Войти
Музыка
09.06.2013 15:09
Борис Березовский  как символ эпохи

Борис Березовский как символ эпохи

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: biletexpress.ru

Его не часто можно услышать в Москве. Поэтому воронежцам повезло: Борис Березовский мог и отменить выступление на Платоновском фестивале, как отменил Второй фортепианный концерт Брамса. По словам пианиста, он не играл его больше двух месяцев, поэтому решил повторить в Воронеже свою парижскую программу: Сказки Метнера и концерт Грига ля минор в первом отделении, Прелюдии Рахманинова и леворучный концерт Равеля – во втором.

Музыкант имеет на это право. Да и мы не в обиде: вместо одного концерта услышали два – пусть и не таких мощных, как Второй Брамса, но кто рискнет искать в музыке равновесие?

Березовский берет зал сразу, с первых звуков Сказок. Цикл Метнера ор.51 невероятно красивый, он переливается разными интонациями – порой мощными, как древнерусский распев, порой прямо джазово-прихотливыми. Березовский – если не первооткрыватель Метнера, то уж, по крайней мере, один из немногих, кто играет его много, постоянно и даже проводит фестиваль его имени. Уже только за это ему можно поклониться, потому что когда пианист с именем пропагандирует мало известную слушателям (и не только) музыку, это спасает ее от забвения. А Метнер стоит того, чтобы его играть.

Ля минорный концерт Грига со своими стремительными нисходящими аккордами в первой части может сравниться по узнаваемости только с Первым концертом Чайковского. Возникает вопрос: зачем пианисты вновь и вновь обращаются к этому хрестоматийному сочинению? В случае с Березовским мы сталкиваемся с тем самым чудом, которое случается, наверное, только в музыке: когда интерпретация даже самого известного произведения позволяет услышать в нем нечто, чего еще никто не замечал. Березовский наполняет Грига русской мощью – никаких сильфов и троллей! В прочтении Березовского слышится рахманиновская сила духа, неоглядный интонационный простор и благородный пафос.

Рахманинов – вообще его композитор, его масштаба и дарования. Мало кто из высококлассных пианистов может соответствовать музыке Сергея Васильевича, который сам был исполнителем экстра-класса и мало заботился о том, как его сочинения будут играть после него. Не говоря о технике, нужны особые руки и мышление. Когда слышишь в исполнении Березовского прелюдии Рахманинова ор.23, понимаешь, что рояль, действительно, король инструментов, на котором можно сделать всё.

Березовский вообще – пианист-универсал. Это всегда редкое качество. Таким был только Рихтер. Наверное, поэтому возникло это сравнение: «Березовский – новый Рихтер». Сравнивать их, по меньшей мере, не корректно, но если взять Рихтера как абсолютную величину, идеал, меру, по которой можно определять талант других, то Березовский, несомненно, к нему приближается.

Если уж речь зашла о сравнениях, то Березовский чем-то похож на Горовица – своей харизмой, элегантностью (отсутствие бабочки и фрака здесь не причем). Березовский – джентльмен за роялем, но с русской душой. Его игра изысканна, как дорогое вино, которое можно позволить себе только по праздникам. Платоновский фестиваль – как раз такой случай.
Интересный момент (для меня, по крайней мере, потому что я не из тех, кто в оба глаза смотрит на пианистов во время исполнения): от него нельзя оторвать взгляд. Хотя внешне он ведет себя очень сдержанно и составляет с инструментом одно целое. Может, в этом и секрет его удивительного звука, когда мы всё понимаем даже на едва слышном piano – и интонационно, и в плане артикуляции.

Ну а если продолжить мысль о сравнении с Рихтером, то Березовского можно назвать пианистом, олицетворяющим наше время. Честно скажу, мысль не моя, а сидящей рядом со мной на концерте пианистки Ларисы Вахтель. Мне она показалась очень точной и – в данном случае – сравнение корректно. Прошлый век был эпохой Рихтера. Начало двадцать первого - эпоха Березовского. Его можно назвать пианистом номер один – по универсальности, качеству и силе воздействия на публику. Ну а если кому-то это сравнение покажется слишком смелым, призовите на помощь чувство юмора, в котором Березовскому не откажешь: не зря же он любит Чехова и Чарли Чаплина, а на встрече с журналистами появился в футболке с первым номером.

Концерт для левой руки Равеля ре мажор, завершивший второе отделение, как раз продемонстрировал, что с чувством юмора у Березовского всё в порядке. Иначе зачем пианисту-виртуозу, у которого, слава Богу, одинаково хорошо действуют обе руки, демонстрировать возможности лишь одной из них? Леворучный концерт, если отвлечься от истории его создания, для сегодняшних исполнителей – высококлассный трюк, играют его немногие. В Равеле Воронежский академический симфонический оркестр с Игорем Вербицким за пультом показал себя во всей красе. Надо отдать должное: коллектив много работает на Платоновском фестивале, масса концертов, разная программа, солисты мировой величины, которым, подчас, очень трудно угодить, - и всё это с одной-двух репетиций. Это говорит о том, что наш коллектив в хорошей форме, он соответствует мировым стандартам.

На бис Борис Березовский исполнил чудесную прелюдию Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» - так же захватывающе, как и основную программу. Безусловно, этот концерт стоит того, чтобы рассказывать о нем внукам.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЭпидемия отмен разразилась в Воронежской области

И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.