Войти
Театр
19.02.2011 20:10
В Воронеже показали необычный «Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста

В Воронеже показали необычный «Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Камерный театр
  • Правка

 

Спектакль Георга Жено "Разбитый кувшин" в Воронежской Камерном начинается для вас с того момента, как вы переступаете порог театра. За порядком в фойе следят строгие капельдинерши, в которых неискушенный зритель ни за что не узнает актрис Татьяну Сезоненко и Татьяну Чернявскую. Затем из служебного входа в фойе вываливается гурьба одетых в экзотическое тряпье персонажей. Появляется «распорядитель» (правда, повязка у него на руке перевернута) и душевно, за руку приветствует всех входящих в зрительный зал.

 

Наконец, все расселись, и две строгие тетушки, словно бортпроводницы, проводят инструктаж: фотосъемка запрещена, мобильные телефоны необходимо отключить. Когда голос диктора произносит «пожалуйста», строгие бабушки показывают зрителям угрожающе сжатые кулаки.  Становится ясно, что «традиционного» Клейста уж точно не будет.  Режиссер явно решил предложить свежую, современную трактовку произведения немецкого классика.  И все же то, что происходит на сцене (да и в зале, «четвертой стены» нет!) превосходит все ожидания. 

 

Начать с того, что никакая это не Голландия (а Клейст  обозначил местом действия  деревню Гуйзум в окрестностях Утрехта). Россия это, матушка. И произошла эта очень смешная и пронзительно грустная история где-то на широких просторах нашей великой и несчастной страны. Художник Эмиль Капелюш оформляет пространство спектакля, как часть Большой Зоны (в отличие от Зоны Малой, где, собственно, и томятся узники). В убогой каморке  писаря Лихта (Андрей Новиков) – портрет артиста  Вячеслава Тихонова в роли Штирлица. Окошки зарешечены. На стене – громкоговоритель. Все узнаваемо, ассоциативно, но далеко от примитивной стилизации. Место действия можно принять и за бункер, где были написаны  постапокалиптические «письма мертвого человека». Такая вот многозначность.

 

 

 

 

Судья Адам в исполнении Андрея Мирошникова – и плут, и негодяй, и жертва обстоятельств.  Эта искусно сыгранная  роль для Мирошникова -  не просто актерская удача, но  шаг на новую ступень мастерства. Приезд советника Вальтера застает Адама  в самый неподходящий момент. Словно уполномоченный из города внезапно нагрянул в колхоз, а председатель пьян и проворовался. Советник Вальтер (Юрий Овчинников) –  фигура из не самого светлого советского прошлого. Душевно заморожен, экономит силы, цедит слова, к селянам относится с некоторой брезгливостью.

 

Его помощник (Дмитрий Карташов) - типичный представитель службы по связям с общественностью важного чиновника. Снимает все происходящее на камеру и нередко просит участников процесса повторить в объектив ударные реплики. Генрих фон Клейст, как известно, первым наткнулся на золотоносную жилу, которую после него разрабатывали сотни театральных и кинорежиссеров. Зрелищность и увлекательность судебного заседания оценили и служители Мельпомены, и  адепты десятой музы. И Георг Жено смело использует видеосъемку и видеопроекции. Время от времени все, что снимается на камеру, проецируется на пару экранов, один из которых очень напоминает висящий на веревке пододеяльник. Надо видеть, с какой охотой и умением позирует перед камерой советник Вальтер. Потом запись наверняка отредактируют в пресс-службе и представят общественности пиар-версию инспекторской поездки в глубинку.

 

В использовании этого приема постановщик идет дальше – и вот уже герои смотрят не друг на друга, а на экран, словно присутствуя на некоем интерактивном сеансе. И вся эта игра, все эффектные режиссерские находки (а их в спектакле немеряно) не отвлекают от главного – разворачивающейся фантасмагорической картины раздолбайства, кумовства, злоупотребления властью, вопиющего невежества и некомпетентности.  И эти штаны с лампасами, и ушанки, и вечные треники, и предельно низкая цена человеческой жизни… В какой-то момент на экране появляются канонические деревенские старухи.  Из какого они века, Бог весть.  Да и какая разница? Так было, так будет…

 

 

 

 

Две служанки в доме судьи Адама (блестящие актерские работы тех же Татьяны Сезоненко и Татьяны Чернявской) – словно приживалки  из какого-нибудь романа Федора Достоевского. И вот они же (поистине чудеса мгновенного перевоплощения) - истица Марта Рулль и ее соседка, свидетельница тетушка Бригитта.

 

Виртуозно выстраивает режиссер главную линию – поиски истины в ходе судебного заседания по делу о разбитом кувшине. Время от времени заседание превращается в настоящий загул с водочкой и солеными огурчиками. Но потом нехотя возвращается в колею и, словно немазаная телега, тащится к финалу – приговору.

 

 

 

 

Подозреваемый Рупрехт в исполнении Бориса Алексеева – деревенский дурачок. Но при этом совсем не дурак и  идти за решетку решительно не хочет. Юная Ева (Людмила Гуськова) – вполне современная раскованная девица, наша современница. Какая уж тут духовность, прости Господи!

 

В колоритнейший (на грани провокации) персонаж превращен старый крестьянин отец Рупрехта Фейт Тюмпель. Таким народного артиста России Александра Тарасенко я на сцене не видела никогда. Всего несколько слов за весь спектакль – но как выстроена роль! Впрочем, все роли в этом спектакле выстроены филигранно. И от этого «Разбитый кувшин» в Камерном театре похож на фугу, в которой разветвленное человеческое и философское многоголосие сливается  в итоге в  мощную коду.

 

Кульминация спектакля – исход Адама. Он выходит за дверь, и тут же оказывается на экране, где лежит нетореная заснеженная пустыня. Адам бредет по ней долго, мучительно, словно поднимается на свою Голгофу. Другие  участники действа какое-то время смотрят ему вслед, потом начинают произносить заключительные реплики, а он все идет – падая, поднимаясь, из последних сил волоча больную ногу. Будто Ламме Гудзак - плешивый и тучный спутник Тиля Уленшпигеля... Фантастический контраст между тем, что мы видим на авансцене, и этой видеопроекцией пробирает до костей.

 

А как же Рупрехт? Ведь его все еще могут забрить в солдаты! «А Рупрехт пусть жалуется в Утрехт!», - эта смачная реплика судьи Вальтера вызывает в зале смех и окончательно убеждает  всех, что это спектакль о нас. Спектакль  жесткий, крепко сбитый, неожиданный, смелый, художественно цельный и предельно убедительный.

 

 

Ближайшие премьерные спектакли 20, 26 февраля, 7, 8 и 22 марта. Смотреть обязательно!

 

 


Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеСекреты успешного кастинга для участия в фильмах и передачах

Следуя нашим советам, вы сможете пройти кастинг на самый престижный проект.

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.