Войти
Персона
12.04.2010 16:51
Дина Годер: «Критик должен иметь мужество говорить правду»

Дина Годер: «Критик должен иметь мужество говорить правду»

Дина Годер приехала в Воронеж в качестве эксперта благотворительного Фонда Михаила Прохорова, чтобы представить спектакли Регионального Чеховского фестиваля. Зная ее по многочисленным публикациям во «Времени новостей», «Театральном смотрителе»  и других изданиях, я не могла не воспользоваться случаем, чтобы поговорить  с ней о  нашей профессии.  Думаю,  этот  разговор будет интересен  всем, кто любит театр.

 

- Дина, что Вы думаете об уровне современной критики, культурной журналистики в России?

- Я в основном читаю своих коллег из Москвы, а с творчеством региональных журналистов знакомлюсь от случая к случаю, когда оказываюсь в том или ином городе. Есть города, где достаточно высокий уровень критики и культурной журналистики,  а есть такие, где ситуация плачевная.

 - С чем это связано?

 - С общим уровнем культуры. Здесь связь прямая. Возьмем некий город N, находящийся где-то в России. В нем есть «взрослый» театр, ТЮЗ, театр кукол. В этом городе люди видят только то, что им показывают эти театры (не считая телевизора). Как эксперт «Золотой Маски» могу сказать, что новых имен появляется очень мало. Это значит, что в этом городе N режиссер Пупкин всю жизнь сидит на этом месте и никого другого  близко не подпускает. Он ставит свои спектакли со «своими» актерами, которые очень от него зависят. Актеры заштамповались. Режиссер, который почти никуда из своего города не выезжает, тоже заштамповался. Это значит, что зритель видит одно и то же.  Чаще всего – это  ужасная драматургия, потому что спектакли надо продавать: пьесы глубинной в три сантиметра, обошедшие все провинциальные театры. На этом материале даже словарный запас не разовьешь. А критик, журналист, не может думать о глубоком, когда он все время  видит спектакли, в которых негде развернуться мысли. Мы, критики, очень зависим  от того, что нам показывают. Конечно, есть глубочайшие умы, которые могут убедительно рассуждать о мельчайших деталях. Но чаще это происходит тогда, когда есть серьезный предмет для разговора.

- Представим себе такую ситуацию. Критики города N пишут хвалебные статьи на все спектакли подряд. Они к режиссеру привыкли, любят свой театр, не хотят ни с кем конфликтовать.  Но потом кто-то не выдерживает и решает разомкнуть этот порочный круг, увидев на сцене что-то уже совсем малопрофессиональное. Что делать этому критику, если он хочет написать правду?

 - Это ужасная ситуация.  Надо исходить из того, что критик должен писать правду.  Но каждый должен решать сам за себя. Мне известны случаи, когда человек  осмелился написать правду и стал персоной «нон грата». Он  не попадает в театр, выпадает на обочину процесса. Мы, критики, работаем на две стороны – на зрителя и на театр. Если мы хотим, чтобы театр стал лучше,  надо быть аккуратным. Это работа кропотливая. Но бывают театры обидчивые, которые не хотят слушать ничего, кроме восхвалений. Тут уж приходится или хвалить, или молчать. Бывает, что театром руководит человек разумный.  Ах, говорит он, ты считаешь иначе? Ну, подскажи, как. В таких случаях легче работать. Но это большая ответственность. Надо становиться экспертом, смотреть очень много спектаклей не только «своего» театра, ездить на фестивали, пусть даже за свой счет, если газета не дает командировку. Это очень трудоемкая работа. Но жизнь показывает, что к такому критику прислушивается даже самый «упрямый» театр, если ты внятно можешь объяснить, что в спектакле не так и как сделать, чтобы было «так». Тебя начинают уважать, к тебе начинают обращаться. Можно пригласить критика, который всегда похвалит, но какая от этого польза театру, режиссеру, актерам? Экспертное мнение – вещь редкая и ценится высоко.

 - Многие материалы пишутся по пресс-релизам, с чужого голоса. Имеет ли подобная практика право на существование?

 - Что  бы мы с Вами ни сказали, подобная практика не исчезнет. Знаю, что задача театра – написать пресс-релиз как можно лучше. Большой, содержательный. Его все равно будут цитировать. Тогда хоть в публикациях не будет откровенной глупости. Каждый  возьмет себе кусочек, и не будет повторов. Наш ответ халтурщикам – хорошая работа.

 -  Почему-то все чаще о культуре пишут люди не очень сведущие.

- Это связано с политикой изданий. Культура, как правило, – на последнем месте. Я с этим часто сталкиваюсь. Даже просто ограничиться  сферой культуры у журналиста не всегда получается. Но он все равно должен быть экспертом хотя бы в одной области. В серьезных изданиях,  у которых умный читатель, переписывание пресс-релизов, конечно, не пройдет. В других же, если журналист хотя бы внятно изложил то, что услышал, – уже хорошо.

- На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать критик или человек, пишущий о культуре?

- Когда я  выбираю студента, главное для меня – понять, насколько человек мотивирован. Интересно ему это или нет. Если у меня есть ощущение, что ему все равно, чем заниматься, то мне этот человек не подходит. Нужно очень много времени посвящать выбранной профессии. Каждый день ходить в театр, читать о нем. Если у человека нет глубинного интереса к театру, его скоро начнет от театра тошнить. И он перестанет о нем писать. Плохого-то в нашем деле больше. Приходится смотреть очень много плохого театра. Это не всякий человек вынесет. Нужно любить свой предмет. Когда я устраиваю собеседование, я спрашиваю, что человек видел, что ему нравится. И если он насмотрен, ориентируется в предмете разговора, он начинает рассказывать о недавних премьерах, звучат какие-то имена... Потом я прошу представить устную рецензию. Есть огромное количество людей, которые являются фанатами театра, но которые неспособны сформулировать свои ощущения от него. Можно не все понять, но важно иметь театральное чутье и уметь сформулировать свою точку зрения. Я, к примеру, научилась определять «на раз», писал  рецензию критик или филолог. Театр часто интересен тем, что действие идет вразрез с текстом. Человек, у которого нет театрального чутья, этого не видит, не слышит, не понимает. Продолжает пересказывать то, что услышал со сцены. А действие при этом могло быть прямо противоположным сказанному.  И еще необходим большой словарный запас.  Плюс любовь к театру и способность сформулировать свое впечатление. Любовь же подразумевает знание театра.

- И уважение  ко всем,  кто избрал служение театру своей профессией...

- Безусловно. Уважение, к театру, к деятелям театра – это некая константа. Но я хочу Вам сказать, что бывают случаи, когда я прихожу в театр и вижу, что спектакль оскорбителен для меня как для зрителя. Режиссер не взял себе труда подумать как следует, поработать над материалом. Что артисты играют это между выходом в буфет и поездкой в Елец. Подобное я считаю оскорбительным по отношению к зрителю, который заплатил деньги за билет. И я, занимая сторону зрителя, должна сказать об этом громко и во всеуслышание. Почему-то когда нас обвешивают в магазинах, мы возмущаемся, а когда это делают в театре, должны молчать. Если вы берете деньги за билет, будьте любезны отвечать за результат. Не только мы, критики, отвечаем за каждое написанное слово, но и актеры отвечают за каждое слово, за каждый жест. Да, бывают неудачи. Не получилось. Такое случается. Но есть вещи, которые  элементарно нельзя показывать. И я это вижу. Это бывает и в Москве. Эти позорные антрепризы… На возмутительные вещи я соответственно  и реагирую. И начинаю меньше уважать артистов, которых раньше любила за их прекрасные роли.

- Получается, что былых заслуг не бывает? Каждый раз на сцене приходится доказывать свою состоятельность?

- Иногда мне очень хочется, что бы этот уважаемый артист вот этого бы не играл. Но у него маленькая зарплата, ему надо зарабатывать на жизнь.   Есть актеры,  в которых рука не поднимается кинуть камень. Лучше промолчать. Но бывает, что человек «обалдел» от того, что он «гений»,  и позволяет себе халтурить просто потому, что он – народный артист. «Вот сейчас я вам подмигну, скажу что-то «особым» голосом – и вы все будете покорены. И что бы я ни делал дальше, вы все будете счастливы от того, что меня увидели на сцене». Частенько такое происходит с «сериальными» артистами. Среди них есть «вознесшиеся»  на Олимп, но при этом они ничего не могут и ничего не значат.

 -  Что в таких случаях делать критикам?

- Честно сказать: «Ребята, не надо нам это втюхивать». Вопрос не в том, говорить или не говорить правду, а в том, с какой степенью резкости это делать. Правду нужно говорить всегда, но это должно  нести пользу. Просто так каждую минуту повторять человеку, что он дурак и халтурщик – не имеет ни смысла, ни эффекта. Но бывают ситуации, когда театр разговаривает с нами так, что мы не можем промолчать и должны дать отпор. Если возьмете западную прессу, там пишут намного резче, чем у нас. Намного. Мы по сравнению с ними – ласковые дети. Даже самые жесткие из нас. И критика на Западе гораздо влиятельнее, чем в России. Если там критик написал разнос, на этот спектакль завтра никто не придет. И никто его не останавливает окриком  «Как ты посмел?!»

 - Как Вы думаете, наша профессия востребована?

- У нее, конечно, ограниченная востребованность, но она есть. Писать  сегодня надо остроумно, живо, по возможности лаконично, со знанием дела, хоть это очень непросто. Тогда твой труд будет востребован. Сейчас потребность в хорошем тексте больше, чем потребность в собственно театральной критике. Кто умеет хорошо, ярко писать, будет обязательно востребован.

 - На Ваш взгляд, таких много?

- Мало. Это штучный товар. Особенно в провинции, откуда  талантливые люди стремятся уехать в Москву.  И их можно понять. В Москве гораздо больше возможностей для работы, для приложения своих сил. Там много театров, много изданий, где ты можешь опубликовать свои тексты. В провинции у тебя три театра и три издания,  в которых всё давно оккупировано. Тебя просто не напечатают. Да, Москва оттягивает таланты. Но тут уж ничего не поделаешь.

 

Беседовала Екатерина Данилова.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже за полгода назвали дату проведения фестиваля «Город-сад»

В последние годы «Город-сад» основательно опростился, потерял былой лоск и респектабельность.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоАлександр Гусев признал провал строительства объектов по нацпроектам

Глава региона признался, что «есть проблемные стройки».

ТеатрВ Воронеже назвали лауреатов фестиваля театральных студий «Карнавал»

Определены три спектакля-победителя, остальные участник получили дипломы.

Кино и телевидениеШоу «Удивительные люди» с рейтингом меньше процента тоже выпало из сотни популярных передач недели

Всё говорит о том, что на нашем ТВ разучились делать развлекательные программы.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.