Войти
Персона
26.06.2014 21:38
Бронислав Табачников: Если у вас висит вывеска «Оперный театр», будьте любезны ставить оперы

Бронислав Табачников: Если у вас висит вывеска «Оперный театр», будьте любезны ставить оперы

  • Текст: Бронислав Табачников
  • Фото: Юрий Данилов

Что вы думаете о прошедшем театрально-концертном сезоне в Воронеже? Этот вопрос первым мы адресовали известному критику Брониславу Табачникову. Профессор поделился впечатлениями об увиденном и услышанном, положив начало традиционному разговору об итогах сезона.

Действительно, есть необходимость осмыслить то, что мы увидели в прошедшем сезоне, оценить ростки нового, свежего, отметить то, что мы не можем принять. Театральных постановок я видел немного. В этом сезоне у меня было много симфонических концертов, к которым надо было готовиться. Основная работа тоже отнимала много времени. Я видел спектакли, но далеко не все премьеры.

Из того, что я видел, мне понравилась работа, представленная на Малой сцене театра драмы - спектакль «Как я стал…» по пьесе Ярославы Пулинович. Тенденция омоложения труппы Кольцовского театра представляется мне очень перспективной. Хотя молодым еще нужно расти до того уровня, к какому мы привыкли в Кольцовском театре. Но в спектакле Никиты Рака произошло удачное соединение опыта и молодости. Это делает спектакль заметным событием театральной жизни.


Этот спектакль воронежцы будут смотреть, как и «Танец Дели». Это современная драматургия, разговор о сегодняшней жизни, о судьбах молодых и не очень молодых. Это искренний спектакль, содержательный и художественно выверенный разговор. Здесь есть то, что отличает искусство от не искусства – художественный образ, который создает та же Надежда Леонова, те же молодые актеры. И вот эта содержательность, то, что Никита Рак и актеры нащупали, нерв, интересный публике – вот что делает эту работу значительной. Мне тоже было чрезвычайно интересно смотреть этот спектакль, хотя иногда раздаются голоса, что он предназначен молодым.

Я смотрел его как критик и как гражданин, который живет в этой стране, все это переживает, встречается с этими людьми, чувствует их проблемы, характеры. Когда я видел работу молодых артистов, то узнавал своих студентов, их заботы и проблемы. Интересный спектакль и очень перспективный с точки зрения направления – и режиссуры, и обновления труппы, и той проблематики, что стучится в дверь.

Видел я и спектакль Анатолия Слюсаренко «Тартюф». Там очень хорошо работает Юрий Смышников, но не могу сказать, что такая трактовка пьесы мне близка.

Спектакль Александра Баргмана «Входит свободный человек»... Не могу сказать, что это большое событие. Симпатичный актер Валерий Потанин, но сказать, чтобы спектакль был хорошо выстроен и брал за душу (как должно быть), - этого нет. Нет глубокого ощущения жизни.

Если говорить об опере, то здесь - глубокое разочарование. Несколько лет главный балетмейстер Меланьин – не побоюсь этого слова – морочил всем голову. И ничего не сделал. Ничего художественного не случилось.

Оперных премьер не было – за исключением «Умницы» Карла Орфа в начале сезона, вполне, кстати, приличной постановки. Объявленный вечер оперетты под названием «Маэстро Дунаевский» вызывает у меня отторжение. Соединение в одном заголовке слов «маэстро» и «Дунаевский» - свидетельство того, что люди, которые это придумали, не понимают: к Дунаевскому это не подходит. Он - человек той эпохи, выдающийся советский композитор, представитель сталинского времени – яркий, талантливый, любимый народом. Целая эпоха. Меня настораживает не только название. Это опять не опера, не балет, даже не оперетта, а какое-то невнятное действо. Посмотрим, что это будет, но настороженность у меня есть.

Три года ждем обещанной премьеры оперы Верди «Бал-маскарад», но вновь не было ни бала, ни маскарада. Если нет денег на костюмы и декорации, поставьте в концертном варианте. Качество продукта определяет все. Я часто повторяю: если висит вывеска «Хлебозавод», будьте любезны, выпекать хлеб. Если написано «Театр оперы и балета», извольте поставить хотя бы одну оперу, один балет в сезон. Хотя бы два премьерных спектакля! Это призвание, предназначение театра. В противном случае, надо менять вывеску.

Если говорить о филармоническом сезоне, то здесь я, пожалуй, обладаю полнотой картины. Мне приходилось если не участвовать в концертах, то бывать на них. Могу отметить некоторые интересные тенденции. Первое. Приглашение прекрасных дирижеров. У нас были дирижеры из США, Италии, Польши… Замечательные музыканты, которые представили прекрасные программы, исполненные с блеском. Публика принимала их очень тепло. Они получили высокую оценку оркестра.
Прибавим к этому неординарную работу и наших дирижеров. Не буду говорить о Владимире Вербицком, признанном маэстро. Но очень вырос Игорь Вербицкий, который стремится к обновлению репертуара. На Платоновском фестивале он представил целое отделение нововенской классики. – Берг, Веберн, Шёнберг. Прекрасно было исполнено. Он все время ищет новые произведения, которые здесь не исполнялись, это важно. И это надо приветствовать.

Были у нас прекрасные, выдающиеся солисты. Скрипач Александр Тростянский, пианист Яков Кацнельсон, очень глубокий пианист Михаил Лидский. Александр Акимов играл с Юрием Андросовым альтовый концерт Шнитке – выдающееся событие. Мы давно не слышали такого альтиста в Воронеже. Сезон в целом показался мне очень удачным. Благодаря новым именам на афише, благодаря продуманному и разнообразному репертуару.

Минусом было отсутствие симфоний Шостаковича. Давно не звучала потрясающая Восьмая симфония. Хотелось бы слышать то, что рождается сегодня, – музыку конца XX и начала XXI века.

Но в целом 88-й филармонический сезон удался. И те прекрасные черты, которые мы отмечаем, создают предпосылки для следующего сезона. И уже не за горами девяностый сезон. Хочется, чтобы наш оркестр подошел к этому рубежу во всеоружии. В смысле репертуара и уровня исполнения, в плане взаимопонимания с публикой. Чем больше будет минут общения с высоким и прекрасным, тем богаче будет жизнь личности.

Ведь, в конечном итоге, для чего все это? Для того, чтоб личность имела право и возможность развиваться и удовлетворять свою духовную потребность. Человек, вышедший из концертного зала, театра не пойдет хулиганить и сквернословить.

Не могу не остановиться на приезде Валерия Гергиева. Это особая тема. Меня 4 мая не было в городе. Но мне рассказали, что не все прошло идеально. Концерты такого уровня надо тщательно готовить. Писать, напоминать, информировать. Этого было мало. Специалисты говорили после концерта об усталости оркестра и неподготовленности публики. Искусство - это таинство, необыкновенный момент жизни. Когда искусство становится на поток, откровение родиться не может.

Меня нередко спрашивают о новом концертном зале для Воронежа. Конечно, городу нужен хорошо оборудованный зал мест на 700 с великолепной акустикой. И Гергиев, и Плетнев правильно ставят этот вопрос. Но сие от нас не зависит. Мы можем сетовать, горевать по этому поводу, но это данность. Я пытался об этом писать с начала шестидесятых годов, но партийная пресса неизменно вымарывала эти строки. Так что будем реалистами. Надо разумно распоряжаться тем, что у нас есть. А это не всегда получается.

Ранее в рубриках
В ВоронежеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.