Войти
Персона
05.02.2017 19:12
Станислав Вольский: «Каждый зритель резонирует по-своему»

Станислав Вольский: «Каждый зритель резонирует по-своему»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Александр Самородов, Денис Данилов

В Воронежском театре оперы и балета премьера. В январе 2017 года зрители увидели оперетту Оскара Фельцмана «Здрасьте, я ваша тетя!». Над спектаклем работала группа постановщиков: режиссер Галина Тарасова, дирижер Станислав Вольский, художник Борис Анушин, балетмейстер Александр Литягин.

О том, интересна ли сегодня эта комедия положений, судить зрителю. Мы решили побеседовать с дирижёром-постановщиком спектакля Станиславом Вольским и выяснить, что общего у оперетты Фельцмана с джазом и с каким настроением слушатель должен уходить из театра.

- Это актёрский спектакль, музыка приятная, – размышляет Станислав Вольский. – У нас было чрезвычайно мало репетиций. Думаю, спектакль будет востребован, когда встанет на ноги. Он импровизационный, и этим интересен. Мы все свингуем: и артисты, и музыканты оркестра, и дирижер.

- А каким образом импровизирует оркестр?

- У нас есть солисты, которые импровизируют. Например, первый трубач Сергей Сныткин, кларнетист Михаил Соловьев, тромбонист и опытный джазист Юрий Левшиц. А также группа медных духовых, которая умеет играть джаз: временами они могут с ходу преобразоваться в джаз-бенд. Иногда они откровенно играют не по нотам, а импровизируют. И я говорю им: «Спасибо большое!». А ударникам даже в нотах пишу: «Импровизация». Я тоже иногда ломаю ритм и свингую – даже со струнниками.

- Из каких параметров для Вас состоит хороший спектакль?

- Хороший спектакль – тот, который уже не состоит из параметров. Это синтез. Хотя современные режиссёры любят разнимать этот синтез и видеть что-то свое в разъятой конструкции. Но, по мне, спектакль – это всё-таки синтез.


- Для Вас как для дирижёра-постановщика имеет значение то, что происходит на сцене?

- Концепция оперного спектакля – режиссёрское дело. Просто есть режиссёры, которые работают в традиционной манере, а есть новаторы. Мне, конечно, нравятся те режиссёры, которые выстраивают свою концепцию на основе музыкальной драматургии. Режиссёрское решение может быть совершенно неожиданным, но оно не должно ломать музыкальную драматургию.

- Вы приверженец репертуарного театра?

- Система стаджоне, которая сейчас принята в ряде западных театров, удешевляет жизнь труппы, потому что труппы фактически нет. Репертуарный театр сам по себе гораздо лучше, потому что это семья, это ансамбль, собираемый годами. Но при одном условии: если театр имеет громадный бюджет, большой состав и возможность работать качественно, а не выдавать каждый день спектакли с минимальным количеством репетиций. Вспомним историю берлинской «Комише Опер». 1947 год, Берлин в руинах. Находится гениальный режиссёр Вальтер Фельзенштейн, который идет к советскому коменданту Берлина и говорит: «Давайте возродим мюзик-холл». В это же самое время советский комендант Берлина думает: «Всё в руинах, чем я могу помочь берлинцам, кроме полевых кухонь? Надо как-то поднять их дух». И тоже думает: а не возродить ли мюзик-холл? И вот так вместо мюзик-холла в восстановленном бывшем здание «Метрополь-театра», куда попала английская бомба, рождается замечательный оперный театр. К чему я веду: это был именно репертуарный театр с тем актёрским ансамблем, который в тех условиях мог работать огромное количество времени над каждым спектаклем. Они разлиновывали репетиционную сцену на квадраты – метр на метр – и очень долго обживали каждый квадрат. У Фельзенштейна был принцип: 12 оркестровых репетиций перед каждым текущим спектаклем: у нас на постановку столько не дается! Естественно, у них было мало спектаклей – два-три в месяц. И они вылетели бы в трубу, если бы их не поддержало советское командование. В результате получился театр с таким актёрским ансамблем, которого больше нигде нет.

- От чего зависит успех постановки?

- Всегда есть опасения, что публика не придёт и театр прогорит. Дело в маркетинге. Надо уметь продать любой спектакль. Иногда везёт чрезвычайно. В 2009 году в Римской опере Дмитрий Бертман поставил оперу современного итальянского композитора-авангардиста Луки Ломбарди «Голый король» по пьесе Евгения Шварца. И оказалось, что в Риме много людей, которые не читали сказку Андерсена. Они стали ломиться на «обнажёнку». Случай! Название помогло спектаклю стать коммерчески успешным. Кроме того, продюсеры нашли новую нишу: гала-концерты вроде «Парада лучших басов или теноров современности». Это шоу-бизнес, поп-культура, которая вклинилась в классическую музыку. Это тоже хорошо для маркетинга. Был такой легендарный интендант Жерар Мортье, который радикально изменил лицо современного оперного театра. Вроде бы интендант должен беречь каждую копейку, ставить на потребу публике. А он был как Дягилев – необычайно удачливый новатор. Вкладывал массу денег в постановки, перестраивал театр под каждый спектакль. И действительно пытался найти способ существования оперы в будущем.

- Вы получили прекрасное образование. Чем обязаны педагогам?

- Я сам педагог, и могу сказать, что педагоги могут только помочь. Они не могут родить студента, не могут что-то за него сделать. Они могут только подправить: руки, голову. Все остальное зависит от человека, от его индивидуальности.

- А чем запомнился Ваш учитель по Московской консерватории Геннадий Рождественский?

- Геннадий Николаевич интересен как раз тем, что он не занимается педагогикой. Он разговаривает на какие-то концептуальные темы, в детали и тонкости никогда не влезает. Более того – не делает этого принципиально. То есть он развивает голову. Нам больше давали не его уроки, а присутствие рядом с ним на репетициях, беседы. Иногда он скажет дельную вещь, но это никогда не будет касаться второго кларнета в пятой цифре. Он занимается глобальными вещами, формирует мировоззрение.

- А Вы какой педагог?

- Я как педагог действую иначе. Технический аппарат сам по себе очень нужен. Но, как показывает практика, гениальных студентов у Рождественского гораздо больше, чем у меня.

- На одном из фестивалей «Территория» Теодор Курентзис проводил эксперимент – пускал за дирижёрский пульт зрителей и давал возможность ощутить все прелести этой профессии. Безусловно, оркестр не может существовать без дирижёра. И наоборот: дирижёр без подчиненных его воле музыкантов – лишь человек с партитурой в руках. На чём строятся эти взаимоотношения? На силе убеждения? Доверии? Безусловном лидерстве дирижёра? Как Вам удается договориться с таким количеством индивидуальностей?

- Есть разные типы дирижёров, разные типы отношений с коллективом. Я считаю, что я не управляю коллективом, а музицирую, находясь внутри. То есть я – один из них. Это не принципиально, просто у меня так сложилось. Так было раньше, из этого родилась дирижёрская профессия. Я считаю, что дирижёр – это катализатор реакции, что доказывает и Курентзис. Она может произойти и без дирижёра, но с дирижёром она идет гораздо быстрее и осмысленнее. Ведь дирижёр больше дирижирует не руками, а намерениями. Если эти намерения убедительны, за ним идут. Если не убедительны, тогда не получается контакта.


- Как выстраиваете взаимоотношения с композитором, когда работаете с партитурой?

- Тут уже композитор должен меня убеждать. Хотя все так говорят, но каждый воспринимает по-своему. Это уже загадка восприятия. Я всегда стремлюсь раскрыть партитуру.

- Где Вы сейчас заняты?

- Я работаю в Москве и Воронеже, так что занятость для меня вполне достаточная, только в поездах и живу. В Воронеже веду оперетты, недавно был «Щелкунчик». У меня приличное количество спектаклей на данный момент, но я не откажусь его удвоить.

- Если бы Вам дали карт-бланш, чтобы поставили?

- Мне во многом дают карт-бланш. А в идеале – я бы поставил оперу Бриттена. И надеюсь, что скоро буду ставить, но в другом театре.

- Бриттен – Ваш композитор?

- Не только он. Еще Яначек, Мартину. Эти авторы почти не идут в России, а между тем они – как раз та платформа, на которой нужно готовить слушателей к восприятию современной музыки. Я бы с удовольствием занялся этим.

- Помимо Воронежа, Вы работали в Перми, Саратове, Екатеринбурге, Сыктывкаре. Есть, на Ваш взгляд, общие проблемы у провинциальных российских театров?

- Сейчас у многих театров России одна и та же проблема: они либо готовятся к реконструкции, либо ее осуществляют. Пермский собирается на реконструкцию, а недавно я дирижировал в Саратове – там театр тоже явно нуждается в реконструкции. И я знаю, как долго ждет реконструкции Воронежский театр оперы и балета. На мой взгляд, главный смысл реконструкции не в починке и капремонте кровли и стен и строительстве новых классов и гримерок, а в капитальной модернизации сценической механики. Желательно с уходом от модели кулисной-падужной системы декорирования сценической коробки, этого достижения мысли конца XVII - начала XVIII веков. Научно-технический прогресс заменил шумными электродвигателями прежнюю систему противовесов, автором которой был, кажется, ещё Леонардо да Винчи. И это при том, что в Германии и Америке уже больше 120 лет существуют театры с двойной сценой на гидравлическом приводе, позволяющем менять реальные встроенные, а не рисованные декорации с почти кинематографической скоростью и частотой. Результатом шестисекундного затемнения становится ошеломляющая полная бесшумная замена декораций, без единого стука молотка и матерного слова. Я сам не раз был свидетелем этого потрясающего эффекта в берлинской «Комише Опер», когда, к примеру, тонны две мусора, обозначающие «Площадь Трёх Вокзалов» начала-середины 90-х годов в прологе «Бориса Годунова» волшебным образом сменялись ельцинским кремлевским кабинетом. Попутно не могу не высказать восхищения простым режиссёрским решением начала этого спектакля в виде обрушения сверху на сцену этих тонн мусора, моментально переносящего всех холёных зрителей хрустально-зеркально-золотого зала театра на Унтер-ден-Линден в Россию требуемого режиссёру периода. Конечно, такого рода полномасштабная реконструкция в Воронеже осложнилась бы тем, что само здание театра стоит на плывуне, недостаточно корректное обращение с которым может привести к тому, что, фигурально выражаясь, уплывет вся площадь во главе с памятником вождю мирового пролетариата. Но на дворе XXI век, и если делать, так делать.

- С чем зритель должен уходить из театра?

- У каждого зрителя свой образ спектакля, это закон восприятия. Каждый резонирует по-своему.


Станислав Станиславович Вольский окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, ассистентуру-стажировку МГК в классе народного артиста СССР Г.Н. Рождественского. Дирижёрскую карьеру начал в 1991 году, обучаясь на III курсе консерватории, участием в фестивале «Московская осень» и постановкой оперы Ш. Гуно «Фауст» в Государственном театре оперы и балета Республики Коми (Сыктывкар), где по окончании консерватории продолжил свою профессиональную деятельность.

С 1995 по 2004 годы вёл весь оперный и балетный репертуар театра, осуществил постановку восьми спектаклей. Несколько сезонов являлся музыкальным руководителем ежегодного Международного фестиваля оперной и балетной музыки «Сыктывкарская весна» и Международного фестиваля балетного искусства «Золотые ласточки». Выступал как приглашенный дирижер в Пермском академическом театре оперы и балета имени П.И. Чайковского, Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета, Саратовском академическом театре оперы и балета. Сотрудничал с филармоническими оркестрами Белгорода, Воронежа, Саратова, Томска, Архангельским камерным оркестром, участвовал в различных российских оперных и балетных фестивалях.

В 2004 – 2007 гг. поставил ряд спектаклей в Воронежском государственном театре оперы и балета. В их числе оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург», балет «Есенин и Дункан» в оригинальной хореографии О. Игнатьева на музыку «Симфонических танцев» С. Рахманинова и симфонической поэмы «Американец в Париже» Дж. Гершвина.

Доцент кафедры оркестрового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Лауреат VI Международного конкурса «Современное искусство и образование» (III премия) за концертное исполнение первого действия оперы Л. Яначека «Приключения лисички-плутовки» (Московский международный Дом музыки, 2011); VIII Международного конкурса «Романтизм: истоки и горизонты» (II премия; Москва, 2016). Участник международных мастер-классов оперных дирижёров Blue Danube International Opera Conducting Masterclass 2013 (Бургас, Республика Болгария), мастер-классов Джорджа Шолти, Пьера Булеза.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЭпидемия отмен разразилась в Воронежской области

И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.