Войти
Персона
09.12.2016 20:01
Михаил Лидский: преображение Шумана

Михаил Лидский: преображение Шумана

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

Выдающийся российский пианист сыграл в Воронежской филармонии клавирабенд из произведений немецкого романтика. В монографическую программу вошли ранние и поздние опусы Роберта Шумана.

Михаила Лидского не зря называют одним из самых интересных исполнителей. Его непохожесть на других ничего общего не имеет с оригинальничаньем, желанием казаться особенным. В случае с Лидским сознание явно определяет материю и всё, что с ней связано: от колоритной внешности до взаимоотношений с инструментом и публикой. Играя на сцене, пианист как будто находится в своей лаборатории, где нет посторонних. Склонившись над рабочим местом, он в буквальном смысле, не разгибая спины, трудится над очередным опытом, логика которого выстроена с педантичной точностью, но результат неизвестен никому.


Для клавирабенда в Воронеже Михаил Лидский выбрал музыку Роберта Шумана. При жизни этого композитора исполняли нечасто: современникам он казался странным и непонятным. Сегодня Шуман для нас – безусловный гений, однако, сказать, что мы стали понимать его лучше, слишком самонадеянно. В Шумане Лидский открывает нам то, что скрыто за устоявшимися представлениями о личности автора и слоем многочисленных интерпретаций.

Виртуозная Токката до мажор ор. 7 предстает поэтичным этюдом. Аллегро си минор ор. 8 похоже на картину, состоящую из множества мелких деталей и сюжетов. Слушая Лидского, ясно осознаешь, что Шуман – художник будущего. Аллегро разрастается до масштабов полотна Кандинского «Композиция № 7»: пианист воспроизводит и образ Райского Сада, и Всемирный Потоп, и Судный День, и Воскрешение из мертвых.

В программной «Крейслериане» ор. 16 Лидского меньше всего волнуют «Фантазии в манере Калло» и образ безумного капельмейстера Иоганнеса Крейслера. И всё же Гофман здесь присутствует, да еще как: в стиле изложения, нетривиальности сюжета, особой манере повествования. Лидский не поет, он декламирует – с безошибочной интонацией и паузами, настолько точными, что они убеждают наравне со звуками. В «Крейслериане» Лидского нет сверкания молний и явления страшных привидений. Нет в ней ни позы, ни пафоса. Нет нарочитой таинственности, но есть сокровенность. Шуман был восторженным затворником. Чтобы играть его музыку, нужно обладать большим сердцем и самому быть немного безумным с точки зрения обывателя.

Иногда кажется, что пианист берет слишком медленные темпы и, как искусный ювелир, обтачивает драгоценный камень, пока он не станет совершенным. В финале «Крейслерианы» у Лидского не вспыхивают «блуждающие огни». Наступает остановка сердца. Совсем по Гофману: Крейслер исчез. Канул в небытие? Или преобразился?


Ответ на этот вопрос пианист дает во втором отделении программы. Поздний Шуман – четыре марша ор. 76, три пьесы-фантазии ор. 111 в трактовке Лидского звучат, как явное преображение. Но в этом отрешении от лишних эмоций, суетности, хочется написать – от мирского – столько жизни, тепла, человечности. И это так естественно – прийти к состоянию покоя после терзаний, поиска, битвы со своими внутренними демонами. Встретиться с собой. Шуман как никто умел передавать непередаваемое. В этом Михаил Лидский следует за композитором.

Монографический вечер пианист завершил «Утренними песнями» ор. 133, одним из последних сочинений Шумана. Лидский возводит эти пять удивительных пьес как собор. Невесомый, хрустальный, устремленный в горнее. Не ограниченный в пространстве и при этом помещающийся в душе, как скрытое сокровище. Недосягаемое.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев предупредили о профилактике сети телерадиовещания и перерывах в трансляции

Воронежский филиал РТРС сообщил о профилактических работах на сети телерадиовещания региона.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.