Войти
Персона
22.09.2016 10:22
Александр Скульский: «Приезжаю в Воронеж как в хорошо знакомый город»

Александр Скульский: «Приезжаю в Воронеж как в хорошо знакомый город»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

24 сентября в Воронежской филармонии состоится концерт Академического симфонического оркестра. За дирижерским пультом в этот вечер будет Александр Скульский – народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии.

Это имя любители классической музыки знают и ценят. Маэстро Скульский выступал на одной сцене с выдающимися исполнителями – Владимиром Крайневым, Николаем Петровым, Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым, Наталией Гутман, Николаем Луганским, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами и хоровыми коллективами. В сезоне 2015 – 2016 выступил в качестве приглашенного дирижера с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана.

В Воронеж маэстро приехал за несколько дней до концерта, чтобы отрепетировать программу. В нее вошли сочинения Прокофьева, Гершвина и Берлиоза. В перерыве между репетициями Александр Скульский рассказал о том, что объединяет столь разных композиторов, чем ему дорог Воронеж и в чем секрет дирижерской профессии.


– Пути дирижерского репертуара неисповедимы, – улыбается Александр Михайлович. – Здесь есть интересные моменты. Мы исполняем Второй концерт Прокофьева для скрипки с оркестром. Воронежский оркестр играл это произведение с разными солистами. В этот раз приедет Родион Замуруев, он выпускник и педагог Московской консерватории. А недавно у вас была Элисо Вирсаладзе – профессор Московской консерватории. В этом году консерватория отмечает 150-летие. Мне кажется, что такое представительство нашего замечательного столичного вуза в дни его юбилея – это очень красиво, эффектно, уважительно, по-музыкантски коллегиально. Так вот, Прокофьев был очень увлечен, когда писал Второй скрипичный концерт: во-первых, конечно, работой над самим концертом, и одновременно – день в день, неделя в неделю – он писал «Ромео и Джульетту». И мы сыграем «Ромео и Джульетту» – только другого автора. Мне, кажется, это очень интересно.

– Примечательно, что одну из тем Второго скрипичного концерта Прокофьев написал в Воронеже. Что же касается Берлиоза, то его симфонические картины из «Ромео и Джульетты», кажется, еще не звучали на сцене филармонии, или исполнялись очень давно. А как в программу попал Гершвин?

– Это предложение Родиона Замуруева. И, знаете, тоже не случайное.


В этот момент Александр Михайлович достает из своего дирижерского портфеля черно-белые фотографии. На одной из них запечатлены концертмейстер Воронежского симфонического оркестра Эдуард Марголин, маэстро Скульский и скрипач Игорь Фролов – автор концертной фантазии на темы оперы Гершвина «Порги и Бесс», которая будет звучать в программе 24 сентября. Снимок сделан в Воронежской филармонии двадцать пять лет назад, 2 марта 1991 года.

– Я приезжаю в Воронеж как в хорошо знакомый город, – продолжает Александр Михайлович. – Я жил здесь в разных гостиницах, видел загородную природу, гулял по набережной, ходил во все театры, у меня здесь много друзей. У вас очень теплый, красивый город. Он не выглядит как один из десятков шаблонно построенных, несмотря на сложную историческую судьбу. Он выглядит в чём-то неповторимым.

– А как складываются отношения приглашенного дирижера и оркестра?


– По-всякому. Это своя, особая драматургия. От быстро возникающей симпатии, объединения взаимных целей и интересов до полного неприятия и разногласий.

– Взаимоотношения дирижера и оркестрантов всегда предполагают антагонизм…

– Есть такая профессиональная шутка. Один дирижер говорит другому: я могу пожелать тебе всего, что только может пожелать дирижер дирижеру, имея в виду самое худшее. Дирижер стоит за пультом и воспринимает себя как вершину сцены, а музыканты в оркестре считают так: играем-то мы, а раскланивается он. Так что несправедливость налицо. У нас, вроде бы, эта драматургия не проблемная. Мы относимся друг к другу и с пониманием, и с уважением, и с добросовестным чувством. По-моему, все идет так, как надо. Мне было очень приятно, что Владимир Игоревич Вербицкий прошел партитуру с оркестром. Это знак очень высокой профессиональной этики. Мы учились в Ленинградской консерватории на одном курсе, только у разных педагогов. Я в двадцать восьмой класс ходил, а он в двадцать девятый.

– Для слушателей дирижер – одна из самых загадочных профессий. А как в неё приходят?

– По-всякому. Но вот эта особенность привела к тому, что в нее пошли, можно сказать, случайные прохожие. Например, хороший пианист переиграл руку или скрипачу стало трудновато играть на скрипке – это трудный инструмент – и он идет в дирижеры. Знаете, есть анекдот. Школа Столярского (был в Одессе такой гениальный педагог, учил Ойстраха), война, привозят детей, идет прослушивание. Смотрят на одного мальчика, у него такое лицо скрипичное, удобный подбородок, чтобы прижимать инструмент, ему говорят: ты будешь играть на скрипке. У другого пальцы длинные: на альте будешь играть. Мальчику высокого роста подходит виолончель. Всех прослушали, остался один: слуха нет, чувства ритма нет, пальцы неподходящие. Все в растерянности, а Столярский утешает: не плачь, мальчик, дирижером будешь. Раньше было по-другому. Иная планка, иная философия дирижерской профессии. Культивировалось внимательное, почтительное, даже восторженное к ней отношение. Считалось, что только тот, кто уже овладел какой-то профессией, у кого знания по всем предметам на самом высоком уровне, кто готов тратить на учение все свое время, может осилить эту сверхсложную профессию.

– В последнее время она заметно помолодела.

– Дирижер – это профессия второй половины жизни, сказал Кирилл Петрович Кондрашин. Да, сейчас в дирижеры идут многие мальчики и девочки, кстати, тоже. Но как в неё ни беги, как ни запрыгивай, она всё равно остается профессией второй половины жизни.


24 сентября народный артист России Александр Скульский встанет за пульт Воронежского академического симфонического оркестра. Солист – лауреат международных конкурсов Родион Замуруев (Москва). В программе – концерт для скрипки с оркестром № 2 Сергея Прокофьева, концертная фантазия Игоря Фролова на темы из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, симфонические картины из драматической симфонии «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЖаркий март 25-го

Это был уникальный месяц, когда в отдельные дни на улице было теплее, чем в апреле, а в домах – жарче, чем в июле.

В РоссииВ столице Кубани «Факел» потерпел разгромное поражение, кто будет новым главным тренером команды?

Если новым главным наставником огнеопасных станет Алексей Ребко, стало быть, все варяги отказались.

В миреКультурно-историческое наследие Мьянмы сильно пострадало, российские туристы не могут покинуть страну

Страх, растерянность, нехватка элементарных вещей – всё это создаёт напряженную обстановку, усугубляя и без того сложную ситуацию.

ОбществоЧудо схождения Благодатного огня ожидается 19 апреля

Ориентировочное время – после часа дня по московскому времени.

ТеатрЗаписи балета онлайн: почему это интересно и как выбрать подходящую площадку

Онлайн-платформы позволяют зрителям со всего мира бесплатно получить доступ к постановкам, которые в противном случае могли бы быть недоступны.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 27-30 марта: подвиг «Пальмы»

Благодаря фильму о собаке отечественный прокат не покрыл себя позором.

ПерсонаТрамп может оставаться президентом США до 2037 года – правоведы всполошились из-за прорехи в Конституции

Теоретически это не только возможно, но и совсем несложно. И где гарантия, что Трамп пройдёт мимо такой возможности?

ЛитератураВ Воронеже пройдёт круглый стол, посвящённый малоизвестным страницам биографии Гавриила Троепольского

Фигура писателя продолжает оставаться загадочной, многое нам ещё предстоит узнать об авторе «Белого Бима».

МузыкаВоронежский Союз композиторов приглашает на концерт-элегию к 75-летию со дня рождения Татьяны Шипулиной

Татьяна Шипулина – автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений, сочинений для музыкального театра, духовной музыки.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 22-29 марта 2025 в мировых СМИ

Контраст драматизма, даже трагизма и безмятежности – знак уходящей в историю недели.

Зал ожиданияВоронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей

Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

ГлавноеПерсональная выставка Владимира Гончарова открылась в Ректорской галерее ВГУ

Первые посетители долго, заинтересованно рассматривали и обсуждали работы мастера.