Войти
Персона
29.03.2010 17:40
Виктор Ломовской: конец киноленты

Виктор Ломовской: конец киноленты

  • Текст: Эдуард Ефремов
  • Фото:
  • Правка

На исходе зимы ушел из жизни Виктор Иванович Ломовской - легендарный оператор Воронежской государственной телерадиокомпании, автор особой «воронежской» страницы в истории советского кино. Виктора Ломовского знали и любили многие. Его оптимизм, чувство юмора скрашивали трудные минуты многим поколениям телевизионщиков. Это был абсолютно непафосный человек. Он часто говорил правду в глаза, но делал это совсем не обидно. Он блестяще умел оценивать людей и всегда держался подальше от начальства.

Сегодня мы публикуем очерк о Викторе Ломовском журналиста Эдуарда Ефремова.


Странное знакомство: подходит человек и не понять, то ли шутит, то ли провоцирует:

- Извините, я здесь проездом… Наслышан, что вы в газетки пописываете, и, кстати, неплохо это делаете, что весьма и весьма вас красит. Так вот – предлагаю, Шура (заговорил незнакомец языком Остапа Бендера), сотрудничество.

Далее шутник понёс что-то явно авантюрное: мол, давай напиши-ка «нам» сценарий фильма про войну. Затем, как бы сценарий у него уже у него в кармане, подытожил:

- Лично к вам наши люди будут присматриваться и вскоре, возможно, получите роль, которая вас сделает знаменитым.

Розыгрыши тогда были в моде, поэтому, как показалось, я вполне удачно отшутился и не дал себя «подцепить на крючок». Только через годы мы по-настоящему сошлись с Виктором Ивановичем Ломовским, человеком чрезвычайной интеллигентности и высочайшего образования. Каково же было удивление, когда он в духе своего мастерского артистического ёрничества внёс «поправку»:

- Ошибаетесь, молодой человек. Мы из бывших, поэтому университеты и академии прошли мимо нас…

Однажды Виктор Иванович привлёк меня к работе над фильмом, посвящённом юбилею Воронежского авиазавода. Месяц вечерами и в выходные дни мы сидели у него в саду и строили планы будущего фильма, «спасали Россию», обсуждали состояние телевидения, печатных изданий и отечественного кино. Вскоре я стал беспокоиться и нервничать – время идёт, а мы к сценарию о самолётостроителях и не приступаем. За несколько дней до окончания отпущенного срока заявил:

- Мой друг, беспокоиться не надо. Фильм у меня давно уже готов, и в нём потребуется лишь твой голос – озвучьте, маэстро!

К тому моменту автор данных строк уже понимал, что имеет дело с Мастером и робел пред высотами, достигнутыми в творчестве Ломовским и его друзьями. Не понимал одного – почему это творчество по-настоящему не оценивается, не получает должную поддержку?

Да, фильмы «группы Ломовского» демонстрировались на телевидении, получали какие-то призы, но воспринималось должностными лицами как «баловство» «экспериментатора». А это была школа, равной которой не было на пространстве всего Советского Союза. Через годы такого непонимания, снисходительного («ведь мы же даём работать!») отношения удостоился телевизионный цикл «Этот мир придуман не нами», созданный писателем Леонидом Семаго, режиссёром Натальей Нетёсовой и рядом операторов…

Когда не стало Виктора Ломовского, на ВГТРК, где он проработал десятилетия, не сочли нужным дать некролог или даже «бегущей строкой» сообщить об утрате. Из Москвы на похороны приехали многие, считающие себя учениками Ломовского, операторы и журналисты ведущих российских телеканалов. Они руководству телекомпании предложили свои услуги – сделать двухминутный сюжет о замечательном человеке и мастере своего дела, но услышали: «Мы считаем, что для нас эта смерть не имеет особого значения…»

Он вырос на улице Авиационной среди послевоенной шпаны. Отец, имея «бронь», добровольцем ушёл на войну. Только в 1957 году родные узнали, что Иван Григорьевич был ранен в Брянских лесах и умер в госпитале Тамбова. Из шести братьев отца погибли пятеро.

Воронежская послевоенная безотцовщина. Почти все сверстники по несколько «ходок» сделали в тюрьмы, а Витька продолжал оставаться им другом и делал из них артистов. Считал, что его спасла мама. Анастасия Михайловна училась в ленинградском художественном училище – прекрасно рисовала, любила поэзию.

Какая воровская и блатная романтика была рядом! Дух захватывает только от одного представления, что ты можешь быть рядом с этими кумирами фартового мира! Но когда однажды его, сопливого, пригласили на «дело», вдруг решительно и твёрдо заявил – не пойдёт! В один миг пришло озарение, что мир, о котором читают книжки вместе с мамой, мир увлечений рисованием, «путешествиями», фотографией гораздо чище, светлее… А какую прекрасную жизнь показывали в кино! Свой первый «фильм» он сделал из… фотографий. Сам придумывал сюжеты. В качестве «артистов» ему позировали сверстники, пошедшие по воровской линии. Сосуществовало на Авиационной два параллельных мира, в одном из которых верховодил Витька Ломовской.

Он чем-то сродни донскому казаку Александру Хонжонкину, родоначальнику дореволюционного кино. Тоже человек «с улицы», без образования, искал типажи среди простого люда, с ними экранизировал русскую классику, да так у него дело пошло, что построил Ялтинскую киностудию, кинотеатр в Москве…

Талант от природы. Точнее, от Бога. Неудержимо рвётся к проявлению дарованное тебе Господом, но в то же время стремишься показать, что не обделёны подобным восприятием мира и те простые люди, которые рядом с тобой.

Годом счастья считал работу помощником осветителя в драматическом театре. Вскоре почти все роли артистов знал наизусть и частенько в критических ситуациях подсказывал им слова.

В армии при строжайшей конспирации с пятнадцатью единомышленниками стал делать из деревяшек и досок сабли, кинжалы, ружья и снял фотофильм «От Бухары до Душанбе». Блистательные съёмки про басмачество проходили в ближайшем овраге и песчаном карьере близ одного из молдавских сёл, где располагалась их воинская часть.

После службы Ломовской, фрезеровщик механического завода, купил кинокамеру «Киев». 1962 год – начало пожизненной всепоглощающей самоотдачи настоящему кино. Никакой учебной и вспомогательной литературы – всё методом проб и ошибок. «Киностудия» зарплату сжирала мгновенно. Перешёл в грузчики – там больше платили…

Когда в доме профсоюзов открылся клуб кинолюбителей, и он записался в него в числе первых, оказалось – на голову выше всех. Кинооператор Ростовской студии кинохроники Станислав Коновалов сразу понял, что за самородок пришёл к нему учиться. Ошеломил предложением, о котором и не мечталось, подать заявление на должность методиста в областной Дом народного творчества и стать главным помощником и организатором единой команды всех кинолюбителей Воронежской области. В 1967 году тот же Коновалов рекомендует Ломовского на воронежское телевидение.

Если добрый и отзывчивый профессионал Станислав Коновалов был в восторге от всего того, что снимает «самоучка», то на телестудии многие его встретили более, чем холодно. Иные «мэтры» даже руки не подавали. К кинокамере не подпускали – носи пока за нами штатив и заряжай кассеты. Учись, брат!

Более тяжёлого периода в жизни не было. Через год также холодно и высокомерно встретили переведённого из Борисоглебской студии профессионального кинооператора Владимира Петрушина. Ему сразу же другом стал неунывающий Ломовской. За все годы Виктор Иванович не изменил правилу – любого новичка в коллективе встречать, как родного. Не встретишь, не обласкаешь, не полюбишь коллегу, сломать завистники чёрствые люди могут так, как чуть не сломали его.

Каково же было удивление Петрушина, когда приставленный к штативу предложил ему… снимать кинофильмы! Два одержимых человек, два настоящих художника, ставшими друзьями не разлей вода, в «свободное от работы время» начали выпускать фильм за фильмом. Кто хоть малейшее отношение имеет к журналистике или операторской работе на телестудии, знает, что свободного времени не бывает – только ночи, выходные да отпуска.

Виктор Ломовской шил костюмы героям гладиаторов времён Спартака, шил обмундирование для тех, кто играл роли советских и фашистских солдат, делал реквизиты… Увлёк своим киношным фанатизмом знатока оружия всех эпох Сергея Гончарова, мастеров на все руки Юрия Грачёва, Юрия Редченко, Юрия Родина, Сергея Алексеева, Володю Дворцова… Музыканты, архитекторы, милиционеры, военные, учителя, спортсмены… С невероятной достоверностью в одном из фильмов снят воздушный бой. Профессионалы лётчики не могли понять, как такое отснять удалось? Всё предельно просто. Ломовской с ювелирной точностью смастерил макеты самолётов, которые на колечках прикрепил к проволокам, протянутым над глубоким оврагом. Как китайский фокусник, посредством верёвок, палок заставлял «самолёты» пикировать, взмывать вверх… Потом этот «бой» смонтировали со съёмками артиста, игравшего роль лётчика в кабине «самолёта», стоявшего на земле.

В фильме «Зачем?» сцена расстрела была снята с немалым риском. Чтобы всё было достоверно, без дураков, Виктор Иванович сам стал к бетонной стене и уговорил мастера спорта по стрельбе сделать над его головой несколько выстрелов, да так, чтобы осколки от стены хлестали по щекам…

«Риск», «Последний выстрел», «Джунгли мстят», «Гладиаторы», «О друзьях-товарищах», «Счастливые дни Ивана Степановича», ежегодные «спецвыпуски» к 8 марта – Россия талантливая, мужественная, юморная. И ни одного профессионального актёра – все «с улицы», типажи, подмеченные Ломовским…

Пришёл штурман Николай Петров из авиационной части с просьбой научить его… заряжать любительскую кинокамеру, которую он купил. Вскоре стал снимать на уровне профессионала и играть так, как ни один актёр не сыграет…

Жизнь счастливо связал с Серафимой Георгиевной – не просто жена, а такой же человек, опьянённый романтикой съёмок, желанием сказать людям о том, что они должны всегда помнить, чем должны всегда жить, чтобы оставаться всегда и в любых ситуациях людьми…

Денег всегда хватает, если идут они на дело, которое делает тебя окружающих счастливыми. Где брал дефицитную киноплёнку? Её оператору отпускали из расчёта один к трём, то есть из такого расчёта допускались метры брака или «пристрелочные» метры. Ломовской стремился снимать «один в один» и учил этому мастерству других. Сэкономленная плёнка шла на киноленты, ценность которых будет расти год от года. Мало того, из этих сэкономленных метров умудрялся отпускать плёнку Анатолию Эриксону, такому же непревзойдённому кинорежиссёру, оператору и сценаристу из Калача…

Успел издать тоненькую книжечку «Моя жизнь и творчество» - для «семейного пользования». Предполагалось – это начало большой работы по обобщению всего того, что связано со страницами «воронежского кино». Не успел…

Вот такую о себе память оставил человек, вечно юморивший, но чрезвычайно ответственный перед временем, теми, кто ему дал жизнь и теми, кто жить в России будет дальше.

Сознательно упустил многое, о чём знаю, чему был свидетель – лучше меня об этом расскажут его друзья, объединённые любовью к кино и очарованием общения с человеком «из бывших», который «здесь проездом». Если мои наброски продолжат все, кто создавал уникальное «воронежское кино», то получим весьма интересную и полезную книгу во всех отношениях.

Наверное, надо подумать и о том, чтобы создать особый фонд фильмов Ломовского – они должны и обязаны гораздо эффективнее работать на наших телеэкранах, в учебных аудиториях школ и вузов, чем те телевизионные сериалы, в которых враньё да уничтожение в наших душах добра и любви.



На снимках: Виктор Ломовской; книжка-«самиздат» - рисунок-символ на обложке выполнен Владимиром Петрушиным.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже за полгода назвали дату проведения фестиваля «Город-сад»

В последние годы «Город-сад» основательно опростился, потерял былой лоск и респектабельность.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоАлександр Гусев признал провал строительства объектов по нацпроектам

Глава региона признался, что «есть проблемные стройки».

ТеатрВ Воронеже назвали лауреатов фестиваля театральных студий «Карнавал»

Определены три спектакля-победителя, остальные участник получили дипломы.

Кино и телевидениеШоу «Удивительные люди» с рейтингом меньше процента тоже выпало из сотни популярных передач недели

Всё говорит о том, что на нашем ТВ разучились делать развлекательные программы.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.