Персона
![Воронеж – реальная музыкальная столица Черноземья](/datas/users/tremkiy11_11_1.jpg)
Воронеж – реальная музыкальная столица Черноземья
- Текст: Лев Кройчик
- Фото:
- Правка
- Евгений Борисович, по моему мнению, у нашего города три опознавательных знака: знаменитый шпиль здания Ю.-В.ж.д., памятник Кольцову в одноименном сквере и велосипед профессора Трембовельского, на котором, презрев условности, разъезжает по улицам заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Откуда у вас такая любовь к велосипеду?
- Езжу всю жизнь. Это связано с особенностями моего организма, который любит физические нагрузки. Видимо, это и привело меня в молодости в альпинизм.
- Ах вы еще и альпинист? До каких званий дослужились?
- Кандидат в мастера спорта по альпинизму. И несколько разрядов по легкой атлетике.
- По вас в молодости институт физкультуры не плакал?
- Плакал. Уговаривали бросить консерваторию и заняться более серьезным делом.
- А что ответили вы?
- (Смеется.) Сел на велосипед и уехал... Понимаете, мне не интересно ходить медленно. С велосипедом у меня связано много историй - и приятных, и не очень. Однажды напоролся в темноте на трубу и, перелетев через руль, сломал себе зуб.
В другой раз тренировал собаку (у меня тогда была афганская борзая - кобель по кличке Чайнар). Ехал на велосипеде, а Чайнар бежал справа. В этот момент слева от меня мелькнула точно такая же собака, оказавшаяся сучкой. И мой Чайнар рванулся за дамой. Естественно, я оказался на земле.
Прихожу домой в растрепанных чувствах.
Жена спрашивает:
- Что случилось?
Отвечаю:
- Пострадал из-за женщины.
- Вас эти происшествия не смущают? Профессор, летящий в грязь...
- Город в этот момент видит всего лишь человека, падающего с велосипеда.
Но однажды у меня действительно был случай, когда я привел в изумление своих коллег. Звонят из Ельца, приглашают к ним приехать в качестве председателя предметной комиссии в их колледж. Я даю согласие. Они интересуются, когда меня встречать. Я объясняю, что встречать меня не надо. Назовите адрес гостиницы. А теперь представьте себе лица встречающих, увидевших председателя предметной комиссии, подъезжающего к гостинице на велосипеде.
- До Ельца, между прочим, километров сто тридцать? Или больше?
- Когда в Ельце хоронили Тихона Хренникова, я тоже туда отправился на велосипеде.
- Вы рисковый человек, Евгений Борисович... Крутые подъемы, спуски, оживленная трасса, сумасшедшие автомобилисты...
- Альпинизм приучил у риску. Хотя по натуре я очень осмотрительный человек. Не поеду даже на зеленый свет, пока не удостоверюсь, что мне ничто не угрожает.
- В книге, посвященной вашему юбилею, я обратил внимание на фотографию: один ваш внук сидит на раме велосипеда, а второй - на багажнике. Это же очень опасно.
- А летать не опасно? А ходить по улицам? А просто жить?
Реальную опасность я испытал однажды во время восхождения. Шел в связке с молодой альпинисткой, она небрежно вбила крючок, и я полетел в пятисотметровую пропасть. Спас меня ремень рюкзака, зацепившийся за выступ скалы.
- Именно после того эпизода вы расстались с альпинизмом?
- Нет. Для расставания были другие причины. Это произошло позже, когда я уже серьезно занимался наукой и подготовкой первой диссертации. К тому времени в моем активе были маршруты 4а и 4б категорий сложности.
- А высшие какие?
- 5б... Но предстояло сделать выбор. Альпинизм требует ежегодных сборов на три месяца, чтобы постоянно быть в форме. Нельзя рисковать жизнью - ни своей, ни чужой. Найти эти три месяца в своем расписании я не смог.
- И вы решили вернуться с небес на землю?
- Надо было определяться. И я предпочел науку.
- Две диссертации, пять монографий, двести статей, заведование кафедрой, работа в Союзе композиторов, организация многочисленных конференций, фестивалей, доклады, поездки, выступления...
Вы этого хотели? Или - уточню - именно к такой жизни вы стремились?
- Звучит банально, но я люблю жить. Примером для меня служит Елена Николаевна Гоголева. Она умерла в девяносто три года, и за три недели до кончины выступала на сцене.
Вот это настоящая сила духа.
- Вы религиозный человек?
- Крещен в зрелом возрасте. Считаю себя верующим христианином. Особенно близки мне экуменистические воззрения.
- Вы верите, что возможно объединение всех христианских церквей? Посмотрите, что происходит в Украине.
- Причиной конфликта там, я думаю, являются политические, а не религиозные мотивы. Вообще, в этой тонкой и деликатной сфере уместна толерантность. Думаю, что и безбожников не обязательно ожидает пропасть, тем более что в их среде были Гете, Фрейд, Платонов.
Мне кажутся интересными рассуждения Андрея Петровича Капицы, считающего науку и религию различными частями человеческой культуры. Он говорил о себе: "Я русский православный атеист. Принимая русскую православную культуру, в гипотезе Бога не нуждаюсь".
- Что бы с нами ни происходило, ответственность за принимаемые решения несет каждый из нас. Вы родились в Алма-Ате, там окончили в шестьдесят втором консерваторию. Пятнадцать лет отдали Казахстану, а потом - в семьдесят седьмом - рискнули круто изменить жизнь: переехали в Россию.Что вас подвигло на этот переезд?
- А то вы не знаете?
- Догадываюсь... Когда Горислава Валентиновича Колосова, первого факультетского профессора-журналиста спрашивали, что его побудило перебраться из Алма-Аты в Воронеж, он отвечал: "Климат плохой".
- Так могли бы ответить многие, кто покидал Казахстан в те годы. Формально все было благополучно. И в Караганде, и в Алма-Ате, куда я вернулся после Караганды: преподаю в консерватории, защищаю кандидатскую диссертацию, становлюсь заведующим кафедрой, но чувствую: я - изгой.
Придирки, проверки, доносы, жалобы.
- В естественном стремлении к национальному самоопределению почти всегда возникает некий националистический оттенок. Вместо того чтобы говорить "Мы - такие же, как вы", говорят "Мы - лучше вас". Гнусная, надо признаться, формула человеческого общежития.
- Согласен с вами. Потому мы и уехали...
- А вы коренной алмаатинец?
- Я родился в Алма-Ате, но родители жили под Ленинградом - в Ораниенбауме, небольшом городке, который одно время назывался Ломоносов. Перед финской кампанией им, как и многим жителям предместий северной столицы, предложили эвакуироваться: видимо, военные боялись, что пригороды Ленинграда станут зоной боевых действий в предстоящих боях с финской армией.
Родители уехали в Алма-Ату, где отец - Борис Николаевич Трембовельский, выпускник Ленинградской консерватории, легко нашел работу: играл в симфоническом оркестре, в оркестре при драматическом театре. Мама - Мария Николаевна Трембовельская - после моего появления на свет стала домохозяйкой. В войну, конечно, работала надомницей. К сожалению, папа умер рано - в пятидесятом. От лейкемии.
Нам нравился город - зелень, сады, горы.
- У Некрасова сказано: "Нет безобразия в природе". В жизни, видимо, все сложнее?
- Природа мудрее нас... Я защищал свою дипломную работу, посвященную проблемам симфонизма, с семи вечера до часу ночи. А с часу до трех...
- ...ночи?
- ...ночи, ночи... длилось ее обсуждение. Председатель комиссии профессор Эпштейн был не согласен с моей трактовкой симфонизма. Один из членов государственной комиссии Евгений Григорьевич Брусиловский, известный композитор, мне потом рассказал, что семь членов комиссии оценили мою работу на "отлично", двое -- поставили "неудовлетворительно". Но у председателя было два голоса. А он тоже не принял моей концепции.
В общем, сложили баллы -- и получилось, что больше, чем "удовлетворительно", моя работа не заслуживает.
Потом - уже утром следующего дня - мы часа два гуляли с Евгением Григорьевичем вокруг консерватории по улицам с характерными названиями - Коммунистический проспект, имени Калинина, Памфилова и Кирова.
Евгений Григорьевич меня утешал:
- Женя, жизнь поставит свою оценку.
И вот что любопытно: мне, троечнику, предложили аспирантуру и работу в консерватории.
- А вы, обидевшись, гордо от этого отказались?
- Конечно обиделся. И уехал в Караганду - преподавать в местном музыкальном училище. И, знаете, не пожалел.
Меня тогда крепко поддержали два человека - мой отчим Иннокентий Дмитриевич Клепиков и отец жены Владимир Иванович Черемных. Люди военные, они умели подставлять плечо.
Два года Караганды - хорошая школа жизни. Караганда - очень своеобразный город. Я приехал и увидел там два типа людей: одни - с темными от въевшейся угольной пыли лицами, из-под кепок чубы торчат... - это шахтеры; вторые - рафинированные интеллигенты в шестирублевых китайских рубашках с идеально отглаженными воротничками. Вчерашние каторжане, а ныне ссыльные.
И вот эти интеллигенты посвятили меня в члены своего ордена Несдающихся.
Несломленных людей.
Мне, двадцатитрехлетнему молодому человеку, тогда это было особенно важно.
Книги в библиотеке мне выдавал доктор наук, занимавшийся в прежней жизни востоковедением. Я ходил на лекции профессора Свядоща, который позднее открыл в Петербурге первый в нашей стране институт сексопатологии. Я подружился с Эдуардом Мелбардисом, талантливым инженером, разработавшим оригинальный прибор медицинской диагностики. От изобретателя отмахивались - ссыльному не полагалось что-то такое придумывать.
Спустя много лет Мелбардис сообщил мне: аналогичный прибор запатентовали американцы. Словом, я встретился в Караганде с такой силой духа, что их жажду творчества ничто не могло остановить.
- И вы, оказавшись среди таких людей, окунулись в творчество, презрев козни своих врагов?
- (Смеется.) Когда меня спрашивают о врагах, я отвечаю, что у меня два врага - телефон и телевизор. Оставаясь дома в одиночестве, я отключаю их. В другое время приходится терпеть и тихо ненавидеть достижения современной науки и техники.
Ну а если говорить серьезно, то главный оппонент каждого из нас - мы сами.
Недавно по совету профессора Аллы Борисовны Ботниковой прочитал пронзительную по чистоте и глубине работу преподобной мученицы Марии (Елизаветы Юрьевны Скобцовой) "Типы религиозной жизни". Нетривиальные идеи автора книги о бесчисленных подменах христианства сходятся в тезисе: "Отвержение себя - это главное, без чего нельзя идти за Ним, без чего нету христианства".
- Самоотвержением заниматься очень трудно.
- Другого не дано. К творчеству - в науке и в искусстве - можно относиться по-разному: по-разному его любить, по-разному ему отдаваться. Либо осознавая в своем служении ответственность за полученный свыше дар, либо испытывая горделивое чувство интеллектуального превосходства и радуясь возможности покрасоваться изысками своего творчества.
- Для вас ученые и художники - элита общества?
- Ни в коем случае! Элитарность определяется не профессией, а отношением к делу.
Или - лучше сказать - его трактовкой и целью.
Помните притчу о трех строителях? Их спросили:
- Чем вы тут занимаетесь?
Первый ответил:
- Камни таскаю.
Второй:
- Зарабатываю на жизнь.
Третий:
- Строю Шартрский собор.
Очень важна точка зрения на то, чем ты занимаешься.
Впрочем, творец, как правило, человек самодостаточный. Он прекрасно понимает: значимость созданного им определяет время.
- Получается, что мы с вами, Евгений Борисович, что-то объясняющие, истолковывающие, интерпретирующие, не очень-то нужны обществу?
- А вы помните, Лев Ефремович, ироническое замечание Бориса Пастернака об ученых мужах:
Не знал бы никто, может статься,
В почете ли Пушкин иль нет,
Без докторских их диссертаций,
На все проливающих свет.
- Тем не менее вы в девяносто четвертом защитили докторскую диссертацию "Особенности ладо-гармонического мышления Мусоргского". Зачем?
- Захотелось высказаться.
И - врать не буду - хотелось доказать, что чего-то стою. В Казахстане я много времени уделял изучению взаимосвязи национального фольклора и профессиональной музыки. Это было интересно, но...
- Но?..
- ...но узконаправленно, что ли... А тут - Мусоргский. Самый загадочный русский композитор. Новатор. Не прочитанный до конца по сию пору. И в течение долгих лет остававшийся недопонятым.
- Что значит "не прочитанный"? Его музыка звучит в концертах, его оперы не сходят со сцены...
- А вы знаете, Лев Ефремович, что Римский-Корсаков два года после смерти Модеста Петровича исправлял ошибки композитора?
- У Мусоргского были ошибки?
- В том-то и дело, что не было! Дело в том, что Римский-Корсаков считал законы классической гармонии "божественными" и все, что в них не вписывалось, полагал нарушением норм. А произведения Мусоргского были настолько самобытны, что не укладывались в существующий канон и посему почитались за безграмотные. Поэтому их постоянно редактировали.
- Художник мыслит образами, которые не каждому доступны. Становись на цыпочки, дотягивайся, старайся понять...
- Истинный художник не может не быть мыслителем. Стиль Мусоргского-музыканта многим казался корявым. Анна Андреевна Ахматова заметила однажды, что мы в поэзии пользуемся теми же словами, которыми ведем разговор за чаем с друзьями. Вот и Мусоргский так же ведет свой диалог с аудиторией.
И не он один. Дебюсси, Равель, Барток, Стравинский, Шостакович, Шнитке, Слонимский считали Мусоргского своим духовным отцом и творцом технологических открытий в музыке. Подчеркиваю - именно технологических открытий, что чрезвычайно важно для понимания роли Мусоргского в мировой музыкальной культуре.
Ругали Мусоргского, исправляли, редактировали, а когда посмотрели - убедились: в его музыкальных идеях все соли земли.
- И вы стали первым, кто об этом сказал?
- Разумеется, нет! Это труд поколений, создавших корневую основу для будущих исследований. Работая над диссертацией, я воспользовался советами ряда знатоков творчества Мусоргского - моего консерваторского учителя профессора Иосифа Игнатьевича Дубовского, выдающегося петербургского музыканта и ученого Анатолия Николаевича Дмитриева, московского профессора Юрия Николаевича Холопова.
Говорят, котелок на трех камнях не опрокидывается. Эти три имени и стали для меня надежной опорой, которая позволила мне в своем "котелке" (смеется) приготовить блюдо, оказавшееся востребованным.
Скоро в Москве выйдет второе издание моей книги "Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад".
- Поздравляю!
- Спасибо! Хочу добавить, что влияние Мусоргского испытывают на себе и некоторые воронежские композиторы. Послушайте "Картины по сказкам Андерсена" Сергея Волкова или буффонаду Виктора Горянина "Муха" (словно рожденную от "Блохи"), и вы сами в этом убедитесь.
- Раз уж речь зашла о Воронеже... Вы переехали сюда в семьдесят седьмом, состоявшимся человеком. И все сначала - не трудно было?
- Воронеж меня принял -- это главное. Воронежский период для меня оказался очень плодотворным. Главным своим достижением считаю открытие музыковедческого факультета в академии искусств.
- А кому нужны музыковеды?
- (Хохочет.) Вас, Лев Ефремович, с такой точкой зрения надо немедленно принять в Союз композиторов: труды наши там не в почете - не только у исполнителей, но и у композиторов тоже. Они наших работ не читают, полагая, что все важные теоретические представления получили в годы учебы.
А в результате - некоторые из них топчутся на месте, хотя и создают опус за опусом.
К счастью, в мире всегда были и есть композиторы, которые не только интересуются теоретическими концепциями, но и сами их создают.
Блестящими теоретиками были, например, Чайковский, Римский-Корсаков, Мессиан, Хиндемит, Денисов, Шнитке...
- А как выглядит наш город на музыкальной карте страны?
- Пристойно выглядит... Воронеж - реальная музыкальная столица Черноземья, да и центра России, пожалуй. У нас работают отделение Союза композиторов, академия искусств, филармонический симфонический оркестр, Театр оперы и балета, Воронежский академический народный хор. Город в этом смысле -- признанный лидер региона.
Пока.
- "Пока"? Почему такая осторожность?
- Потому что активно подпирают соседи, создавшие у себя, в частности, симфонические оркестры. Существенно, что молодые симфонические оркестры более внимательны к современной музыке, чем мы.
- А мне, профану, казалось, чего в нашем городе только нет!
- В Воронеже нет академического хора, оркестра народных инструментов, струнного квартета, нет акустически приличного концертного зала, в котором мог быть установлен орган.
Представляете, вырастают в Воронеже люди, которые за свою жизнь ни разу не слышали Баха, Мессиана, Губайдуллину.
Да и внимания к творчеству воронежских композиторов могло бы быть побольше.
- Внимание надо заслужить.
- А вот на Западе, между прочим, есть формальная квота на исполнение современной музыки. В репертуаре симфонический оркестр должен иметь 20 процентов произведений современных композиторов. А у нас?
- Нет пророков в своем отечестве?
- Выходит, что так. Хотя и исполнять, и слушать есть что.
- А семья пошла по вашим стопам?
- Частично. Жена, Надежда Владимировна, заведует струнным отделением в музыкальном колледже № 11, преподает в музыкальном училище, имеет звание "Заслуженный работник культуры". Старшая дочь, Юля, окончила нашу академию, вышла замуж, сейчас живет в Париже, преподает и дает уроки музыки.
Младшая дочь Катя, имеющая по отзывам специалистов уникальные музыкальные способности, по стопам родителей не пошла. После окончания Института высоких технологий живет в Воронеже.
К моей радости, племя Трембовельских размножается - у меня шесть внуков и два зятя, носящих мою фамилию.
- Огласите, пожалуйста, списочный состав племени.
- Зятья - Владислав и Денис, внучка и внуки - Дарья, Дионис, Даниил, Марк, Филипп и Ян.
- По Алма-Ате скучаете?
- Иной раз на вокзале оговариваюсь: "Где здесь поезд на Алма-Ату?". Но о переезде не жалею. Тем более что в Воронеже помимо меня оказалась вся наша семья - и мама с отчимом, и старший брат Ростислав.
Когда я появился в Воронеже, мой коллега по академии (тогда еще институту) профессор Зиновий Яковлевич Анчиполовский, возглавлявший секцию театральных критиков при СТД, сказал:
- Ну вот, теперь у нас появился свой человек, профессионально пишущий о музыке.
Запомнилось это - "свой".
С Алма-Атой сохраняю дружеские отношения. Она, надо сказать, меня не забывает - приглашает на конференцию, фестивали, юбилеи. Выпустила вторым изданием мою книгу о Мусоргском. Но дом мой в Воронеже.
Воронеж меня принял, и я в меру своих способностей стараюсь для него что-то сделать.
- Извините, Евгений Борисович, за вопрос, который может показаться вам неделикатным: вы никогда не хотели стать композитором?
- Чего извиняться - вопрос по адресу.
Отвечаю: от того, что не стал композитором, не страдаю. Но об этом, учась в консерватории, думал. И даже сочинил 24 фуги-прелюдии, сонаты, романсы и ряд прелюдий. Для музыковедов, кстати, сочинительство входит в число обязательных упражнений.
Евгений Григорьевич Брусиловский, послушав мои фуги, сказал:
- У вас это получается. Подумайте о переходе на композиторское отделение. Но при одном условии: если почувствуете, что не можете не писать.
И я задумался: а могу ли я не писать?
Понял, что вполне могу обойтись без сочинения музыки. И остался на историко-театроведческом факультете.
Но о том, что не стал композитором, не жалею.
- А престиж? Хорошего музыковеда знают единицы, включая членов семьи, а хорошего композитора слушает весь мир.
- А кто знает плохого композитора? Я манией величия не болен. Мне не нужен весь мир - мне нужны мои родные и близкие друзья.
Поэтому я удираю со своего юбилея.
- Куда?
- В Париж.
Объявение
Каждый из своего детства помнит отличное средство передвижения – велосипед. Когда Вы уже стали родителями, также желаете доставить ребенку массу ярких и положительных эмоций. Вашему вниманию предлагается купить детский велосипед в алматы. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте limpopo.kz.
Ранее в рубриках
![](datas/users/akuki1s_1.jpg)
В Воронеже — В Воронеже задержали бывшего смотрящего за туризмом
А мы всё удивляемся, почему туризм в регионе развивается только в рапортах и отчётах.
![](datas/users/maneq3s_1.jpg)
В России — За неделю заболеваемость гриппом и ОРВИ выросла в России на 17,5%
Роспотребнадзор зафиксировал в России рост заболеваемости ОРВИ на 17,5%, что даже больше, чем на прошлой неделе.
![](datas/users/flourish1s_1.jpg)
В мире — Самый жаркий январь за всю историю наблюдений шокировал климатологов
Учёные утверждают, что текущий период, скорее всего, станет самым тёплым на планете за последние 125 тысяч лет.
![](datas/users/raps2ss_1.jpg)
Театр — Воронежский театр оперы и балета приглашает на праздничную «Весеннюю рапсодию»
Музыкальный руководитель – маэстро Вероника Кунцевич, недавно принятая в труппу театра.
![](datas/users/kassa7_1.jpg)
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 6 февраля: сдутие «Злого города» и успех турецкой мелодрамы
Кто бы мог подумать, что эпопея Константина Буслова «Злой город» продержится в лидерах только один уик-энд!
![](datas/users/elvis4s_1.jpg)
Персона — Элвис Пресли был телепатом, магом и целителем?
Певец размышлял о метафизических, экзистенциальных вопросах и внимательно читал труды Елены Блаватской и Георгия Гурджиева.
![](datas/users/treh3s_1.jpg)
Литература — Вышел новый детектив Валентена Мюссо «Тайна Дома трёх вязов»
Сначала тебе кажется, что перед тобой ещё один классический герметичный детектив, но потом ты понимаешь, что он не так прост.
![](datas/users/grammy25s_1.jpg)
Музыка — Названы лауреаты премии «Грэмми» 2025 года: куча сюрпризов
Триумфатором вечера вышел Кендрик Ламар, на чью композиция Not Like Us пролился дождь из золотых граммофонов.
![](datas/users/rso2s_1.jpg)
Изобразительное искусство — В Воронеже открылась выставка Романа Соловьёва
Роман Викторович – не только прекрасный художник, но и удивительный человек.
![](datas/users/prisluga1s_1.jpg)
Зал ожидания — О том, как хорошо быть прислугой, расскажет Дворцовый комплекс Ольденбургских
Наконец, в Рамони вспомнят о классовом характере дворцовой жизни господ и обслуги.
![](datas/users/slovach1s_1.jpg)
Главное — Воронежцам и гостям объяснили, как приятно и с пользой провести выходные дни 8 и 9 февраля
Уточняйте подробности и информацию о возрастных ограничениях у организаторов. И – вперёд!