Литература

Александра Маринина привела Каменскую в театр
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: eksmo.ru
- Правка
Этот роман стоит особняком в творчестве Александры Марининой. Анастасия Каменская приходит в театр, чтобы расследовать покушение на убийство главного режиссера. Как многое здесь не похоже на то, с чем Каменской приходилось сталкиваться в жизни...
Двухтомник Александры Марининой «Смерть как искусство» (том первый – «Маски», том второй – «Правосудие») сумел какое-то время побыть на вершине рейтинга самых продаваемых в России книг. И это несмотря на «кусачую» цену. Расчет издательства «Эксмо» оказался безошибочным: Маринина, Каменская, Театр…
Писательница с таким увлечением открывала для себя загадочный мир театра, что не могла не заразить этим чувством читателей. Поводом для погружения в атмосферу напряженных творческих поисков, а также сплетен, интриг и тотального лицедейства послужило покушение на убийство. И не кого-нибудь, а художественного руководителя и главного режиссера театра «Новая Москва» Льва Богомолова.
Боюсь проводить параллели между вымышленным худруком и реальными фигурами театральной Москвы. Лев Богомолов – собирательный образ театрального лидера, аккумулировавший черты узнаваемых персонажей российской театральной истории и современности. Образ получился отталкивающий, что уж говорить. Может быть, действительно, с актерами и другими людьми театра можно разговаривать только на языке откровенного хамства, помыкать ими, унижать, не давать ролей одним и одаривать ими других, своих любимчиков?
Да и другие «деятели театра» вышли у Марининой совсем несимпатичными. Разве что старейшая народная артистка Евгения Федоровна Арбенина вызывает уважение. Ее коллеги – лживы, капризны, словно испорченные дети. И постоянно лгут – Насте Каменской, ее напарнику Антону Сташису, друг другу… Попробуй тут установи истину, раскрой преступление. Расследование пробуксовывает, и только во второй части, когда ниточка уводит в сторону от театра, сыщики нащупывают твердую почву под ногами. Дальше, как говорится, дело техники. Тут уж Каменской равных нет.
Новую книгу Александры Марининой, несмотря на наличие трупов, преступного умысла, нарушения закона не назовешь детективом в чистом виде. Автор размывает рамки жанра, который принес ему славу. В романе немало отвлеченных рассуждений, размышлений, вплоть до необычных трактовок известных пьес. В первом томе действие развивается неспешно. По замыслу писательницы, интерес читателя должен подпитываться все более глубоким погружением в театральную среду.
Приходится отмечать неровность авторского письма. Самые удачные, поистине захватывающие эпизоды – когда Каменская вступает в интеллектуальный поединок с персонажами разворачивающейся криминальной драмы – журналистом Лесогоровым, актером Арцеуловым, исполнительным директором Бережным. Самыми слабыми в книге оказались сцены, в которых на авансцену выходят мифические герои – Камень, Ворон, Змей, Белочка. Находясь где-то в параллельном измерении, они следят за ходом расследования, попутно стараясь вылечить театрального кота Гамлета, «провалившегося» к ним из нашего мира. Их пространные диалоги и философские рассуждения выглядят немного наивно и были бы больше уместны в детской книжке. Понятна цель автора - раздвинуть границы времени и пространства, чтобы придать произведению многомерности, изменить ракурс, облагородить жанр. Но средства выбраны не самые удачные.
Маринина одушевляет и сам Театр. Он думает, ощущает, испытывает эмоции, спит и бодрствует. Как к этому приему относиться, честно говоря, даже не знаю.
Композиционно роман «Смерть как искусство» получился рыхлым. Либо надо было делать два полноценных тома, либо отсечь второстепенное и собрать все лучшее в один. А так получилось ни два, ни полтора.
Но читается с интересом.
Ранее в рубриках

В Воронеже — Названы самые населённые и малолюдные районы Воронежской области
Население региона неуклонно сокращается. Приток мигрантов не компенсирует повышенную смертность.

В России — «Факел» оштрафован на миллион рублей и проведёт домашний матч при пустых трибунах
КДК принял решение наказать «Факел» за поведение болельщиков во время игры с «Зенитом» 8 марта.

В мире — Названы города планеты, больше всего пострадавшие от изменений климата
Города России не попали в этот угрожающий список, но там есть мегаполисы, расположенные на всех континентах.

Общество — В Воронеже сильно подорожал борщевой набор
Классический борщевой набор вдруг рванул в цене – и не хило.

Театр — СТД РФ приглашает театральных специалистов к творческому сотрудничеству
Экспертный совет рассмотрит все пришедшие заявки и составит цифровую базу данных для дальнейшего сотрудничества.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 13 марта: рулит старая гвардия во главе с Пушкиным и Лягушкой
Неплохие новые фильмы не имеют шансов возглавить прокат на этой неделе, поскольку не являются продуктами масс-культа.

Персона — Умерла София Губайдулина
Легендарный композитор скончалась от старости в своём доме в Германии.

Литература — Вышла книга «История Воронежского края в конце XVI – начале XVIII века»
Книга будет интересна специалистам-историкам и всем интересующимся историей России и Воронежского края.

Изобразительное искусство — Картины Хантера Байдена больше никто не покупает
А ведь ещё совсем недавно богатые американцы тратили огромные деньги на покупку произведений «начинающего гения».

Зал ожидания — Воронежцам и туристам рассказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 8-9 марта
А ведь есть, куда пойти! Акции рассчитаны на людей разных возрастов и вкусов.

Главное — Открылась персональная выставка Ольги Ельчаниновой «Город моего детства»
Ельчанинова – профессиональный художник и известный в городе детский врач.