Литература

Памятник Мандельштаму в Воронеже скоро отметит годовщину
- Текст: Екатерина Данилова.
- Фото:
- Правка
«Первый памятник Мандельштаму, выполненный приморским скульптором Валерием Ненаживиным, был открыт 1 октября 1998 года во Владивостоке рядом с тем местом, где находился пересыльный лагерь, в котором в 1938 году умер поэт. Второй по счету памятник Мандельштаму был открыт 30 июня 2007 года в Санкт-Петербурге в саду Фонтанного дома. Однако статуса памятника он до сих пор не получил и официально считается внешним экспонатом Музея Анны Ахматовой. Так что столицу с памятником Мандельштаму опередил Воронеж, в котором все стадии согласования удалось пройти за полгода, в то время как в Москве это отняло уже два года. Сразу было определено место – у входа в детский парк «Орленок». Выбор пал на работу Лазаря Гадаева, занявшую второе место на конкурсе в Москве (памятник было предложено слегка доработать – в частности, была убрана стопка книг, на которой возвышался скульптурный Мандельштам)».
Воронежской ссылка продолжалась три года. Осип Эмильевич с женой Надеждой Яковлевной жили на съемных квартирах. Сохранились только два дома, где в Воронеже жил Мандельштам: № 13 на улице Энгельса и №4 в переулке Швейников. Этот адрес называют «ямой Мандельштама», следуя его стихотворению, написанному в апреле 1935 года:
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова –
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...
Единодушия по поводу художественных достоинств памятника как не было, так и нет. Есть группа восторженных почитателей монумента.
Олег Ласунский, воронежский краевед и литературовед:
«В город в скором времени хлынут толпы литературных паломников из самых удаленных частей света и Воронежу остается лишь распахнуть им свои гостеприимные объятия».
Галина Умывакина, поэт:
«Конечно, к нему будет разное отношение у горожан; он, повторюсь, уникален. Скульптор Лазарь Гадаев – высококлассный профессионал, мастер малой пластики – прежде всего. Для Гадаева характерна глубина постижения этого мира, и иного – тоже, стремление проникнуть туда и сюда. И поведать обо всем зрителю – по-своему, посредством языка, которым владеет. Памятник Гадаева притягателен тем, что скульптору, мне кажется, удалось передать ощущение скованности фигуры – это читается и по одной руке, прижатой к телу что называется «по швам», и по второй, что на груди. Человек спрятался, он закрывается от чего-то; понятно, от чего прятался Мандельштам, несмотря на все свои дерзости. Постоянный страх за жизнь собственную и близких, за друзей-писателей. Бедность, безденежье, бездомье. Состояние напряженности и самозащиты, стремление прикрыться, на мой взгляд, Гадаеву удалось передать пластически. А эта чуть запрокинутая голова; известный, воспетый многими, в том числе и самим Мандельштамом, образ – «Мой щегол, я голову закину…». Несколько отсутствующий взгляд – внутрь себя и одновременно вверх. На деревья, на небо, на птиц. На Бога, в конце концов. Это – почти родовая отличительная черта Поэта: порыв, достоинство, гордость, честь… В модели есть и внутренняя сосредоточенность, и внутренняя свобода. Памятник, безусловно, интересный, сложный – под стать поэзии Мандельштама. Доступной далеко не всем».
Есть и те, кто относится к памятнику критически:
Дмитрий Быков, писатель:
"Сам факт его установки мне очень нравится. Мне не нравится, что этот памятник выполнен в эстетике, во всех отношениях противоположной мандельштамовской. Мандельштам – поэт утончённый, а памятник получился топорный. Похоже, он символизирует грубость судьбы поэта, того, как с ним обошлись. Пытаясь, видимо, показать духовную близость поэта Пастернаку, скульптор сделал ему пастернаковские большие лопатообразные руки. Но это не руки Мандельштама с его почти детской кистью!..
«Пусти меня, отдай меня, Воронеж»… Три года его пребывания здесь значили для Воронежа больше, чем литературная деятельность всего местного отделения писателей. И за три года, прожитых в вашем городе, он поставлен здесь в таком ужасном виде. Сам факт установки памятника мне очень нравится. Но памятник ужасный. Не воспринимайте это как «ах, приехал москвич и обгадил нашу достопримечательность!» Никого не хочу оскорбить, и конечно, ничего не понимаю в скульптуре».
Блогер «ЖЖ» Che_ck:
«Господа, но ведь это плагиат - памятник срисован со знаменитого монумента Валерия Ненаживина во Владивостоке - первого в России памятника Мандельштаму. Памятник во Владике действительно хорош, о чем писали посетившие его Лев Аннинский, Андрей Битов, Бахыт Кенжеев и многие другие (он похож на раненую птицу), а в Воронеже по его мотивам сделали какую-то попсу".

«Первое место, которое я посетила в Воронеже, — это яма Мандельштама (частный дом в переулке Швейников, недалеко от пешеходного моста через железную дорогу у остановки «Работница», где жил поэт). Я очень люблю Осипа Эмильевича. Сейчас появился памятник. Я не в восторге от него, потому что сделан он не на основании реального знания о поэте, а на основании мифов о нём. На самом деле у Мандельштама была нормальная комплекция, он был хорош собой и нравился женщинам. А у вас стоит такой маленький головастик с огромными непропорциональными руками, с подбородком, похожим на булыжник, с грубыми чертами лица… Это сделано без любви, но, с другой стороны, спасибо, что это есть. Его жена Надежда Яковлевна в своих воспоминаниях старается всячески разоблачать мифы о том, что Мандельштам был страшненький худой карлик с большой головой. На самом деле у него была нормальная комплекция, он был хорош собой, и нравился женщинам. Но с другой стороны, спасибо, что есть хоть такой памятник».
Думаю, в преддверии годовщины установки памятника, споры о нем вспыхнут с новой силой. Хотелось бы знать ваше мнение, уважаемые читатели. Пишите!
Ранее в рубриках

В Воронеже — Жаркий март 25-го
Это был уникальный месяц, когда в отдельные дни на улице было теплее, чем в апреле, а в домах – жарче, чем в июле.

В России — В столице Кубани «Факел» потерпел разгромное поражение, кто будет новым главным тренером команды?
Если новым главным наставником огнеопасных станет Алексей Ребко, стало быть, все варяги отказались.

В мире — Культурно-историческое наследие Мьянмы сильно пострадало, российские туристы не могут покинуть страну
Страх, растерянность, нехватка элементарных вещей – всё это создаёт напряженную обстановку, усугубляя и без того сложную ситуацию.

Общество — Чудо схождения Благодатного огня ожидается 19 апреля
Ориентировочное время – после часа дня по московскому времени.

Театр — Записи балета онлайн: почему это интересно и как выбрать подходящую площадку
Онлайн-платформы позволяют зрителям со всего мира бесплатно получить доступ к постановкам, которые в противном случае могли бы быть недоступны.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 27-30 марта: подвиг «Пальмы»
Благодаря фильму о собаке отечественный прокат не покрыл себя позором.

Персона — Трамп может оставаться президентом США до 2037 года – правоведы всполошились из-за прорехи в Конституции
Теоретически это не только возможно, но и совсем несложно. И где гарантия, что Трамп пройдёт мимо такой возможности?

Литература — В Воронеже пройдёт круглый стол, посвящённый малоизвестным страницам биографии Гавриила Троепольского
Фигура писателя продолжает оставаться загадочной, многое нам ещё предстоит узнать об авторе «Белого Бима».

Музыка — Воронежский Союз композиторов приглашает на концерт-элегию к 75-летию со дня рождения Татьяны Шипулиной
Татьяна Шипулина – автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений, сочинений для музыкального театра, духовной музыки.

Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 22-29 марта 2025 в мировых СМИ
Контраст драматизма, даже трагизма и безмятежности – знак уходящей в историю недели.

Зал ожидания — Воронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей
Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

Главное — Персональная выставка Владимира Гончарова открылась в Ректорской галерее ВГУ
Первые посетители долго, заинтересованно рассматривали и обсуждали работы мастера.