Войти
Музыка
16.06.2013 18:48
Концерт Российского Национального оркестра вызвал у слушателей слёзы восторга

Концерт Российского Национального оркестра вызвал у слушателей слёзы восторга

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: culturavrn

Когда слов нет, остается музыка. Думаю, те, кто побывал на заключительном концерте Платоновского фестиваля в театре оперы и балета, со мной согласятся. Выступление Российского Национального оркестра под руководством Михаила Плетнева - подарок. А лучше сказать – дар, от которого перехватывает дыхание и текут слезы восторга и благодарности.

Для моего поколения Плетнев – бог. Ни много ни мало. Я помню, с каким благоговением мы слушали его игру по телевизору, благо тогда, несмотря на наличие всего двух каналов, классическую музыку транслировали часто и много. Не забыть его выступления в зале филармонии в конце восьмидесятых – тогда уже Мастера, выдающегося интерпретатора его любимого Петра Ильича Чайковского. Михаил Васильевич всё-таки был в Воронеже, для него все города тогда слились в одну сплошную полосу гастролей, а мы помним. И надеемся, что он вернется на сцену как пианист.

Почему Плетнев не играет в концертах? Искать ответ на этот вопрос – занятие бессмысленное, в конце концов, это его личное дело. Но человеческая природа так устроена, что нам хочется всё объяснить. Я задавала себе этот вопрос и перед встречей с Маэстро (тоже дар, потому что Михаил Васильевич не часто встречается с журналистами, и правильно делает – что нового мы ему скажем?), и перед концертом.

Мне кажется, после выступления Российского Национального оркестра я знаю на него ответ.

Коллектив создан в 1990-м году. Уже отказали тормоза у перестройки, разгул гласности и отращивание когтей у рыночной экономики, полный ход на развал Союза. А у Плетнева появляется свой оркестр. Первый среди негосударственных коллективов. За эти двадцать с лишним лет в него вложено столько сил, что просто нечестно было бы отдавать себя чему-то еще. Поэтому отказ от сольных выступлений – не предательство по отношению к роялю, а выполнение миссии. В другой ипостаси.

Нет нужды перечислять регалии Российского Национального оркестра. Люди, любящие музыку, о них знают, тем, кому интересно, могут почитать об этом в открытых источниках. Вдумаемся в название: Российский Национальный. Оркестр Плетнева – наше национальное достояние. Как те же Чайковский, Пушкин и Чехов, благодаря которым нас уважают, учат русский и понимают, может быть, больше, чем мы сами.

Как дирижирует Плетнев? Сказать – как пианист – слишком мелко. В его руках оркестр действительно кажется единым целым, как отличный рояль, где звучит каждая клавиша. Звук, баланс, прозрачность, нюансировка – оставим все эти вещи на откуп музыковедческой статистике. Важно другое – умение Маэстро подчинить себе время. Прав Михаил Васильевич – самолетом управлять, наверное, проще. Когда в огромном, едва помещающемся на сцене оперного театра, коллективе слышно, как играет каждый человек, - это производит эффект воплощенного чуда. И не меньшее чудо – то, что оба отделения программы – в среднем по часу каждая – пролетели как один миг. С максимальной концентрацией наших, слушательских, чувств, ума, воображения.

Музыка из балета Глазунова «Времена года» - прелесть, красота, легкое дыхание. Плетнев трактует ее не просто с гениальным изяществом, он наполняет ее духовным содержанием, как «Лето Господне» Ивана Шмелева.
А в случае с Шостаковичем, думаю, никто не пожалел о замене Девятой симфонии на Двенадцатую. В этой музыке слышится всё – от апокалиптических труб до биения человеческого сердца. В интерпретации Плетнева уже не важно, кому она посвящена. Мы оказались внутри жизни – с ее сломом и надеждами, вместе прожили судьбу человека в безвременьи – так подходящую к сегодняшнему дню, а значит, общую для всех.

И – как надежда на прощение – Ария Баха в финале концерта. Далекая от мира мелодия – быть может, лучшее, что останется от человечества.

Плетнев – гений. Его присутствие среди нас делает нас лучше, возвышенней и прекрасней. До слез.


Ранее в рубриках
В ВоронежеНонна Гришаева в Воронеж не приедет

Спектакль с участием знаменитой актрисы в ВКЗ отменён без объяснения причин.

В РоссииНакануне Дня космонавтики воронежцы увлеклись видео с МКС

Такие выводы сделали аналитики МегаФона на основе исследования обезличенных данных абонентов.

В миреОАЭ и Дубай затопило

Международный аэропорт Дубая объявил о прекращении приёма рейсов до улучшения погодных условий.

ОбществоЭкскурсионные электрички из Воронежа в Дивногорье пустят 20 апреля

Экскурсионные электрички из Воронежа в Дивногорье пустят 20 апреля, отправление из Воронежа – в 09:25.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеПятый сезон шоу «Маска» завершается с самыми низкими рейтингами, а проект «Звёзды» оказался мертворождённым

С такими проектами НТВ рискует потерять место не только в первой тройке, но и в первой пятёрке вещателей.

ПерсонаВоронежский танцовщик Дмитрий Трухачёв стал лауреатом стипендии Правительства РФ

Воронежцы знают его по партиям Фарлафа, Черномора, Злого Колдуна, Синьора Помидора, Бенволио, Санчо Пансы и другим.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоВ Воронеже организовали сеанс живописи, посвящённый Первой мировой войне

Натурщики были в тщательно воссозданных исторических костюмах той эпохи.

Зал ожиданияВ Воронеже готовится к проведению форум «Благодатный огонь в сердце каждого»

В пасхальные дни воронежцев и гостей города ждут на духовно-просветительском форуме.

ГлавноеНа совещании у мэра решали важные социально-культурные вопросы

Работы на объектах социальной сферы стали основной темой планёрки мэра Вадима Кстенина.