Персона
Р.Г. Миронович (1904-1998)
Ростислав Миронович - музыкант, педагог, интеллигент
- Текст: Елена Фомина
- Фото: culturavrn.ru
17 марта исполняется сто десять лет со дня рождения Ростислава Мироновича, дирижера и педагога, завершающая часть жизни которого тесно связана с Воронежем. Очерк об этом замечательном человеке, внесшем заметный вклад в развитие культуры, написала Елена Фомина.
Он родился в 1904 году в Майкопе, на Кубани, в интеллигентной семье. Отец – Георгий Васильевич Миронович – из духовного сословия, до революции 1917 года преподавал историю, русскую литературу и латинский язык, после был учителем средней школы и преподавателем Учительского института. Мать – Надежда Николаевна, урожденная Молостова, потомственная дворянка, профессиональная пианистка, окончила училище Русского музыкального общества в Тифлисе. В семье Мироновичей было четверо детей, все состоялись как музыканты.
Ростислав Георгиевич учился в гимназии в Гори (там преподавал отец), там же начал играть на флейте в духовом оркестре. Родители часто возили его на симфонические концерты и оперу в Тифлис, большое впечатление на юного Мироновича произвело выступление вундеркинда Вилли Ферреро. Он стал мечтать о профессии дирижера. Однако поступил сначала в Краснодарский сельхозинститут (сказалась любовь к земле и природе), а через год, в 1923 году, не бросая учебу в институте, стал студентом Краснодарского музыкального училища по классу флейты. Еще через год, в 1924-м, организовал при сельхозинституте любительский симфонический оркестр, которым дирижировал до окончания института – осени 1927 года.
Еще в музучилище начал сочинять – написал несколько романсов, оркестровых пьес и детскую оперу «Листопад», которая была поставлена на сцене Краснодарского театра силами Дома художественного воспитания детей.
В 1928 году поступил в Московскую консерваторию – на оркестровый факультет по классу флейты к Владимиру Цыбину. В 1932-м был принят на должность дирижера в театр Юрия Завадского и в том же году поступил на дирижерский факультет консерватории в класс Бориса Хайкина. Продолжал сочинять музыку и, несмотря на загруженность, занимался композицией в классе Сергея Василенко.
В начале 1935 года был принят без конкурса в симфонический оркестр Московской Государственной филармонии. Переиграл обширный репертуар со многими выдающимися дирижерами – Клемперером, Вальтером, Фридом, Сенкаром, Головановым, Орловым, Небольсиным и другими. Игру в этом оркестре и наблюдение за работой крупных мастеров считал лучшей школой.
В 1941-м в его жизнь ворвалась Великая Отечественная война. С середины июля 41-го года воевал в действующей армии Юго-Западного фронта в звании Гвардии старшего лейтенанта Первой Гвардейской стрелковой дивизии. Был ранен, контужен, после лечения в госпитале демобилизован по инвалидности.
В 1943 году командирован в Тувинскую народную республику (в то время Тува еще не входила в состав СССР), в город Кызыл. Руководил музыкальной частью Тувинского национального музыкально-драматического театра, занимался реконструкцией национальных инструментов, обработкой народных песен, писал музыку для оркестра, балета, драматических спектаклей, сочинил оперу на тувинский сюжет.
С 1945 по 1962 годы дирижировал в Киргизском театре оперы и балета, поставил двадцать пять новых оперных и балетных спектаклей, среди которых «Раймонда», «Волшебная флейта», «Русалка», «Риголетто», «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица»… Преподавал в Киргизском музыкальном училище по классу флейты, дирижирование, теоретические дисциплины. Во время работы в Киргизии получил звание заслуженного деятеля искусств.
В начале 1962 года стал дирижером Воронежского театра оперы и балета. За пять лет поставил десять новых спектаклей. В их числе - «Аида», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Богема»…
С 1973-го до сентября 1997-го преподавал в Воронежском институте искусств в классе флейты и оперном классе.
Умер в апреле 1998 года.
…Я, к сожалению, никогда не была знакома с этим Музыкантом и Человеком. Но – таково свойство Большого Таланта – пробуждать к себе самые искренние чувства у всех, кто с ним сталкивается. Обилие заглавных букв – отнюдь не пафос, в отношении Ростислава Георгиевича неуместный, а дань уважения Дирижеру, Педагогу, Учителю – в самом высоком значении этих слов. Я благодарна тем, кто рассказывал мне о Ростиславе Георгиевиче: Галине Владимировна Тарасовой, Валерию Васильевичу Тупикову, Инге Михайловне Костринской, Надежде Дмитриевне Сыпаловой, уже ушедшим Вере Марковне Теплитской, Евгению Ивановичу Пойманову, Набиле Галиевне Валитовой… Они работали с ним, учились у него, каждому было и есть что сказать о любимом дирижере и педагоге. Готовясь к этой дате, я перебирала материалы о Мироновиче и нашла удивительную статью Веры Марковны Теплитской. Ее слова не устарели, как не может устареть восхищение истинным талантом, служение своему делу, преклонение перед тем, настоящим, что есть в искусстве.
«Время обладает счастливой особенностью, - пишет Вера Марковна, - оно сохраняет Чистоту, суетное, мелкое, которое есть в каждой жизни, – уходит из памяти. Остается главное, бесценное.
Что, на мой взгляд, было доминирующим в личности Ростислава Георгиевича?
Для меня это связано со словом Культура – от латинского «возделывание» (души, конечно).
Так вот, понятие Культура – со всеми его смыслами, пожалуй, могло бы быть ключевым к его облику учителя и человека.
Культура чувств.
Культура общения.
Культура как главная ценность в жизни своей нации и Родины, которую он защищал.
Культура быта, поведения, внешнего вида.
Культура как понятие глобальное имеет много слоев и уровней, а искусство – это верхняя, несущая ее часть. Искусство, Музыка – были стержнем и высоким мерилом его жизни, потому что он Музыку воспринимал и представлял в своей жизни как Откровение Высших Начал. Как нечто святое, потому был справедливо непримирим к невежественному произволу в искусстве, к примитивному и вульгарному подходу к восприятию искусства.
Его семья, родители, учителя, Московская консерватория того времени, общение с выдающимися величинами в искусстве сформировали его вкус и критерии, которые он стремился привить и «деликатно насадить» своим ученикам…
Содержанием его жизни была Любовь! Любовь к жизни, к профессии, благодарная любовь к учителям, друзьям, ученикам. И удивительно, эта любовь с возрастом не иссякала. Он часто говорил о существующем законе нарастания энергии – чем больше дел, тем больше сил.
Ростислав Георгиевич все делал с удовольствием: занимался с учениками, сочинял музыку, аранжировал, водил автомобиль, готовился к приему гостей, кормил птиц…
Мы все создаем традиции нашего вуза, привнося естественным образом в нашу деятельность, в нашу духовную жизнь те примеры, модели поведения и принципы, которые мы получили от своих учителей и которые потом складываются как доминирующие.
В записных книжках Ростислава Георгиевича я прочла о традиции: «Следование традиции – это не сохранение пепла, а поддержание огня». Для него это не было красивой фразой. Действительно, в нашем созидающем взаимном обмене должен быть кислород, поддерживающий живой огонь. И это, прежде всего, мышление, свободное от рутины и штампов, свобода выбора и ответственность.
Хочу подчеркнуть, что, по сути, то, чем мы занимаемся – образование – это культура человека, понимаемая очень широко, включающая в себя не только обучение профессиональным навыкам, искусствоведческий кругозор, эмоциональный и слуховой опыт и т.д. Этого недостаточно. Цели образования, которое по своему существу никогда не может быть завершено, должны обязательно совпадать с целями культуры: нравственными, художественными, научными, религиозными и т.д. Это не сумма знаний, а штучная, индивидуальная их переработка. Ведь художественный талант – величина загадочная, это всегда тайна. Именно таланты определяют меру вещей, но Ростислава Георгиевича интересовали таланты как величины моральные…
Мы часто в жизни и в профессии проходим мимо людей скромных и по своей деликатной природе не являющихся яркими лидерами. Но они часто бывают накопителями духовного богатства времени, в котором жили и живут. Потому, что умеют ярко и точно помнить, благоговейно помнить пережитые впечатления, не «приукрашивая» эти явления собой, не навязывая в эти явления себя. Таким был Ростислав Георгиевич Миронович.
Меня всегда покоряла в Ростиславе Георгиевиче его глубокая благодарность и любовь к своим учителям и своей Alma Mater – Московской консерватории. Увы, если наши студенты не вспоминают добрым словом свою Alma Mater, то в этом, думаю, виноваты и мы, их наставники…
Ростислав Георгиевич часто повторял слова академика Д.С. Лихачева, которого очень чтил: «Злой может притвориться добрым, глупый – умным, вероломный – преданным. Интеллигентным притвориться нельзя».
А что для него воплощалось в этом понятии – интеллигентность? Не только образованность, способность широко мыслить, но прежде всего – неравнодушие, бескорыстное участие в жизни других людей, возможность способствовать чьей-то Радости или участвовать в посрамлении Зла.
Я держала в руках солидную пачку бумаг – переписку Ростислава Георгиевича со всевозможными инстанциями с 1990 по 1996 год в борьбе за узаконенность остановки транспорта возле Академии искусств. И он добился этого.
Он считал своим долгом защищать русский язык, посылая на ТВ списки неграмотно употребляемых выражений и слов.
Он защищал музыку, которой он жил, от посягательств так называемых «новых прочтений» и «редакций».
Он сам считал себя за это ответственным и, как мог, оберегал то, что любил…
Мы все видим Мир по-своему. Мы и в Священном Писании видим то, что несем в себе.
И если мы несем в себе Добро, Любовь, Восторг и Радость – таким будет и мир!
Я думаю, что у каждого, кто общался с Ростиславом Георгиевичем, есть свои личные воспоминания, которые греют, восхищают, сохраняют светлую память, но, как я себе представляю, восхищение должно рождать и собственные действия. Мысли не должны расходиться со словами, а слова – с делами. А какие у нас мысли? Так ли они высоки? Так ли мы все беззаветно служим своей профессии, процветанию вуза, так ли заботимся о совершенствовании этических представлений, о создании атмосферы доброжелательности, свободы и красоты, в которых только и может раскрыться истинный талант?
Не внешние проявления (по которым, увы, часто судят) важны, а внутренние, способствующие развитию пути Духа, свободомыслия – основы творчества!
Приобщение к красиво прожитой жизни дает Веру и Силы, Надежду и Радость.
Нам продолжать…»
После этих слов Вера Марковна Теплитская поставила многоточие. Конечно, не зря. Нам продолжать…
Благодарю за предоставленные материалы Надежду Дмитриевну Сыпалову, Юрия Михайловича Буркина, Валерия Васильевича Тупикова.
17 марта, в день рождения Ростислава Георгиевича Мироновича, в Воронежской специальной библиотеке искусств имени Пушкина состоится вечер его памяти. Начало в 18 часов, вход свободный.
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» вновь вырвал победу на последней минуте
Волевые качества воронежских хоккеистов достойны похвалы.
В России — Сгоревший в результате поджога Шалаш Ленина восстановят весной
При этом сотрудники музея в Сестрорецке делают вил, что экспонат не имел никакой ценности.
В мире — «Ювентус» ведёт переговоры с «Байером» по поводу покупки Патрика Шика
Итальянский клуб намерен взять чешского игрока в аренду зимой с возможностью дальнейшего полноценного выкупа.
Театр — Объявлен состав экспертного совета театральной премии «Гвоздь сезона»
В состав совета вошли известные театральные критики.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 21 ноября: успешный «Зять» и ещё два десятка новых фильмов
С каждым разом всё больше релизов! И откуда прокат берёт столько новых фильмов?
Персона — «Лилль» исключил возможность продажи Дэвида в январе
Однако долго удерживать игрока против его желания французский клуб не сможет.
Литература — 90-летие Воронежского регионального отделения Союза писателей России отметят творческим вечером
Акция пройдёт в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В. М. Кубанёва.
Музыка — Новый конфуз в Воронежском концертном зале – забекарили симфонический оркестр
Ни дня без срыва – похоже, таким скоро будет девиз ВКЗ.
Изобразительное искусство — Заслуженный художник России Юрий Утенков получил необычный привет из Крыма
Ему напомнили о том, что больше полвека назад он создал достойное произведение монументального искусства.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона подсказали, как успешно провести выходные дни 23-24 ноября
Выставки, экскурсии, спектакли, концерты, игры и развлечения ждут вас.
Главное — На главной улице Воронежа установили Михайловские часы
Через несколько дней планируют провести завершающие работы: монтаж декоративных элементов, шпиля, настройку часового механизма.