Театр
«Волшебная флейта» как жертва необузданной фантазии
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: Юрий Данилов
- Правка
Премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта» в Воронежском театре оперы и балета стала событием сколь долгожданным, столь и драматичным. Я сейчас не о перипетиях и сюрпризах, неизбежных при любой масштабной постановке, – вроде срочной замены солистки по ходу действия в спектакле 13 ноября.
Премьеру вынашивали так долго и так мучительно, что волей-неволей хочется простить недостатки, огрехи, накладки… Но есть вещи принципиальные, обойти молчанием которые нельзя.
Постановок и режиссерских решений зингшпиль Моцарта пережил немало. От монументальной академичности Питера Устинова до цирка-шапито Ахима Фрайера, от бережного новаторства Ингмара Бергмана до свежей ультрасовременной версии Грэма Вика в Большом театре.
Я готова принять даже балаганную версию «Волшебной флейты», но только в том случае, если это будет художественно убедительно и цельно. А вот с этим в Воронеже проблемы. При всем уважении к художнику Евгению Иванову, ну нет в спектакле единой визуальной концепции. Пестрота царит на сцене необычайная. Как будто из палитры красок, из всех эпох и стран надергано всего понемногу и смешано в одном блюде. Так (творческий) голод и долгое воздержание заставляют сгребать в тарелку все подряд, без разбора. В этой эстетической каше теряются даже несомненно удачные находки, вроде светящегося кринолина Царицы Ночи.
Та же беда и с режиссерским решением (постановщик Александр Зыков). При всем старании следов цельной режиссерской концепции в этом спектакле обнаружить не удалось. Действо искрит, брызжет и… рассыпается на отдельные куски-эпизоды, не объединенные смыслом, идеей, сквозным действием.
Фантазия постановщика решительно бьет через край. Вместо трех славных мальчуганов у него шесть ангелов в форме пилотов американских ВВС, трое из которых лихо разъезжают на роликовых коньках, но не поют. Трижды появляется на сцене цирк-зоопарк из кривляющихся экзотических животных. По меньшей мере, два таких выхода не несут никакой смысловой нагрузки, кроме желания еще разочек потешить публику.
Через весь спектакль сквозной линией проходит образ крокодила. В нем Моностатос держит пленницу Памину. На нем восседает мудрец Зарастро. Декорации по ходу действия двигает бригада рабочих в спецовках и оранжевых касках. Хор наряжен во все оранжевое, а покрой одежды позаимствован из двадцатых «комсомольских» годов. Папагено разъезжает на велосипеде. Потом этот байк заимствует Зарастро и лихо укатывает на нем за кулисы в финале первого акта.
В финале спектакля апофеоз разума и света заменяют раздачей мороженого из тележки, позаимствованной, по-моему, из оперетты «Севастопольский вальс». А трупик Царицы Ночи, который вывозят на сцену в клетке, уже откровенная безвкусица.
Желание выплеснуть на сцену все и сразу, увы, привело к тому, что спектакль оказался эстетически замусоренным и безумно эклектичным. В конце действа эклектика господствует уже безраздельно.
Роль режиссера оперного спектакля сегодня как никогда важна. Он должен создать особый мир, наполненный убедительными образами и поступками героев, но при этом не мешать певцам и музыке. Александр Зыков не дает спокойно послушать не одной арии, ни одного ансамбля. На сцене все время разыгрываются какие-то пантомимы и клоунады. Суета сует и всяческая суета. Солистам в таких условиях работать ох как непросто! Партии в «Волшебной флейте» трудны, а исполнять их надо непринужденно, с видимой легкостью. Лучше всех с этой задачей справляется Дмитрий Башкиров (принц Тамино). Певец очень музыкален, обладает прекрасным голосом и, что особенно важно, тонко чувствует моцартовскую манеру исполнения. И образ он создает цельный. Органичен, вокально убедителен Игорь Горностаев (Папагено). Второй исполнитель этой партии Алексей Тюхин суетлив, не прочь потянуть на себя одеяло и не совсем четко понимает разницу между оперой (хоть и с разговорными кусками) и опереттой.
Отличный вокал демонстрирует в труднейшей партии Царицы Ночи Людмила Солод. Эффектно подает себя молодой бас Андрей Архипов, приехавший из Москвы, чтобы исполнить партию Зарастро. Александр Назаров оказался в этой роли, мягко говоря, неубедителен – не прозвучал и образ создал «не из той оперы» - сыграл благородного вердиевского отца вместо мудрого властного философа. Памина у Марины Быковской - мила, порывиста и близка к моцартовским стандартам – округлить бы еще верхушки, прибавить филировки - и будет несомненная удача.
В целом к музыкальной части спектакля (дирижер Юрий Анисичкин) намного меньше претензий, чем к постановочной. Если и случаются отдельные погрешности, то они не носят критического характера. Оркестр звучит достойно, ансамбли аккуратны, солисты с партиями (в основном) справляются. Тем обиднее, что все достоинства спектакля тонут в волнах неуемной, неукротимой фантазии.
Отфильтровать бы мусор, и тогда заиграли бы все находки, конструкция приобрела бы стройность и форму. И гениальное творение Моцарта явилось бы нам во всем своем блеске.
Реклама. Спасатели-НН - это круглосуточная эвакуация автомобиля из любой точки страны. Звоните нам, и мы вас спасем!Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — «Лошадей Апокалипсиса» и остановку Биг-Бена назвали признаками грядущего конца света
Мы, искушенные люди 21-го века, слишком просвещены, чтобы заниматься суеверной чепухой, не так ли? Уже нет.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — 28 апреля в 11 выпуске пятого сезона шоу «Маска» рассекретили Матрёшку и парочку гостевых масок
Для зрителей не стало большим секретом, что под маской Матрёшки скрывалась Анастасия Стоцкая.
Персона — Михаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет
Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.
Литература — Вышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»
В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.