной Сотниковой. Бах очень сложно ложится на голос. Здесь должна быть выверена каждая нота, чётко распределена фраза, немецкий текст, всё должно быть донесено.

- А как немецкоговорящий дирижёр отнесся к вашему немецкому языку?

- Я, конечно, очень волновалась, ведь как бы мы ни старались, акцент всё равно есть. Но он остался доволен.

- А почему Бах – это математическая музыка?

- Потому что у него всё выверено, всё четко. Нет места страстям. Может быть, от того, что он так много всего написал и знал, как надо. Мне доставляет удовольствие исполнение Баха. Недавно у меня был концерт в Москве, в римско-католическом соборе. Мы исполняли «Стабат Матер» Перголези и фрагменты мессы си минор Баха. Моя любимая акустика – Большой зал консерватории, но исполнять Баха в акустике собора – это потрясающее ощущение.


- А есть композиторы, которых вам удобно или неудобно петь?

- Ну, если петь годами, то всё будет удобно! Например, «Гранада» мне сразу была понятна, хотя я её выучила только в этом году. Но уже набравшись опыта, уже владея своим аппаратом. Я каждую вещь стараюсь петь так, чтобы это не доставляло дискомфорта. Почему я говорю, что Бах сложный: потому что мы должны исполнять его звуком, более приближенным к хоровому, чем к оперному. Ты не можешь делать в Бахе такое вибрато, так окрашивать звук, как в опере. В этом, наверное, сложность. И ещё в том, что нельзя один день петь Баха, потом оперу, а потом снова Баха. К музыке Баха аппарат должен привыкнуть. Но на деле часто приходится исполнять то одно, то другое.

- А что не поёте?

- Вагнера. Для него нужен другой тип голоса: огромный, стенобитный, пробивающий весь оркестр. Просто нужно родиться с другим аппаратом. Это как высокий и худой человек не может быть штангистом. Или бегун – с короткими ногами. То же самое в музыке. Хотя певец поёт в первую очередь не голосом, а мозгами. Я пытаюсь вжиться в каждый образ, то есть почувствовать себя каждым персонажем. И всегда дословно знаю, о чём пою.




Объявление

На что в первую очередь обращает внимание клиент салона красоты? На уютную обстановку, а также на кресло, в котором ему предстоит провести своё время. Эргономический дизайн и стильное исполнение делают кресло в парикмахерской комфортным для посетителей. Вашему вниманию представлены КРЕСЛА ПАРИКМАХЕРСКИЕ. Более детально ознакомиться с широким выбором самых разнообразных кресел, способных внести изюминку в обстановку вашего салона, можно на сайте salon-trade.ru.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеЗасыплет ли Воронеж на неделе с 10 по 16 декабря? Хроника необъявленного снегопада

Первая половина недели восполнит нехватку влаги и смягчит засуху, от которой могут пострадать растения. Но людям придётся нелегко.

В РоссииЖители Воронежской области оказались намного порочнее соседей

В рейтинге популярности вредных привычек регион занял 63-е место, оказавшись в нижней части итоговой таблицы.

В миреВслед за Медведевой проиграла и Загитова, уступив японке в финале Гран-при по фигурному катанию

Для России турнир сложился неудачно: наши спортсмены не завоевали ни одной золотой медали. Вот итоги.

ОбществоМитрополит Сергий совершил Великое освящение храма в Воронеже

Кирилло-Мефодиевский храм столицы Черноземья является уникальным средоточием духовной жизни

ТеатрЭдуард Бояков на встрече с труппой МХАТа имени Горького: «Не надо бояться вокальных и танцевальных тренингов»

Коллектив театра готовится встречать пушного зверя: увольнять никого не будут – сами уйдут.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России и СНГ за уик-энд 6-9 декабря: надо же что-то смотреть

Фантастический фильм «Хроники хищных городов» оказался впереди со скромной суммой.

ПерсонаУмер Юрий Гришко

Воронежской отделение Союза художников России выразило соболезнования родным и близким народного художника РФ.

ЛитератураВышла книга Чулпан Хаматовой и Екатерины Гордеевой «Время колоть лёд»

«О какой репутации, Катя, может идти речь!» (Чулпан Хаматова).

МузыкаНазваны номинанты премии «Грэмми», среди них – Дмитрий Хворостовский (посмертно)

Фаворитов «Грэмми» на этот раз четверо: Леди Гага, Карди Б, Кендрик Ламар и Дрейк.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 1-8 декабря в мировых СМИ

Способность лучших мастеров найти новое в давно, казалось бы, известном, восхищает больше всего.

Зал ожиданияПервой в Воронеже откроется ёлка в Центральном парке, приглашаются все от нуля и старше

Новый год совсем скоро! А какой Новый год без ёлки? Воронежцев приглашают оценить пушистую красавицу в Центральном парке.

ГлавноеГод театра откроют в Воронеже 13 декабря в Кольцовском театре

Не в оперном и не в Камерном, как можно было предположить, а в академическом.