Войти
Персона
11.11.2016 21:04
Виктор Шорин: «Нам подобает быть на высоте»

Виктор Шорин: «Нам подобает быть на высоте»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: musicvrn.ru

В жизни этого человека было немало событий, которые называют судьбоносными. В самом начале пути его, воспитанника детского дома, заворожил звук трубы. Золотой инструмент позвал за собой и стал профессией, которую он получил сначала в Псковском музыкальном училище, затем на военно-дирижерском факультете Московской консерватории.

Потом была служба в военных оркестрах Советской Армии: на Дальнем Востоке, в Западной группе советских войск в Германской Демократической Республике. В 1986 году судьба привела его в Воронеж, который стал не случайной точкой в его биографии.


В этом году главный дирижер Губернаторского эстрадно-духового оркестра Воронежской области Виктор Михайлович Шорин отмечает 30-летие своей творческой деятельности в Воронеже. А 14 ноября в зале филармонии состоится концерт, посвященный 10-летию Губернаторского эстрадно-духового оркестра, которым Виктор Шорин руководит со дня его основания.

- Нам гордиться есть чем, – улыбается Виктор Михайлович. – И прежде всего тем, что на протяжении всех десяти лет коллектив оркестра систематически выполнял свою задачу как концертное подразделение филармонии. Наше официальное название – Губернаторский эстрадно-духовой оркестр Воронежской области, по аналогии с оркестрами других областей – Московской, Тамбовской. К этому обязывает статус «губернаторского». Наша задача – концертная деятельность, причем не только в рамках филармонических абонементов. Это и выезды в муниципальные районы области, и плановые концерты для тех, кто нас приглашает. Кроме концертной деятельности, мы обеспечиваем музыкальную часть торжественных мероприятий, где требуется исполнение маршей, гимна, туша и так далее.

- Это почетная миссия и первоначальная задача таких оркестров?

- Да. До появления нашего коллектива в Воронеже существовало достаточное количество военных оркестров. Я раньше был дирижером оркестра Воронежского высшего военного института радиоэлектроники. Но после массового сокращения в силовых структурах военные оркестры тоже сократились до такой степени, что некого стало приглашать на торжественные мероприятия. В 2006 году мы с моим коллегой Александром Морозовым, который на тот момент руководил сокращаемым оркестром ФСБ России, подали идею о создании Губернаторского духового оркестра. Ее поддержал сначала Иван Дмитриевич Образцов, который тогда возглавлял управление культуры, а затем идею приняли в правительстве Воронежской области. Так появился наш оркестр. Сначала он назывался просто Губернаторский духовой, а через год мы добавили слово «эстрадный». Это соответствовало нашему репертуару и привлекало внимание слушателей.

- А кто играет в Вашем оркестре?

- Прежде всего, очень хорошие музыканты. Это Виктор Прокаев (труба), Александр Новиков (труба), Иван Киселев (труба), Александр Лысенко (кларнет), Святослав Москаленко (кларнет), Андрей Авраменко (флейта), Дмитрий Харьковский (флейта), братья Александр и Сергей Ткачевы (баритон, туба), Сергей Почиталов (ударные), Виталий Проволукин (тромбон). Духовиков вообще мало, поэтому они востребованы в других коллективах. Наши музыканты работают в симфоническом оркестре, в цирке, в военных оркестрах. В этом нет ничего необычного. Нам подобает быть на высоте.

- В том числе и по уровню зарплаты?

- К сожалению, это не так. Поэтому люди и вынуждены работать в разных местах. Половина коллектива у нас является совместителями. Конечно, нам бы хотелось давать больше концертов и иметь возможность выезжать на конкурсы и фестивали, в том числе и за границу. Но это сложно. Хотя в военных оркестрах хорошо платят, но музыканты работают и у нас. Потому что для них это возможность реализовать себя творчески.

- Было время, когда родители неохотно отдавали детей в музыкальную школу, да еще на духовой инструмент. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону?

- Вы знаете, сейчас наблюдается рост интереса к духовым инструментам. Причем даже со стороны девочек.

- Традиционно среди духовиков больше мужчин. Хотя в Вашем оркестре есть девушки.

- Да, их двое, и они играют на саксофонах. А в школе искусств в Новой Усмани, где я преподаю, у меня в классе наряду с мальчиками обучаются и девочки. В Японии и Китае есть целые девичьи оркестры. И, кстати, у девочек получается играть на духовых инструментах ничуть не хуже, чем у мальчиков.

- Потому что они старательнее и ответственнее?

- Да, в том числе и поэтому. Сейчас девушки наряду с мужчинами служат в военных оркестрах.

- Исследователи утверждают, что игра на духовых инструментах полезна для здоровья. Возможно, это тоже играет роль в возрождении интереса к ним?

- Как духовик я могу это подтвердить. Звук на духовом инструменте извлекается благодаря дыханию. Причем дыхание не обычное: быстрый вдох и медленный выдох. При таком выдохе кровь лучше обогащается кислородом. Это похоже на систему йоги. Особенно полезна игра на духовом инструменте для профилактики астмы и простудных заболеваний.

- А есть какие-то профессиональные особенности, касающиеся только духовиков?

- У нас вообще все особенное. На звук напрямую влияет и состояние здоровья музыканта, и температурный режим в том помещении, где он играет. А ведь мы играем и на открытом воздухе. Все это влияет на чистоту интонирования, технику исполнения, качество звука. Многое зависит от акустики помещения. Бывают залы, где можно играть очень комфортно, не напрягаясь.


- В обращении дирижера с музыкантами духового оркестра есть своя специфика?

- В симфоническом оркестре обычно принято обращаться к исполнителям по названию инструментов или их группам: тромбоны, первые скрипки и так далее. Если коллектив не такой большой, допускается обращение к музыкантам по имени, чтобы не слишком от них дистанцироваться. Хотя, безусловно, дистанция должна быть. Музыканты обязаны выполнять требования дирижера. Ведь иногда в нотах недостаточно разъяснений для более выразительного исполнения музыкального произведения. Это в основном касается динамики, темпа, штрихов и других элементов исполнения, зависящих от видения дирижера.

- А как Вы стали дирижером?

- Началось все со школы в небольшой деревеньке Псковской области. У нас в детском доме, где я тогда жил, не было ни пианино, ни других музыкальных инструментов. Но у нас имелась пионерская комната, где были барабан и горн. Я его часто брал в руки и научился извлекать из него звуки. Однажды к нам приехал с концертом музыкант из Ленинграда, наш бывший детдомовец. Он играл на кларнете и трубе. Его исполнение родило во мне мечту стать музыкантом-духовиком. Мои мечты сбылись после восьмого класса – я поступил в Псковское музыкальное училище. На третьем курсе появился предмет «дирижирование». И вот тогда я увлекся этим процессом. Когда пришло время сдавать госэкзамены в училище, один из моих педагогов посоветовал поступать в Московскую консерваторию на военно-дирижерский факультет. Я так и сделал. И никогда не жалел об этом. Служил сначала в одном из лучших оркестров Дальневосточного военного округа. Затем в Германии, в оркестре штаба группы советских войск – там были высочайшего уровня музыканты со всей страны. А потом получил назначение в Воронеж. Хотя накануне выиграл конкурс на должность дирижера оркестра Почетного караула. Но с Москвой не сложилось – начальник оркестра решил повременить с уходом на пенсию. И я остался в Воронеже.

- Не жалеете?

- Сначала немножко погоревал, а потом стал проводить фестивали духовой музыки, марш-парады. В 80-е годы было много оркестров – в домах культуры, на предприятиях. Сводный оркестр под моим руководством занимал всю площадь Ленина: 25 оркестров! Мы исполняли музыку как вместе, так и поочередно. Меня это очень увлекало. С 1996 по 2004 годы я проходил военную службу в качестве начальника и художественного руководителя ансамбля песни и пляски «Донская застава» – на тот момент Пограничного управления ФПС России, ныне Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям. А в 2006 году появился Губернаторский эстрадно-духовой оркестр. И вот уже тридцать лет, как я в Воронеже.



14 ноября в зале филармонии состоится концерт Губернаторского эстрадно-духового оркестра Воронежской области, посвященный 10-летию коллектива. В программе прозвучат самые яркие номера из его репертуара, в том числе произведения И. Дунаевского, А. Эшпая, мелодии из отечественных и зарубежных кинофильмов, джазовые композиции Д. Эллингтона, Ч. Паркера, Т. Монка, П. Дезмонда, Г. Миллера, танцевальные мелодии и классические хиты.

В концерте примут участие солисты-вокалисты Наталья Москаленко, Оксана Шапошникова, Светлана Шкарупина, Андрей Сорокин, Святослав Москаленко (кларнет), Артем Жаров (труба), эстрадно-танцевальная группа ансамбля песни и пляски «Донская застава» Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям (балетмейстер-постановщик – заслуженный артист РФ Алексей Малахов).

Поздравить коллег приедут музыканты из других городов: заслуженный артист РФ известный саксофонист Вениамин Мясоедов (Москва), заслуженный артист РФ композитор, аранжировщик и дирижер Александр Халилов (Москва), художественный руководитель Одинцовского эстрадно-симфонического оркестра заслуженный артист РФ Виктор Аникин (Москва), дирижер эстрадного оркестра «Энерго-брасс» Анатолий Зубарев (Ярославль).

Во главе оркестра в этот вечер будут главный дирижер коллектива заслуженный работник культуры РФ Виктор Шорин и Владимир Курило.

Ведет концерт заслуженная артистка России Татьяна Шешина.

14 ноября, зал филармонии, начало в 19 часов.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.