Персона
В.С. Розов (1913 - 2004)
Выдающемуся драматургу Виктору Розову сегодня исполнилось бы сто лет
- Текст: Николай Тимофеев
- Фото: voronezhdrama.ru
Замечательного драматурга минувшего столетия, автора более 20 пьес, сценария всемирно признанного фильма «Летят журавли» и Кольцовский театр связывало очень многое. Воронежский драмтеатр одним из первых в СССР в начале 1950-х открыл для себя его драматургию. А всего за полстолетия на его сцене поставлено более десяти пьес Виктора Розова.
Спектакль «Вечно живые» Анатолий Иванов поставил в 2000-м – к 55-летию Великой Победы. В 2001-м режиссёр был отмечен дипломом конкурса «Хрустальная Роза Виктора Розова». В 2002-м на международном фестивале постановка получила Гран-при, а ещё через год актриса Магдалена Магдалинина была награждена призом «Хрустальная Роза Виктора Розова» в номинации «Главная женская роль». Сегодня, спустя 13 лет, спектакль ещё в репертуаре. Но не о нём сегодня речь, а об авторе – драматурге, создавшем более 20 пьес, которые пробуждали в людях лучшие чувства в течение полувека, в пору жёсткого идеологического прессинга.
Что же стало основой для появления его пьес? Конечно, личное, пережитое. Вот конкретные факты, относящиеся к нашей пьесе. Из интервью Виктора Розова: «Началась война. У меня правый глаз видит на 10 процентов, у меня белый билет, но я сразу, в первый день войны решил – я должен быть там, где всего труднее. И это – не поза, не литература, я тогда был очень далек от нее, а нормальное честное решение. Много лет спустя я вставил эту фразу в пьесу. "Я должен быть там, где всего труднее…». Это не простая фраза, за ней стоит очень многое, и страшное, как оказалось. На войне я никаких подвигов не совершал, зато настоящий ужас войны испытал в первом же бою. На нас двинулись танки. А мы на лошадках. Пушки наши на конной тяге. Политрук нам сказал: «Ребята – они железные, мы не можем противостоять. Наша задача – бросаться им под ноги и задержать хотя бы на два дня». Они как раз на Москву шли. И мы свою задачу выполнили. Почти все из нашей батареи были убиты. Осталось два человека в живых: я и медсестра. Я был тяжело ранен. Полз я в канаве, по которой текла кровь. «Кровь лилась рекой». Живописно так да? А когда сам ползешь в этой крови – страшнее трудно это представить. Так вот без всякой поэзии, без всяких метафор кровь текла в канаве ручьём, и я полз по земле и ватник мой набух в этой крови… Я своей душой прошёл этот ужас и не жалею об этом».
Всё это происходило трагической осенью 1941-го, ещё до начала контрнаступления советских войск под Москвой. А на её защиту бросили почти безоружных солдат из московского ополчения, в котором и оказался Виктор Розов. После того боя чудом выжил, долго лечился, стал инвалидом. Обо всём этом он подробно вспоминает и в своей автобиографической повести «Путешествие в разные стороны». Её чтение сегодня – нектар для души: будто беседуешь с давно знакомым прекрасным человеком. Однако вернёмся к его драматургии.
В 1943-м появился первый вариант пьесы «Вечно живые». Этой драме суждено было войти в историю отечественного искусства дважды: ее постановкой в 1957 году открылся знаменитый театр “Современник”, в том же году появился фильм “Летят журавли”. Он обошёл киноэкраны всего мира и получил мировое признание. По данным ЮНЕСКО он входит в пятёрку лучших фильмов ХХ столетия.
«Искусство – это свет», - не раз повторял драматург в своих интервью. И в самом деле, несмотря на очень тяжёлые детство и юность, на пережитое в годы войны, Виктор Розов оптимист по натуре, человек, который до последних дней жил с чувством удивления перед жизнью. Об этом говорят и названия ранних его пьес: «В добрый час», «В поисках радости», «Её друзья». В его пьесах утверждаются лучшие человеческие качества: любовь к Родине, право человека на собственный выбор в любых обстоятельствах, мужество, честность, справедливость…
Кольцовский театр одним из первых в России освоил драматургию Розова. В 1953-м на его сцене появился спектакль «Страницы жизни», а ещё через год – «В добрый час». В том же 1955-м эту пьесу поставил в Центральном детском театре Анатолий Эфрос. Постановка вызвала бурную реакцию. Андрей Аверин, выпускник школы, ищущий своё место в жизни, решая для себя главную нравственную проблему, рассуждает: «Ну, разве это самое важное, кем я буду? Каким буду – вот главное!». Любимые автором герои пьес, «Розовские мальчики», противопоставлялись приспособленцам, негодяям и эгоистам, выстраивающим свою жизнь без нравственных проблем. Сегодня такие, как Аверин, в глазах многих показались бы недоразвитыми идиотами…
В годы 1970-е социальная проблематика в пьесах Виктора Розова ещё более обостряется. В 1973 году по приглашению режиссёра Валерия Соловьёва на премьеру спектакля «Ситуация» драматург приезжал в Воронеж. Остался весьма доволен постановкой. Другой была реакция идеологического отдела обкома партии. Было организовано обсуждение пьесы с приглашением «представителей рабочего класса». В чём дело? Главный герой, молодой инженер, пытается внедрить на родном заводе своё изобретение, которое в итоге даст явный экономический эффект. Встречает сопротивление. Друзья советуют задобрить подарками тех, от кого зависит судьба внедрения. И рассуждают о том, дарить подарки секретарю парторганизации или не дарить. В результате обсуждения «Ситуация» была запрещена после четырёх представлений. Но театр продолжал ставить пьесы драматурга. В 1975-м появились в афише «Четыре капли». Долго не могла пробиться на сцену созданная автором в 1981-м пьеса «Кабанчик». И только с началом «перестройки» она увидела свет. В 1987-м пьесу поставил на Кольцовской сцене Анатолий Иванов. Больная тема «отцов и детей», причём детей из разряда партийной иерархии, указывала на явные признаки разложения в обществе в целом. Постановка имела успех, но социальная значимость пьесы уже потеряла свою остроту.
Виктор Сергеевич Розов скончался в 2004-м на 92-м году жизни. Последние годы тяжело болел. Очень хотел приехать в Воронеж на спектакль «Вечно живые». Говорили с ним об этом по телефону. Он очень обрадовался высокой оценке известными критиками нашей постановки. Мы послали ему видеозапись. И нельзя не вспомнить о том, как наш театр помог ему в эти последние годы. После успешной премьеры возникла идея выдвинуть спектакль, а вместе с ним и автора пьесы Виктора Розова на Государственную премию Российской Федерации. Обратились с этой идеей к председателю Воронежской писательской организации Виктору Попову и редактору журнала «Подъём» Ивану Евсеенко. Они ее поддержали. Связались с Союзом писателей России, который также поддержал. Постановка театра на премию не прошла, а Виктор Розов получил Президентскую премию 2001 года – в компании с Михаилом Плетнёвым, Глебом Панфиловым, Валерием Гергиевым и другими. Очень она оказалась кстати в то время больному драматургу. В том же 2001 году в издательстве Олма-Пресс вышло собрание сочинений драматурга и писателя в трёх томах.
В интервью «Российской газете» Виктор Сергеевич сказал: «Меня порадовало, что в последнее время вышел мой трёхтомник. И это событие, и присуждение премии меня очень поддерживает и, может быть, важнее лекарств и врачей…».
В октябре того же 2001 года в Москве, в галерее Шилова происходило вручение премий и дипломов победителям конкурса «Хрустальная Роза Виктора Розова», учреждённого Московским интеллектуально-деловым клубом под руководством Н.И. Рыжкова. Мне довелось там быть по поручению художественного руководителя театра и принимать диплом, присуждённый режиссёру Анатолию Иванову за постановку. Наш режиссёр был единственным награждённым представителем провинции. Все остальные были москвичи. Более всего и меня и всю присутствующую там литературно-театральную и политическую элиту поразила верная спутница долгой жизни драматурга Надежда Варфоломеевна – своей энергией, мудростью и… новыми стихотворениями, посвящёнными Виктору Сергеевичу Розову.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Эпидемия отмен разразилась в Воронежской области
И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.
В России — После теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов
Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Стартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»
Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.