Персона
Елизавета Коновалова и Ася Комарова в проекте современного искусства Artist Talk в Воронеже
- Текст: Ирина Туркулец
- Фото: Максим Махов
В эти выходные в Воронежском центре современного искусства европейские художницы - Елизавета Коновалова (Франция) и Ася Комарова (Нидерланды) рассказали о своей жизни заграницей. Встреча под названием Artist talk подразумевала открытый диалог с художниками. Слушатели могли задавать вопросы об искусстве, творческих поисках и экспериментах. Сложностей с переводом не возникло - обе девушки родились в России и провели здесь часть детства.
В своем творчестве Елизавета использует повседневные предметы и природные объекты – это могут быть вещи из алюминия, карандаши, миллиметровая бумага, и даже снег на улице. Ее больше волнует содержание произведений, нежели их форма.
- Мне хочется наполнять простые вещи разными историями, - говорит о своих работах Елизавета Коновалова, - делать так, чтобы художественные объекты были одновременно нехудожественными, приблизиться к границе между этими понятиями.
Несколько месяцев девушка жила в Швейцарии, где вела дневник наблюдений за рекой, которую было видно из ее окна.
- Я каждый день фотографировала реку, наблюдала за ее изменениями в зависимости от погоды. Когда дневник закончился, я собрала все фотографии в книгу. В ней нет текста, только картинки в хронологическом порядке. В итоге получилось шестьсот фотографий, а в книге около тысячи двухсот страниц.
Еще один швейцарский проект молодой художницы – абстрактный пейзаж внутри заброшенного здания, выполненный простым карандашом.
- Попав в здание, не сразу понимаешь – что это, бетон или цемент? На самом деле это карандашная штриховка. Я разрисовывала стены в течение двух недель, болели кисти рук – пришлось мазаться мазью.
Елизавета прибегала к карандашу не только в качестве техники рисунка, но и как к непосредственному предмету. На фотографии, которую показывает художница, изображено множество сточенных с двух сторон карандашей, напоминающих стрелки компаса, направленные в разные стороны.
- Это просто карандаш, сточенный с двух сторон. У меня была инсталляция, где их было штук пятьсот. Я и представить не могла, что будут мозоли, от того, что ты две недели точишь карандаши.
Вопрос о противоречиях функций предмета волнует художницу постоянно, например, в коллекции чертежной бумаги.
- Я заметила, что у каждого производителя миллиметровой бумаги свой оттенок. Причем, объективной причины, объясняющей это нет. Ведь бумага должна быть стандартной, она предназначена для чертежей и графиков. Когда я выставляю коллекцию, то собираю бумагу по тонам, добиваюсь плавного перехода цвета. Меня занимает вопрос функции, вопрос о бесполезности вещей. Здесь - цвет, в карандаше – форма, появляется удивление, связанное с тривиальными вещами.
Елизавета хочет создать резиденцию для молодых художников в Москве, но об окончательном возращении на родину пока речи не идет:
- Мне бы хотелось переехать обратно, хотя бы на пару лет. Я попала во Францию в бессознательном возрасте, и так просто оборвать все связи там не получится. Наверное, я на стадии подготовки почвы.
Съедобный дом Аси Комаровой
- Я начинала заниматься стрит-артом, но понимала, что мне чего-то не хватает, - вспоминает Ася свои первые работы.- Меня всегда интересовало, почему художник всегда должен находиться на каком-то пьедестале, быть признанным гением? В своем творчестве я говорю о том, что люди с улицы тоже могут быть художниками.
Чтобы избавиться от этого неловкого ощущения возвышения «Над толпой» Ася выполнила работу под называнием « Shame» (« Стыд»). Она написала это слово на траве большими буквами, трава росла и закрывала надпись. В итоге, по словам художницы, стыд растворился.
- Я стала думать о том, что нужно не просто делать что-то для людей, а делать вместе с ними.
Сейчас Ася живет в Нидерландах и занимается паблик-артом, так называемым, общественным искусством. Девушка общается с местными жителями, пытается понять, чего не хватает им в городском пространстве, а затем уже вместе с ними начинает его преобразовывать. Причем в отрыве от государства.
- Мне интересно, как можно альтернативно заниматься экономикой, улучшением быта человека независимо от государства.
Самый крупный проект Аси – «Остановка». Но это не остановка, на которой люди ждут транспорт, чтобы поехать за едой в супермаркет. Это остановка, где жители могут вырастить еду сами. Вместе с жителями ближайшего квартала Ася создала своеобразный парк, где можно не только гулять с детьми, но и выращивать пищу.
- Создание реальности – это моя живопись, - утверждает голландская художница.
Мечта девушки – построить съедобный дом, на стенах которого будут расти овощи и грибы.
- Смысл моего творчества в том, чтобы человек делал что-то для другого человека, а не ради денег. Сейчас все передвижение людей связано с коммерцией, чтобы перемещаться по городу, нужны деньги. Я хочу, чтобы общество отказалось от этого.
В идеальном городе, по мнению девушки, все крыши зданий станут зелеными, люди будут сами выращивать пищу, а машин не будет вовсе.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.