Войти
Персона
22.11.2013 18:54
Жизнерадостное  искусство Яны Данишевской  покорило  воронежцев

Жизнерадостное искусство Яны Данишевской покорило воронежцев

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: vk.com

16 ноября Воронежский академический симфонический оркестр представил классическую программу: увертюра из оперы «Сила судьбы» Верди, Восьмая симфония Дворжака, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Бетховена.

Привлек и репертуар и имена – за дирижерским пультом итальянский маэстро Альвиезе Казеллати, солистка – Яна Данишевская (на афише она значилась под другой фамилией – Васильева. Не так давно в жизни молодой пианистки произошли перемены, отсюда и смена фамилии).

Признаюсь, меня больше интересовал Бетховен. Первый фортепианный концерт, много раз слышанный в разных интерпретациях, в исполнении молодой пианистки, да еще представительницы санкт-петербургской школы – такой вечер нельзя было пропустить. И ожидания больше чем оправдались.

Яна Данишевская окончила консерваторию имени Римского-Корсакова у выдающегося педагога Александра Сандлера. Сейчас учится в аспирантуре. Лауреат нескольких международных конкурсов, выступает с оркестрами и сольными программами в России и за рубежом. В Воронеж ее пригласил Владимир Вербицкий, два года назад Яна играла с маэстро в Саратове концерт Моцарта.

Первый до мажорный концерт Бетховена очень подходит к облику пианистки, словно красивое платье, которое впору. Улыбчивая, стройная, длинноволосая Яна сама как олицетворение этого сочинения – светлого и многообещающего. Может быть, потому что Бетховен окончил его, когда ему было 27 семь лет – столько же, сколько сейчас пианистке? Яна Данишевская покорила своим исполнением и публику, и оркестрантов. При внешней хрупкости она – несомненный лидер, силу которого чувствует и принимает оркестр. Яна продемонстрировала удивительно красивый, прозрачный звук, наполнила Первый концерт Бетховена какой-то весенней радостью и жизнелюбием.

Наш разговор состоялся в антракте, сразу после выступления пианистки.

- Яна, мы в последнее время слышим многих пианистов Вашего поколения, но чаще это выпускники Московской консерватории. Чем, на Ваш взгляд отличается московская школа от санкт-петербургской?

- Мне бы не хотелось говорить о каких-то негативных или положительных отличиях наших школ. Возможно, московская школа отличается тем, что все ребята очень крепкие, выносливые, с ощущением надежности в игре. Тем не менее они очень музыкальные. Мне кажется, в Петербургской школе еще осталась какая-то утонченность, что-то чуть более рафинированное. Может быть, чуть больше акцент на это делается в нашей школе, чем в московской.

- Ваш педагог Александр Михайлович Сандлер - выдающийся мастер, что он вложил в Вас?

- Александр Михайлович – замечательный человек, педагог и музыкант, с большой буквы. Меня всегда поражало, как он может столько всего знать наизусть и показывать так, что хочется ему сказать: «Это Вам нужно давать концерты, а не нам». Слава Богу, что он преподает, и он отдал себя этому, потому что он может дать очень многое. И действительно, то, о чем я говорила – о разнице питерской школы и московской – вот это он мне и дал. Во-первых, ощущение стиля, различное туше. Он мне помог больше проникнуть в музыку Прокофьева, Равеля – раньше мне это было не очень доступно и понятно. Он мне открыл целый мир совершенно новых образов, звуков, хотя, возможно, он не тот профессор, который дает образные представления ученику. Но то, что он дает, как раз помогает. Он потрясающе выстраивает форму. Я много могу говорить о том, что он сделал и делает. Я очень горжусь, что училась у этого человека и уже заканчиваю аспирантуру. Так как у меня родился ребенок, мне пришлось отложить этот вопрос, но в самое ближайшее время я должна закончить.

- Хорошо, что Вы сейчас возвращаетесь на сцену. А что в Вас изменилось, после того как Вы стали мамой?

- Я думаю, изменилось определенное отношение и к людям и к жизни. И к тому, что я делаю. Это не может не отразиться: ты по-другому воспринимаешь и себя, и окружающее тебя, и музыку. Ты понимаешь, что значит дорожить самым близким человеком, которого тебе дал Бог, и ты начинаешь больше ценить те небесные ценности, которые мы имеем здесь, на земле.

- Вы из музыкальной семьи?

- Я родилась не в музыкальной семье, но у моей мамы была мечта: она смотрела на великих пианистов и удивлялась, как это у них получается. И вот эта ее любовь к музыке и привела к такому результату, хотя она этого не ожидала. Нас четверо детей в семье и, конечно, столько времени, сколько она отдавала мне по сравнению с другими – у меня два брата и сестра – она никому столько не отдавала.

- А Вы младшая?

- Я вторая после старшей сестры, мы с ней погодки. Так что у мамы была очень тяжелая жизнь. Она нас просто так отдала с сестрой в музыкальную школу. Сестра окончила музыкальное училище по классу домры с красным дипломом. И параллельно – финансово-экономический университет.

- Свой менеджер в семье!

- Да, она у нас хороший организатор. Братья тоже учились в музыкальной школе по классу кларнета, но музыкантами не стали. Эту стезю только я выбрала. Вернее, Бог выбрал, а я просто по ней иду. С самого начала я попала в класс тоже замечательного педагога – Светланы Федоровны Измайловой. Это был первый самый важный в моей жизни человек, который меня как птенца оберегал, охранял и лепил из меня ту творческую личность, которая потом уже стала преобразовываться и так далее, но вот это основание она заложила. И мы с ней выиграли много конкурсов – тогда юношеских, конечно. Мой самый первый конкурс состоялся, когда мне было восемь лет. Международный конкурс «Ступень к мастерству» в Санкт-Петербурге. Это был первый конкурс, первая победа, первое место и первые слезы у членов жюри. И это было для меня знаковой победой. Уже потом были и вторые места, и «ни в коем случае не пропускаем ее в финалы» - разные истории. Но тем не менее это был Божий путь для моей жизни и он продолжал мне в этом помогать. Когда мне было 14 лет, в Петербург приехал музыкант и меценат Мишель Сони. Он пригласил меня в свой Фонд, и я стала ездить к нему на мастер-классы, на концерты в Австрию, Францию, так сказать, стала осваивать концертные залы Европы. Потом поступила в консерваторию к Александру Михайловичу Сандлеру.

- Выходит, мамина мечта сбылась?

- Да!

- А есть сейчас какая-то программа-максимум, что дальше?

- Вы знаете, меня в свое время не взяли в школу-десятилетку при консерватории, не потому что я была неспособной, говорили, что не возьмут даже на платное, я даже не знаю, почему, просто так сложилось. И это был момент определенного разочарования. Я даже подумала: может, в гуманитарии пойти – к этому тоже была предрасположенность. Полгода я была в нерешительности. Продолжала заниматься, но в обычном режиме. И через полгода поступил знак свыше: в Петербург приехал Мишель Сони… Я поняла, что, возможно, конкурсы – не моё, я всё равно пытаюсь пробовать, но почему-то последнее время что-то не удается, что-то не получается. Почему – для меня загадка, для тех, кто меня хорошо знает, – тоже. В этом смысле я доверяю Начальнику Жизни, который дал мне этот путь, дал этот дар, и я просто продолжаю верить в то, что этот знак свыше опять поступит своевременно.

- Вы такой светлый человек, это было слышно в исполнении Первого концерта Бетховена. А вообще Бетховен – Ваш композитор?

- Я не могу сказать, что весь, хотя многим нравится Бетховен в моем исполнении. Но вот, например, Александр Михайлович не очень предпочитает у меня Бетховена, и я с этим соглашусь. В смысле вот этой светлой музыки я предпочитаю Моцарта.

- А в чем Вы чувствуете себя свободно, что на данный момент Ваше, родное?

- Это Моцарт, Бах. Где-то Равель, где-то даже Прокофьев. Шуберт. Я очень люблю Рахманинова, для меня это величина номер один, но где-то мне не хватает руки для освоения такой богатой музыки. Но мне очень хочется освоить и выразить то, что есть у меня в душе, в этой музыке.

- Яна, когда Вы играли, я подумала: как ни крути, а известных пианистов больше, чем пианисток. Легко ли в этом мужском царстве занимать свое место?

- Это, правда, не очень легко. Потому что мы тоньше, субтильнее, эмоциональнее. Такая игра - более тонкая, рафинированная – она рассчитана на определенного слушателя. Ведь человек ждет, что его захватят и будут держать до последней ноты. У меня бывали такие концерты. Я помню, играла Сен-Санса, и ко мне подошли люди и сказали: «Вы, наверное, дочь генерала». Возможно, если я приеду с каким-нибудь другим концертом, который мог бы показать такую сторону моей натуры, может быть, вы услышали бы что-то другое. Но среди мужчин, конечно, не просто!

- Мы Вас так искренне принимали, но всё-таки не смогли убедить сыграть на бис. Я слышала от некоторых пианистов, что играть не бис – дурной тон. Вы как относитесь к бисам?

- Я положительно отношусь к бисам. Если честно, я человек в чем-то нерешительный, и когда услышала аплодисменты, подумала: ну, наверное, ради приличия еще раз позвали поклониться…

- А мы так хотели еще Вас услышать…

- В следующий раз не упущу такую возможность! У меня есть замечательная вещь, которая очень нравится публике, - «Мельник и ручей» Шуберта – Листа.

- Будем Вас ждать.


Яна Данишевская

Родилась в Ленинграде. В 6 лет поступила в ДМШ № 33 Приморского района, в класс фортепиано известного педагога Светланы Федоровны Измайловой.

За годы обучения в школе получила звание лауреата нескольких международных юношеских конкурсов, начала активно гастролировать по городам России и за рубежом.

В 2001 году становится стипендиатом французского фонда Мишеля Сони «SOS Talents», в рамках которого выступает во Франции (Salle Gaveau, Le Theatre des Champs-Elysees в Париже), Швейцарии (Montreux-Palace в Монтрё), Австрии (Villa Schindler в Инсбруке, Boesendorfer Hall в Вене) и других странах.

В 2003 году поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в класс замечательного музыканта и педагога, профессора Александра Михайловича Сандлера. В настоящее время продолжает в его классе обучение в аспирантуре.

Яна Данишевская – лауреат первой премии Международного конкурса «Boesendorfer» (София, Болгария, 2005), первой премии Всероссийского конкурса студентов ВУЗов «Путь к мастерству», учрежденного Российской Академией Музыки имени Гнесиных (Москва, 2006), первой премии и специальных призов жюри за интерпретацию сочинений Баха, Моцарта и Шуберта Международного конкурса пианистов в Бремене (Германия, 2007), финалистка конкурса пианистов имени Клары Хаскил (Веве, Швейцария, 2007), обладатель специального приза жюри 63-го международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве (Швейцария, 2008).

Выступает с сольными программами и с симфоническими оркестрами в концертных залах Санкт-Петербурга, Москвы, городов России и зарубежных стран. Среди них - Большой и Малый зал имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Зал Академической капеллы, Белый зал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Boesendorfer Hall в Вене, Музей-квартира Ференца Листа в Будапеште, Schumannhaus в Бонне, (Бетховенский фестиваль), Аuditorium de Vincennes (фестиваль «Рrima la musica), Salle Gaveau, Theatre de Champs Elysees в Париже, Montreaux Palace (Монтре, Швейцария), оперные театры Дессау, Вольфсбурга, Бременхафена (Германия), Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве и другие.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаЗаметные кадровые перемены произошли в мэрии Воронежа

В частности, свой пост покинул первый заместитель главы города Юрий Тимофеев.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.