Войти
Персона
11.09.2009 19:52
Главный дирижер воронежской оперы Юрий Анисичкин мечтает о «Борисе Годунове»

Главный дирижер воронежской оперы Юрий Анисичкин мечтает о «Борисе Годунове»

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: theatre-vrn.ru
  • Правка

Первые впечатления о премьере сценической кантаты "Кармина Бурана" здесь .

Афиша оперного театра интригует: «Готовится к постановке сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана». Обозначенный жанр не часто встречается на наших сценических подмостках. Так что же мы увидим – хор, исполняющий на сцене классическую кантату, или балет?

Самое время напомнить о том, что представляет из себя это произведение. Первоисточник – «Кармина Бурана» - это сборник средневековых поэтических текстов о судьбе, о любви, о радостях и тяготах жизни, найденный в начале XIX века в одном из бенедиктинских монастырей в Баварии. Авторы стихов – безвестные школяры (студенты) и странствующие монахи. Название рукописи дал ее издатель И. Шмеллер. «Carmina» в переводе с латинского языка значит «песни». «Burana» — название местности, где были найдены рукописи. Карл Орф (1895—1982) оставил в неприкосновенности оригинальный текст, выбрав 24 стихотворения о любви, о весне, застольные и сатирические песни и несколько гимнических строф. Жанр своего произведения композитор определил как «Светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене». Первое исполнение кантаты «Кармина Бурана» в 1937 году обернулось триумфом. После премьеры композитор сообщил своему издателю: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С "Кармина Бурана" начинается мое собрание сочинений».

С вопросами о предстоящей премьере кантаты я обратилась к главному дирижеру Воронежского государственного театра оперы и балета, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации, профессору Юрию Анисичкину.

- Юрий Петрович, давно ли Вы загорелись идеей поставить на воронежской сцене кантату «Кармина Бурана»?

- Идея вынашивалась достаточно долго. Думали сначала сделать в концертном исполнении, но потом, в процессе работы над этим полотном мы пришли к выводу, что спектакль нужно ставить так, как его задумал автор. Ведь произведение написано как «мирские песнопения» на основе религиозных средневековых текстов – для хора и балетной группы. Это не будет статичный вариант. От замысла к воплощению путь не всегда близкий. Нам понадобилось определенное время, чтобы подобрать постановочную группу. Хотелось, чтобы был опытный балетмейстер, художник с тонким вкусом.

- Настолько все это актуально?

- В высочайшей степени. Музыка Карла Орфа, которая создавалась в тридцатые годы прошлого века (премьера состоялась в 1937 году), содержит в себе элементы и рока, и джаза, и каких-то первобытных песнопений. Гениальная партитура, которая шагает победным маршем по всему миру. «Кармина Бурана» звучит в Европе, в Америке, в России – правда, как кантата. А мы решили следовать указаниям автора. Нашли постановщика. Это Денис Постоев, молодой волгоградский балетмейстер. На мой взгляд, талантливый, ищущий, умеющий работать с труппой. Мы пригласили художника Евгения Иванова. У него потрясающий послужной список – он был художником-постановщиком в Саратовском театре драмы и Саратовской опере. Работал в театре имени Вахтангова в Москве. Всего в его биографии около двухсот работ. Знакомство с ним началось у нас гораздо раньше. У нас ведь есть готовые декорации к «Борису Годунову». Они были готовы еще три года назад. Но в силу острой финансовой недостаточности, мы не смогли пока поставить эту оперу. Надеемся, что это обязательно случится к 50-летию театра.
Ну, а премьеру спектакля «Кармина Бурана» мы покажем уже в конце ноября. Хор у нас будет не только поющий, но и танцующий. Участвует и балетная труппа.

- Не боитесь принести музыку в жертву зрелищности?

- Все должно идти от партитуры. Есть моменты, когде хор должен стабильно и мощно звучать, а есть такие, когда он может (и должен!) двигаться. Все это - в костюмах и декорациях. Наши молодые певцы с удовольствием взялись за эту работу. Репетируют с большим энтузиазмом. Работа выходит на финишную прямую.

- Можете кого-то выделить?

- В принципе, с полной отдачей работают все. Но, если вы настаиваете, могу назвать баритона Игоря Горностаева, тенора Дмитрия Башкирова. Кроме них заняты еще шесть солисток-сопрано.

- А какие названия появятся в нынешнем сезоне в балете?

- Ставим «Барышню и хулигана» на музыку Дмитрия Шостаковича, ведем переговоры с Владимиром Васильевым по поводу балета «Макбет» Кирилла Молчанова. Этот спектакль я лично ставил в Самарканде, да и для Владимира Викторовича это не первая встреча с «Макбетом».

- Опыт с постановкой "Анюты" оказался успешным...

- Да, «Анюта» получилась удачной. И «Золушка» оказалась очень удачным балетным спектаклем. Мы показывали ее в Америке в десятках городов – от Флориды до Канады и от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Всюду был успех. Публика принимала нас очень тепло.

- Что Вас больше всего порадовало или удивило в США?

- Поразили профессионализм музыкантов и оперативность американской критики. Зачастую отклики и рецензии выходили на следующий день после спектакля. И никакой заданности, предвзятости в оценках, напротив, доскональное знание своего предмета и объективность. Положительную рецензию дала даже газета «Нью-Йорк Таймс». Наш балет, наш театр завоевали свою нишу в условиях жесточайшей творческой конкуренции. Но наша пресса ничего об этом не писала.

- Теперь напишем. Какие новые названия оперных спектаклей появятся в афише?

- Главный режиссер нашего театра Александр Зыков будет ставить «Волшебную флейту» Вольфганга-Амадея Моцарта, также в декорациях Евгения Иванова.
Я хотел бы продолжить и дальше линию постановочных проектов. Сейчас появилась возможность поставить оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Появился состав, который это «потянет».

- Помнится, мы с Вами говорили об этом названии еще лет пять-шесть тому назад.

- Да, это удивительная музыка, и я рад, что теперь опера «раскладывается» на голоса.

- Вы делаете ставку на новых солистов, на свежие голоса?

- Не секрет, что ряд солистов пришли к нам прямо со студенческой скамьи. Они начали свою карьеру на сцене нашего театра. Мы даем им возможность попробовать и проявить себя. А на те партии, на которые у нас пока нет исполнителей, приглашаем солистов из других театров – из Большого, Мариинского тетра, Новой оперы, из театров других городов. И в этом сезоне мы тоже улышим прекрасных приглашенных исполнителей.

- Обновится ли хозяйственная часть театра?

- Надеюсь, что да. Портал сцены уже обновляется. Это стало возможным после прихода нового губернатора. Алексей Гордеев с супругой пришли на спектакль «Севильский цирюльник» сразу же после инаугурации. И им понравилось! Молодые, свежие голоса, талантливая постановка, изящные декорации, хорошо звучащий оркестр – все это было по достоинству оценено. Вообще, предъюбилейный сезон – самое время для обновления.

- Театр завершил 48-й сезон показом оперетты «Цыганский барон» на открытой площадке в музее-заповеднике «Дивногорье». Я писала тогда, что уместнее было вывезти «Князя Игоря».

- Да, оперетту в «Дивногорье» на этот раз мы не повезем. В следующем году планируем дать концертное исполнение оперы Бородина «Князь Игорь». На огромной поляне будет сооружен помост, оборудовано специальное место для оркестра. Ожидается, что на спектакль под открытым небом придут полторы-две тысячи зрителей. Насколько я знаю, дирекция музея-заповедника полностью поддерживает эту идею.

- А новая русская опера в репертуаре появится?

- В юбилейный сезон обязательно должно появиться название русской оперы. Практически готово художественное решение «Бориса Годунова» Мусоргского – декорации, эскизы, макеты костюмов. Надеюсь, что это название появится в нашей афише.

- Многие драматические режиссеры ставят оперные спектакли. Михаил Бычков поставил «Вертера» Массне в музыкальном театре имени Станиславского. Вы бы не хотели пригласить его снова, через 7 лет после «Искателей жемчуга»?

- Именно я был инициатором приглашения Михаила Бычкова на постановку «Искателей жемчуга» Жоржа Бизе в 2002 году. Думаю, это был удачный опыт. Сейчас ведем переговоры с другими крупными режиссерами. Есть у меня мечта: если бы согласился к нам приехать Юрий Петрович Любимов! Ведь нужен творец именно такого масштаба. Чтобы режиссер мог не только « развести» сцены, а чтобы принес свою философию, тесно сотрудничал с художником. Это же совместный творческий процесс! Сейчас ведь большая проблема и с режиссерами, и с дирижерами. Недостаточно взять в руки палочку, чтобы профессионально провести спектакль. Дирижируют ведь не палочкой и не дипломом, а всем творческим потенциалом и музыкальным опытом, если можно так выразиться.

- Предлагали Вам работу в столичных городах?

- Да, были конкретные предложения. Но я не поехал, главным образом из-за детей. На семейном совете было решено, что они должны доучиться в Воронеже. Возможно, это была ошибка. Но теперь уже поздно жалеть. И здесь много интересной, увлекательной работы. К тому же меня нередко приглашают на различные фестивали, конкурсы. Есть опыт дирижирования крупными зарубежными оркестрами. Так что своей оторванности от музыкальных процессов я не чувствую.


Юрий Петрович Анисичкин родился в 1947 году. Учился в Кишиневской консерватории, а затем в аспирантуре Московского института имени Гнесиных. После окончания аспирантуры несколько лет преподавал в консерватории, а в 1978 году получил предложение занять пост главного дирижера Самаркандского оперного театра. В 1987- 1989 годах работал главным дирижёром Башкирского театра оперы и балета.
29 августа 2009 года исполнилось двадцать лет со дня его прихода в Воронежский театр оперы и балета в качестве главного дирижера.
В его активе - 50 постановок опер и балетов. Среди них: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Отелло», «Аида», «Риголетто», «Травиата», «Реквием» Дж. Верди, «Кармен», «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева, «Сельская честь» Масканьи.

Ранее в рубриках
В ВоронежеХороших дождей в Воронеже и области не ожидается

Дефицит влаги в почве может достичь критических значений и повлиять на урожай.

В РоссииОбъявлены победители пятого сезона проекта «Большой балет»

«Большой бадет-2024» завершился под сурдину с рекордно низкими рейтингами.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаЗаметные кадровые перемены произошли в мэрии Воронежа

В частности, свой пост покинул первый заместитель главы города Юрий Тимофеев.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.