Платоновский фестиваль
Владимир Петров оценил театральную программу Платоновского фестиваля
- Текст: Павел Лепендин
- Фото:
- Правка
Накануне I Международного Платоновского фестиваля мы попросили поделиться своим впечатлениями о его театральной программе художественного руководителя Кольцовского театра, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата премии «Золотая маска» Владимира Петрова. Но разговор пошел не только о фестивале…
- Владимир Сергеевич, как, по Вашему мнению, составлена театральная программа и что из предполагаемых к показу в Воронеже спектаклей удалось Вам посмотреть?
- Считаю, что каждая из представленных работ по-своему интересна. Из них я видел только два спектакля и могу их с полной уверенностью рекомендовать для просмотра. Интересна и привлекательна «Соня» Нового Рижского театра. Перед походом на спектакль могу рекомендовать зрителям прочитать прежде саму повесть, чтобы понять, насколько необычные ходы в постановке нашел режиссер Алвис Херманис. Само произведение Татьяны Толстой хорошо, но то, что сделал Херманис – вызывает удивление и совершенно особые чувства. «Буря» Деклана Доннеллана в этом плане несколько уступает. Однако, это тоже замечательная работа и по актерской линии, и по режиссуре, да и по самому шекспировскому материалу. Все остальные названия, к сожалению, не видел. К счастью, смогу их посмотреть. Это и «Калигула» Театра Наций в постановке Эймунтаса Някрошюса, и платоновский «Рассказ о счастливой Москве» Театра-студии под руководством Олега Табакова в постановке Миндаугаса Карбаускиса, и спектакль «Неподвижные пассажиры» легендарного Филиппа Жанти. Его постановки всегда - открытия и откровения, удивление и радость. Сама по себе фигура Жанти, безусловно, украсит Платоновский фестиваль. Особый стиль в театре проповедует Андрей Могучий. Но и его работы достойны внимания и уважения. Относительно новосибирского театра «Глобус» ничего не могу сказать. Я слышал об этом коллективе, но ни одного их спектакля не видел.
- Что Вас, как зрителя, привлекло в тех двух спектаклях, что вы уже видели?
- В «Буре» актерские работы и режиссура. А вот у Херманиса своя, совершенно особая эстетика. Это авторский театр. «Соня» - новый подход и к способу инсценирования, и к выразительному языку, и к актерскому существованию на сцене. Это очень талантливо и необычно.
- Наверняка, за годы работы в Москве Вам удалось посмотреть немало постановок в «Табакерке». Ждете что-то нового для себя в этой постановке по Платонову?
- Карбаускис очень своеобразная и интересная фигура на режиссерском поле Москвы. Он человек театра, не конъюнктурный, со своим взглядом на мир – большей частью трагическим и печальным, что странно видеть в таком молодом режиссере. Я уверен, это будет необычно и интересно, поскольку много слышал об этой постановке.
- А что касается творчества Някрошюса?
- Някрошюс – это целый мир, отдельная планета. Но дело в том, что та новизна, которую он явил нам своими первыми работами, немного притупилась, стала понятна и привычна. Он приучил зрителей к тому театру, который любит сам. В этом же русле продолжает двигаться и сейчас, что само по себе, мне кажется, не очень интересным. Мое режиссерское кредо – надо каждую пьесу открывать своим новым ключом. У него он почти всегда один и тот же. Метафорически это обозначается, как прибалтийская режиссура, которая стала немного нас всех утомлять. Больше внимания уделяется форме, метафорам на сцене, своему особому, талантливейшему языку и постоянно звучащей музыке. Но при всем этом, возможность увидеть в Воронеже «Калигулу», дорогого стоит. Я считаю, что в театре может быть абсолютно все, что угодно, если это оправдано, необходимо, если это высказывания, связанные с определенным взглядом на жизнь. Каждому режиссеру важно иметь свои незаемные средства выразительности. Почти у всех приглашенных на фестиваль постановщиков это присутствует. Я с радостью и удовольствием надеюсь получить возможность все это увидеть в Воронеже.
- В театральной программе довольно объемно представлено творчество Андрея Платонова, что и не удивительно. Вам интересно посмотреть разные сценические трактовки произведений нашего земляка?
- Поскольку я сам готовлюсь к постановке по Платонову, то эти работы не пойду смотреть. Очень важно сохранить собственные ощущения этого автора. Потому что если это будет талантливо, я могу попасть под чье-то влияние. Если бездарно – может постичь разочарование. А испытывать это никак не хочется. Произведения Платонова – это, прежде всего, литература высочайшего уровня. Как перевести ее на язык театра, я пока не знаю. Просто рассказать историю возможно. Но увязать систему образов Платонова, его складывание слов – порой совершенно неожиданных и не стыкующихся, ранее мной не понимаемых – это отдельный предмет разговора. Для меня в литературе ХХ века существуют два особых писателя – Платонов и Бабель – люди со своим особым способом складывания мозаики из разных слов.
- Как же тогда вы собираетесь идти на «Рассказ о счастливой Москве»?
- Там меня больше всего интересует режиссура.
- Некоторые спектакли в рамках фестиваля будут проходить на сцене Кольцовского театра. Чем в это время будут заниматься наши творческие работники и лично Вы?
- Будем продолжать репетировать. Сейчас у нас в работе параллельно идут два названия: «Мост Людовика Святого» Торнтона Уайлдера и «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира.
- Все постановки рассчитаны на сцену исторического здания?
- Да, на Зимний театр. На мой взгляд, определение «историческое здание» странно звучит. Просто мне нравится именовать этот театр Зимним. Официально, он останется тем театром, что и был. Успокойте наших читателей, потому что они взволновались моим, как считают, авантюризмом. Вопрос в том, что сценография, которая заказана для Зимнего театра, она не подойдет для той сцены, на какой мы работаем сейчас. Я неоднократно говорил, что открыть театр просто, как здание, это очень жалкое явление. Поэтому стремлюсь подготовить максимально большой репертуар. Не знаю, сколько смогу и осилю. В идеале – это шесть названий: четыре для большой сцены, два для малой. Время для работы еще есть. Сезон мы закрываем 15 июля, а новый откроем уже в сентябре.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Глава Воронежа разместил пост о развитии общественных пространств
Петровская набережная станет ещё благоустроеннее и обзаведётся памятником «Ворон и ёж», а монумента основателю города не будет.
В России — За пять лет в России отремонтируют все 89 филармоний – Ольга Любимова
В Минкультуры пообещали отремонтировать филармонии в регионах к 2030 году.
В мире — Объявлены номинанты на «Оскар-2025»
Предлагаем ознакомиться с полным списком номинантов на премию Американской киноакадемии.
Общество — Экскурсию по тёмному замку организовали для смелых воронежцев
Дело в том, что экскурсия проводится по интерьерам Рамонского дворца при полной темноте.
Театр — Воронеж пролетел мимо «Золотой Маски». Почему?
Неужели Воронеж больше не «театральный город»? Кто приложил к этому руку?
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 23 января: как же так, «Василий»?
Почти все были уверены, что прокат возглавит новая отечественная комедия «Василий».
Персона — Марка Варшавера отодвинули от руководства театром «Ленком»
В подобных случаях обычно говорят: «Какой столп рухнул!»
Литература — «Снег» Джона Бэнвилла понравится поклонникам психологических триллеров-детективов
По мере продвижения к финалу роман превращается из классического британского детектива в настоящий триллер.
Музыка — Фестиваль «Вот она и заиграла» приглашает воронежцев
В концертной программе II Регионального фестиваля «Вот она и заиграла» примут участие фольклорные коллективы и отдельные исполнители.
Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 11-18 января 2025 в мировых СМИ
Оцените выдающееся мастерство лучших фотографов планеты.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям подсказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 25 и 26 января
Мероприятий много, причём в разных жанрах и для различных возрастных категорий.
Главное — Объявлены номинанты на премию «Золотая Маска» по итогам сезона 2023-2024
К сожалению, ни среди претендентов на победу, ни среди дипломантов из лонг-листа воронежских спектаклей и деятелей театра нет.