Войти
Персона
30.05.2014 14:13
30 мая отмечает день рождения Лариса Вахтель

30 мая отмечает день рождения Лариса Вахтель

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: culturavrn.ru

Имя этой пианистки хорошо знакомо воронежцам. Музыкант, педагог, общественный деятель, она много делает для развития культуры родного края, налаживает межкультурные связи между Россией и Германией. Первые профессиональные шаги сделала в Воронеже – училась сначала у Галины Семёновны Усковой, затем у Валерия Степановича Волкова.

Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. Могла бы остаться в Москве, но предпочла вернуться в родной город – чтобы больше играть и быть востребованной в профессии. Факт биографии: до пяти лет Лариса Вахтель занималась фигурным катанием, но…на лед выходить боялась. А вот музыка приняла ее к себе, стала ее жизнью. «Уже сорок лет за роялем», - улыбается Лариса. Ко дню рождения пианистки – эссе Елены Фоминой.

Неслучайное чудо Ларисы Вахтель

Помню, как лет десять назад познакомилась с ней: я, начинающий радиожурналист, делала один из первых своих репортажей в Доме актера. А Лариса рассказывала о своей недавней поездке в Бонн, на родину Бетховена, где ей довелось побывать в доме-музее композитора, сыграть на его инструменте импровизированный концерт (этой чести удостаиваются не все исполнители, посещающие музей; к слову, одним из пианистов, которому позволено было дотронуться до клавиш, к которым прикасался Бетховен, был Йоганнес Брамс) и поклониться могиле Шумана. Вот так всё совпало: любимые Бетховен, Шуман и Лариса. С тех пор они у меня в одном ассоциативном ряду.

Недавний концерт пианистки укрепил ассоциации: в программу своего сольного вечера в Доме актера Лариса Вахтель включила Бетховена, Шумана и Листа. Последний в этом роскошном триумвирате не случаен: Лист боготворил Бетховена, поставил ему памятник в Бонне, а сочинения Шумана включал в свои программы, считал себя обязанным играть его музыку, посвятил Шуману сонату си минор, а Шуман Листу – свою фантазию до мажор.

Очень заинтересовал выбор произведений: от известной всем «Лунной» сонаты Бетховена до редко исполняемых «Давидсбюндлеров» Шумана, а между ними – виртуозный этюд ми-бемоль мажор из шести этюдов Паганини – Листа и властная Тарантелла из листовского цикла «Годы странствий». Зависит ли успех концерта от выбора программы? Трудно сказать: живое, на глазах рождающееся творчество нелепо подгонять под какие-то прогнозы. И все же такая мощная программа не может не вовлечь слушателей в контекст происходящего: мы делаемся соучастниками, наши переживания, вызванные игрой исполнителя, тоже становятся живой тканью концерта, его кровью и плотью.

В игре Ларисы Вахтель как раз пленяет эта живая жизнь, непредсказуемость, когда каждый выход на сцену – диалог со слушателем. И с тем, кто специально приходит на эту пианистку, и с тем, кто, может быть, еще не знаком с ее творчеством. Хотя последнее маловероятно, потому что Лариса Вахтель много выступает – как солистка и концертмейстер, ведет клубы в Доме актера и Доме композиторов, организует фестивали, руководит региональным отделением Союза композиторов России. Она доктор психологических наук, профессор, преподаватель, а еще мама замечательного сына Гриши, которого назвала в честь своего педагога в Московском институте имени Гнесиных – пианиста, автора книг о великом Эмиле Гилельсе Григория Борисовича Гордона. И при такой нагрузке ей удается оставаться удивительно женственной (качество, напрочь утраченное современными деловыми дамами), внимательной, отзывчивой к людям.


А мне бы хотелось больше ее сольных концертов. Желание эгоистичное, но простительное. Потому что эту пианистку интересно слушать. Знакомая до ноты «Лунная» Бетховена в ее исполнении открывается по-иному, где каждый звук воспринимается не с радостью узнавания, а через преодоление каких-то неназываемых мощных внутренних преград, блестящая Тарантелла Листа поднимается до переживаний, сравнимых с ощущением прозы Томаса Манна, а «Давидсбюндлеры» Шумана достигают такого пика откровенности, что кажется, будто интерпретация пианистки подсказана самим автором. Неслучайно Шуман – любимый композитор Ларисы Вахтель.

И нет никакой мистики в том, что за полгода до того, как пианистка поклонилась могиле великого немецкого романтика (Роберт Шуман похоронен в Бонне, и вместе с ним его супруга Клара), наш воронежский поэт Виктор Батраченко написал такие строки:

…Я видел далеко сквозь горные хребты,
Сквозь страны, сквозь границы, сквозь кулисы –
К надгробью Шумана легли чудесные цветы,
И тихо-тихо прозвучало: «От Ларисы»…

Такие совпадения – закономерность, материальное свидетельство чуда для нас, скептиков.
Дорогая Лариса, с днем рождения! В Вашей жизни будет еще немало этих чудесных закономерностей, а значит, и в нашей тоже.

С благодарностью,
Елена Фомина

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.