Персона

Александр Скульский: «Приезжаю в Воронеж как в хорошо знакомый город»
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Дарья Бойченко
24 сентября в Воронежской филармонии состоится концерт Академического симфонического оркестра. За дирижерским пультом в этот вечер будет Александр Скульский – народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии.
В Воронеж маэстро приехал за несколько дней до концерта, чтобы отрепетировать программу. В нее вошли сочинения Прокофьева, Гершвина и Берлиоза. В перерыве между репетициями Александр Скульский рассказал о том, что объединяет столь разных композиторов, чем ему дорог Воронеж и в чем секрет дирижерской профессии.

– Пути дирижерского репертуара неисповедимы, – улыбается Александр Михайлович. – Здесь есть интересные моменты. Мы исполняем Второй концерт Прокофьева для скрипки с оркестром. Воронежский оркестр играл это произведение с разными солистами. В этот раз приедет Родион Замуруев, он выпускник и педагог Московской консерватории. А недавно у вас была Элисо Вирсаладзе – профессор Московской консерватории. В этом году консерватория отмечает 150-летие. Мне кажется, что такое представительство нашего замечательного столичного вуза в дни его юбилея – это очень красиво, эффектно, уважительно, по-музыкантски коллегиально. Так вот, Прокофьев был очень увлечен, когда писал Второй скрипичный концерт: во-первых, конечно, работой над самим концертом, и одновременно – день в день, неделя в неделю – он писал «Ромео и Джульетту». И мы сыграем «Ромео и Джульетту» – только другого автора. Мне, кажется, это очень интересно.
– Примечательно, что одну из тем Второго скрипичного концерта Прокофьев написал в Воронеже. Что же касается Берлиоза, то его симфонические картины из «Ромео и Джульетты», кажется, еще не звучали на сцене филармонии, или исполнялись очень давно. А как в программу попал Гершвин?
– Это предложение Родиона Замуруева. И, знаете, тоже не случайное.

В этот момент Александр Михайлович достает из своего дирижерского портфеля черно-белые фотографии. На одной из них запечатлены концертмейстер Воронежского симфонического оркестра Эдуард Марголин, маэстро Скульский и скрипач Игорь Фролов – автор концертной фантазии на темы оперы Гершвина «Порги и Бесс», которая будет звучать в программе 24 сентября. Снимок сделан в Воронежской филармонии двадцать пять лет назад, 2 марта 1991 года.
– Я приезжаю в Воронеж как в хорошо знакомый город, – продолжает Александр Михайлович. – Я жил здесь в разных гостиницах, видел загородную природу, гулял по набережной, ходил во все театры, у меня здесь много друзей. У вас очень теплый, красивый город. Он не выглядит как один из десятков шаблонно построенных, несмотря на сложную историческую судьбу. Он выглядит в чём-то неповторимым.
– А как складываются отношения приглашенного дирижера и оркестра?

– По-всякому. Это своя, особая драматургия. От быстро возникающей симпатии, объединения взаимных целей и интересов до полного неприятия и разногласий.
– Взаимоотношения дирижера и оркестрантов всегда предполагают антагонизм…
– Есть такая профессиональная шутка. Один дирижер говорит другому: я могу пожелать тебе всего, что только может пожелать дирижер дирижеру, имея в виду самое худшее. Дирижер стоит за пультом и воспринимает себя как вершину сцены, а музыканты в оркестре считают так: играем-то мы, а раскланивается он. Так что несправедливость налицо. У нас, вроде бы, эта драматургия не проблемная. Мы относимся друг к другу и с пониманием, и с уважением, и с добросовестным чувством. По-моему, все идет так, как надо. Мне было очень приятно, что Владимир Игоревич Вербицкий прошел партитуру с оркестром. Это знак очень высокой профессиональной этики. Мы учились в Ленинградской консерватории на одном курсе, только у разных педагогов. Я в двадцать восьмой класс ходил, а он в двадцать девятый.
– Для слушателей дирижер – одна из самых загадочных профессий. А как в неё приходят?
– По-всякому. Но вот эта особенность привела к тому, что в нее пошли, можно сказать, случайные прохожие. Например, хороший пианист переиграл руку или скрипачу стало трудновато играть на скрипке – это трудный инструмент – и он идет в дирижеры. Знаете, есть анекдот. Школа Столярского (был в Одессе такой гениальный педагог, учил Ойстраха), война, привозят детей, идет прослушивание. Смотрят на одного мальчика, у него такое лицо скрипичное, удобный подбородок, чтобы прижимать инструмент, ему говорят: ты будешь играть на скрипке. У другого пальцы длинные: на альте будешь играть. Мальчику высокого роста подходит виолончель. Всех прослушали, остался один: слуха нет, чувства ритма нет, пальцы неподходящие. Все в растерянности, а Столярский утешает: не плачь, мальчик, дирижером будешь. Раньше было по-другому. Иная планка, иная философия дирижерской профессии. Культивировалось внимательное, почтительное, даже восторженное к ней отношение. Считалось, что только тот, кто уже овладел какой-то профессией, у кого знания по всем предметам на самом высоком уровне, кто готов тратить на учение все свое время, может осилить эту сверхсложную профессию.
– В последнее время она заметно помолодела.
– Дирижер – это профессия второй половины жизни, сказал Кирилл Петрович Кондрашин. Да, сейчас в дирижеры идут многие мальчики и девочки, кстати, тоже. Но как в неё ни беги, как ни запрыгивай, она всё равно остается профессией второй половины жизни.

24 сентября народный артист России Александр Скульский встанет за пульт Воронежского академического симфонического оркестра. Солист – лауреат международных конкурсов Родион Замуруев (Москва). В программе – концерт для скрипки с оркестром № 2 Сергея Прокофьева, концертная фантазия Игоря Фролова на темы из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, симфонические картины из драматической симфонии «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза.
Ранее в рубриках

В Воронеже — Жаркий март 25-го
Это был уникальный месяц, когда в отдельные дни на улице было теплее, чем в апреле, а в домах – жарче, чем в июле.

В России — В столице Кубани «Факел» потерпел разгромное поражение, кто будет новым главным тренером команды?
Если новым главным наставником огнеопасных станет Алексей Ребко, стало быть, все варяги отказались.

В мире — Культурно-историческое наследие Мьянмы сильно пострадало, российские туристы не могут покинуть страну
Страх, растерянность, нехватка элементарных вещей – всё это создаёт напряженную обстановку, усугубляя и без того сложную ситуацию.

Общество — Чудо схождения Благодатного огня ожидается 19 апреля
Ориентировочное время – после часа дня по московскому времени.

Театр — Записи балета онлайн: почему это интересно и как выбрать подходящую площадку
Онлайн-платформы позволяют зрителям со всего мира бесплатно получить доступ к постановкам, которые в противном случае могли бы быть недоступны.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 27-30 марта: подвиг «Пальмы»
Благодаря фильму о собаке отечественный прокат не покрыл себя позором.

Персона — Трамп может оставаться президентом США до 2037 года – правоведы всполошились из-за прорехи в Конституции
Теоретически это не только возможно, но и совсем несложно. И где гарантия, что Трамп пройдёт мимо такой возможности?

Литература — В Воронеже пройдёт круглый стол, посвящённый малоизвестным страницам биографии Гавриила Троепольского
Фигура писателя продолжает оставаться загадочной, многое нам ещё предстоит узнать об авторе «Белого Бима».

Музыка — Воронежский Союз композиторов приглашает на концерт-элегию к 75-летию со дня рождения Татьяны Шипулиной
Татьяна Шипулина – автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений, сочинений для музыкального театра, духовной музыки.

Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 22-29 марта 2025 в мировых СМИ
Контраст драматизма, даже трагизма и безмятежности – знак уходящей в историю недели.

Зал ожидания — Воронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей
Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

Главное — Персональная выставка Владимира Гончарова открылась в Ректорской галерее ВГУ
Первые посетители долго, заинтересованно рассматривали и обсуждали работы мастера.