Войти
Персона
24.02.2017 17:17
Константин Афонин: «Главное в театре – хороший спектакль»

Константин Афонин: «Главное в театре – хороший спектакль»

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Юрий Данилов

25 февраля в Воронежском академическом театре драмы имени А. Кольцова – бенефис известного актёра, заслуженного артиста России Константина Афонина. Так коллеги и театральная общественность отмечают 55-летие со дня рождения артиста и 30-летие его работы в Кольцовском театре. В этот день Константин Игоревич выйдет на сцену родного театра в роли экзекутора Ивана Яичницы в спектакле Никиты Рака «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя.

Накануне бенефиса мы встретились и побеседовали с Константином Афониным в его родном театре.

– 55, две пятёрки… Символические цифры. Какие чувства возникают?

– Не могу сказать, что глубоко взволнован. Недавно перебирал диски, наткнулся на запись «50» с собственного юбилея. Как будто вчера это было. После пятидесяти уже нет большой разницы – 55, 60, 65… Конечно, не чувствую себя на этот возраст, физически не дряхлею. А учиться новому никогда не поздно. Я редко смотрю телевизор, но недавно увидел сюжет о женщине в Англии, которая в девяносто лет начала учить русский язык. Это потрясающе.

– А недавнее интервью Андрея Кончаловского, которому 80? Удивительно, но он признал провал «Щелкунчика» и то, что в профессии ему надо многому научиться. Кто из профессионалов такого уровня способен на подобное?

– Это интервью мне тоже понравилось. Надо прожить жизнь, чтобы говорить так мудро и честно. Возраст – это тоже хорошо. С ним приходит понимание.


– У Вас редкий имидж актёра с ярко выраженным мужским началом. Раньше такой типаж был востребован. А как сейчас?

– Признаться, я не имею чёткого ответа на этот вопрос. Согласен с коллегой из БДТ Валерием Ивченко, который говорит, что современная режиссура подобна флюсу. Режиссёры перетянули на себя всё. А театр – творчество коллективное. И главное средство воздействия на зрителя – актёр. Зрители приходят в театр в основном на актёров. А режиссёры сейчас увлеклись антуражем. Повсюду экраны, машинерия... Всё это, конечно, имеет право на существование. Но когда актёры становятся не главными, это неправильно. Такие режиссёры, как Товстоногов, воспитывали актёров. А сейчас больше используют типажи, как в кино. Многие режиссёры не занимаются актёрами, а занимаются тем, кто больше навертит и круче поставит. Поэтому я не могу однозначно ответить на Ваш вопрос. Но я убеждён, что главное не миллионные вливания, не суперэкраны, а что-то другое. Взаимоотношения на сцене, актёрское мастерство, факт искусства… Я думаю, что мы всё равно к этому вернёмся. Не должен быть в загоне реалистический, психологический театр. Когда он главенствовал, всем давали право на эксперимент. А теперь соотношение обратное. Реалистический театр оказался в загоне. Но я уверен, что когда-нибудь кто-то крикнет, что король голый.

Разумеется, я не за приклеенные бороды, не за архаику. Как-то у Анатолия Эфроса спросили: «Что такое традиция в театре?». Он ответил: «Традиция в театре – это самое простое, это хороший спектакль».

– Часто вспоминаете Анатолия Иванова? Сверяете с ним свои внутренние часы?

– У меня были непростые отношения с Анатолием Васильевичем. И это нормально. Это была жизнь. Но со временем я всё больше понимаю, что это был мой театр. И главная претензия к режиссёру – почему меня нет в этом спектакле. Ведь если на место такого-то поставить меня, то спектакль был бы ещё лучше. Хотелось работы, участия в этом процессе. Сейчас же, скажу честно, не обижая никого из постановщиков и коллег, я не хочу оказаться ни на чьём месте. Я не хочу сыграть за кого-то вот эту самую роль. Это не кокетство и не лукавство.

Было немного ревностное отношение со стороны Анатолия Васильевича, когда приезжали на постановки Владимир Салюк, Ваге Шахвердян, Евгений Марчелли. Но они приезжали и ставили замечательные спектакли. А сегодня, несмотря на нормальное финансирование театра, у нас никто со стороны спектаклей не ставит. Наши режиссёры ездят и ставят в других городах, а к нам не приезжает никто.


– Бенефис – важная веха в творческой биографии. Вас не смущает, что придётся участвовать в, мягко говоря, несовершенном спектакле? Ведь та, ивановская «Женитьба» была настоящим театральным шедевром…

– Надо было отказаться от бенефиса?

– Нет, конечно.

– Ну, режиссёр так видит. А зритель слышит, когда профессиональный артист чётко подаёт классические реплики, и на это реагирует. Это театральная арифметика. А хочется математики, когда есть несколько уровней и пластов.

– Тридцать лет на сцене. Любимые роли были, есть?

– Я не любитель перелистывать воспоминания и коллекционировать роли. Если меня начинают выспрашивать, могу назвать работу в спектакле «Любовь по переписке». Или роль Осипа в постановке «Прости меня, мой ангел белоснежный». Я выходил на сцену и смотрел, как работают Кравцова, Соколов, Крачковский, Смирнов… И это ощущение, что ты причастен к событию такого масштаба, что ты участвуешь в таком спектакле, не забудется никогда. А роль у меня была второго плана. Но не могу же я сказать, что больше всего люблю работы, где у меня было больше всего текста! Помнится, в первую очередь, работа. Когда ты вспоминаешь о тяжёлой, но благодарной работе, ты понимаешь, что это и было главным.


– У вас, похоже, складывается семейная актёрская династия. Ваша жена Магдалена Магдалинина – из семьи актёров. А Вы?

– Я – нет. Мой папа юрист, мама была простым инженером.

– А у Вашего сына Афанасия, похоже, и выбора нет.

– Да, тут уже диктуют гены. Он весьма артистичен, даже дома. С удовольствием занимается музыкой. Иной раз даже приходится его останавливать: «Не рано ли ты, сынок, сел за фортепиано, соседей не разбудишь?». Уже выходит на сцену. Не хотелось бы предрекать Афанасию актёрскую судьбу. Но я не имею права ему запрещать. Пусть решает сам.

– У вас в семье нет профессиональной ревности? У Магды очень удачные работы – в спектаклях «Театр» и особенно «Вишнёвый сад». Зависти не возникает?

– Абсолютно нет. Наоборот, есть радость. Я бы слукавил, если бы сказал, что мы на эти темы дома не разговариваем. Но тема конкуренции при этом не звучит.

– Есть ли что-то несыгранное, что хотелось бы воплотить?

– Актёрская профессия очень зависимая. Поэтому, кстати, я не желаю такой судьбы сыну. Я не мечтаю о какой-то конкретной, главной роли. Хочется настоящей работы. И чтобы был ансамбль, чтобы воздействие на зрителя шло через актёра. Вот это был бы подарок судьбы.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеАлексей Гордеев изымает туризм из ведения департамента культуры и передаёт департаменту предпринимательства и торговли

Об этом решении объявило сегодня управление по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области.

В РоссииВнимательный блогер разоблачил телевизионное шоу талантов

Неужели демонстрация сверхспособностей в студии – срежиссированный трюк?

В миреСомнения в том, что проданный за 450 миллионов долларов «Спаситель Мира» написан Леонардо да Винчи, вспыхнули вновь

Можно только представить себе, какие переживания обуревают неизвестного коллекционера, купившего картину на аукционе Christie's.

ОбществоПатриарх Кирилл рассказал о приближающемся конце света, грехах наших тяжких и вине деятелей культуры

Патриарху сегодня исполнился 71 год. Предстоятель РПЦ выступил с проповедью в храме Христа Спасителя.

ТеатрАртисты хора Театра оперы и балета добились «возрождения любви» к музыке Ренессанса

Предлагаем фоторепортаж с этого удивительного вечера синтеза искусств, главным из которых стала музыка.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 16-19 ноября: «Лига Справедливости» осваивает более 6 миллионов долларов

Этого хватило, чтобы возглавить прокат СНГ, но выглядит бледно на фоне сборов в других странах.

ПерсонаПугачёву Бог лишил разума – второй раз венчаться?

Станислав Садальский осудил венчание 68-летней Аллы Пугачёвой и 41-летнего Максима Галкина.

ЛитератураВышел роман мастера психологического и мистического триллера Дженнифер Макмахон «Остров потерянных детей»

Эта книга – пугающий, захватывающий рассказ о том, что бывает, когда дети не слушают родителей.

МузыкаМолодые композиторы Воронежа презентовали своё творчество

Среди творцов были и совсем юные авторы музыки, лишь недавно вступившие в объединение «МолОт – Воронеж».

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 11-18 ноября в мировых СМИ

На этот раз отобрать даже несколько снимков было непросто – такая выдалась неделя.

Зал ожиданияВоронежцев приглашают на лекцию об истории яркого туристического бренда региона – матрёшки

Отдельное внимание будет уделено «младшей сестрёнке» воронежской матрёшки – куколке-матане.

ГлавноеБраво, Донбасс Опера!

Театр из Донецка показал в Воронеже два спектакля, продемонстрировав профессионализм высшей пробы.